Леош Яначек - "Енуфа (Её падчерица)"

вернуться

Енуфа (Её падчерица) (чеш. Jenufa, чеш. Jeji pastorkyna) — трёхактная опера чешского композитора Леоша Яначека на либретто, написанное Габриэлой Прейссовой, по мотивам её собственного литературного произведения. Существуют две версии оперы. Постановка первой версии состоялась 21 января 1904 года в Народном театре (Divadlo na Veveri) города Брно.

История создания

После разочарования от провала своей первой оперы Леош Яначек углубился в комплексное исследование моравской народной музыки. Период написания третьей по счёту оперы совпал с болезнью дочери композитора, Олюшки. Согласно воспоминаниям его горничной Мары Стрекаловой, чем тяжелее было состояние больной Олюшки, тем она была сильнее очарована музыкой ожидаемой новой оперы ее отца. И будучи очень чувствительным человеком, он вложил в своё произведение всю боль и страдания своей дочери, воплотившиеся в музыке в страдания Енуфы. И жёсткая деспотичная любовь сторожихи костёла по его словам, есть отражение его собственного характера. После смерти дочери, Яначек посвятил оперу её памяти.

Премьера оперы прошла очень удачно и получила прекрасные отзывы[3]. В Праге премьера была осуществлена лишь в 1916 году, в Вене в 1918 году.

======

Опера в трёх действиях

Действующие лица

Бабушка Бурыйа, хозяйка мельницы (меццо-сопрано)
Сводные братья, её внуки: Лаца Клемень (тенор)
Штева Бурыйа (тенор)
Дьячиха (церковная сторожиха), вдова, невестка Бурыйи (сопрано)
Енуфа, её падчерица (сопрано)
Старик-работник на мельнице (бас)
Староста (бас)
Старостиха (меццо-сопрано)
Каролка, их дочь (меццо-сопрано)
Служанка (меццо-сопрано)
Барена, служанка (сопрано)
Янек, пастушок (сопрано)
Кума (меццо-сопрано)
Рекруты, музыканты, рабочие на мельнице, деревенские жители, дети.

Сюжет - время: XIX век, место: Моравская деревня

Акт I

Втайне от всех Енуфа ждёт ребёнка от Штевы. Только брак со Штевой может спасти ее от позора. Приближается время призыва в армию для Штевы. Старый мельник сообщает радостную весть, что Штеву освободили от армии. Возвращаются солдаты, звучит хор, начинаются танцы. Сторожиха просит их вести себя пристойно. Она видит, что Штева пьян и говорит, что не позволит ему взять в жены Енуфу, если он не бросит пить в течение года. Енуфа в отчаянии и бабушка утешает её. Енуфа умоляет Штеву спасти её от позора, он расхваливает её красоту, но глух к её словам. Окончательно опьянев, Штева засыпает. Возвращение Штевы не по душе Лаце Клеменю, сводному брату Штевы, который планировал сам жениться на Енуфе. Получив отказ Енуфы, он выходит из себя, когда она отвергает его, и наносит царапину ножом на её щеке.

Акт II

Спустя полгода, Енуфа втайне от односельчан живёт в доме своей матери. Она счастлива, что у неё есть ребёнок, хотя Штева еще не пришел навестить их. Хотя Енуфа спит, сторожиха встречается со Штевой и требует, чтобы он взял на себя ответственность за ребёнка. Он отвечает, что пока будет заботиться о ребёнке и давать деньги, но не хочет, чтоб кто-то знал, что ребенок от него. Он разлюбил Енуфу и в настоящее время собирается жениться на Карольке, дочери старосты. Штева уходит.

Лаце еще не знает правду о ребенке, но когда сторожиха говорит ему, правду, у него возникает отвращение при мысли об усыновлении ребёнка от Штевы. Опасаясь, что Енуфа не сможет выйти замуж вовсе, сторожиха обманывает Лаце, поспешно заявляя, что ребенок мертв. Лаце уходит, а сторожиха сталкивается с необходимостью делать ложь истиной. Она обёртывает ребенка в шаль и выходит из дома на речку.

Енуфа просыпается и произносит молитву о будущем своего ребенка, но сторожиха, возвращаясь, говорит ей, что ребенок умер, пока она спала. Лаце появляется и нежно утешает Енуфу, предлагая ей прожить всю оставшуюся жизнь вместе. Увидев их вместе, сторожиха пытается убедить себя, что поступила с ребёнком правильно.

Акт III

Наступает весна. День свадьбы Лаце и Енуфы назначен. Все в радостном предчувствии, лишь сторожиха на грани нервного срыва. Приходят с визитом Штева и Каролька. Хор деревенских девушек поет свадебную песню. Именно в этот момент раздаются крики. Под тающим льдом обнаружили тело ребенка. Енуфа немедленно говорит, что это её ребенок и обвиняет себя в убийстве. Деревня требует немедленного суда над Енуфой, но сторожиха успокаивает односельчан и сознаётся в том, что ребёнка утопила сама. Услышав её рассказ, Енуфа прощает мачеху. Сторожиху сажают в тюрьму. Каролька прогоняет Штеву, а Енуфа и Лаце и остаются вместе.

МУЗЫКА

Музыка «Ее падчерицы» отличается ярким национальным колоритом, пленяет свежестью и своеобразием. Следуя традициям Даргомыжского и Мусоргского, композитор пронизал музыкальный язык оперы декламационностью, оборотами, близкими к реальной человеческой речи. Вместе с тем здесь широко использовано мелодическое богатство чешского песенного фольклора, особенно в крайних актах, большая часть которых отведена разнохарактерным массовым сценам; второй же акт — центр психологической драмы.

Оркестровое вступление первого акта передает тревогу и смятение Енуфы. Тот же характер музыки сохраняется в ее монологе «Уж вечер близок» с выразительной распевной мелодикой. Монолог Лацы «Вы, бабушка…» проникнут горечью, обидой. В квартете Енуфы, Бурыйи, Лацы и Работника выражены противоречивые чувства, волнующие каждого из них. Хор новобранцев написан в духе разудалой молодецкой песни. Дуэт Штевы и Енуфы основан на резком противопоставлении мягких, напевных лирических интонаций девушки и резких, грубых, отрывистых возгласов парня. Хор «Как средь гор каменных», подобно рекрутской песне — народного склада, на этот раз плясового. Финал — драматическая кульминация акта (сцена Лацы и Енуфы) — завершается оркестром; сцена членится на несколько разделов; в первом (Лаца насмехается над Енуфой) музыка носит танцевальный характер; во втором — лирическом — господствует светлая напевная мелодика в третьем — драматически насыщенном — отрывочные восклицания героев накладываются на экспрессивную оркестровую партию.

Оркестровая интродукция второго акта передает гнетущую атмосферу в избе Дьячихи. На тех же музыкальных темах построен последующий диалог Енуфы и Дьячихи. Сцена Дьячихи и Штевы глубоко драматична; гневные реплики старухи чередуются с молящими, полными страха и смятения, интонациями Штевы. Тревожно звучит диалог Дьячихи и Лацы. Монолог Дьячихи «Каждое мгновение» развивается от однообразных монотонно повторяющихся мотивов через мелодию молитвенного склада к исступленному заключению. В монологе Енуфы «Мамочка» сопоставлены различные эмоциональные состояния — душевная усталость, угнетенность, страх за ребенка, бессилие. Трагическая сцена Дьячихи и Енуфы сменяется просветленным дуэтом Енуфы и Лацы. Заключение акта — полный тревоги монолог Дьячихи «Мне глядела смерть…»

Вступление к третьему акту воплощает тяжкие переживания Дьячихи. Первая половина акта пронизана контрастами; подавленности, страху и тревоге противопоставлено праздничное беззаботное настроение, царяшее вокруг. Дуэт Енуфы и Лацы светел и безмятежен. Радостен женский хор «Ой, мама, мама». Сцена признания Дьячихи глубоко драматична; ее речь сплетается с взволнованными репликами хора и других действующих лиц. Заканчивается опера дуэтом Енуфы и Лацы — широкораспевной, лирически подъемной музыкой, звучащей и в оркестровом заключении.

'Wikipedia lib.'
100oper.ru/ee-padcherica.html

     вернуться

    Последние изменения в документе сделаны 27/10/2016 22:15:53

Главная страница