Терминология

Частотные диапазоны музыкальных инструментов

Ниже приведены рабочие частотные диапазоны классических инструментов:

На схеме приведены формальные, "чистые" частоты, без учета обертонов.

Термины, определяющие частотные диапазоны

В терминологии используются следующие определения частотных диапазонов:

 Частотный диапазон (Hz)  Описание
 20 — 40  Глубокий бас
 40 — 80  Средний бас
 80 — 160  Верхний бас
 160 — 320  Нижняя середина
 320 — 640  Собственно середина
 640 — 1 280  Верхняя середина
 1 280 — 2 560  Нижний верх
 2 560 — 5 120  Средний верх
 5 120 — 10 240  Верхние высокие
 10 240 — 20 480  Верхняя октава

Термины, касающиеся описания частотного диапазона из "Audio Glossary" Гордона Холта (перевод)

  • ah-ax (рифмуется с “rah” — Ура). Окраска гласных, вызываемая пиком в АЧХ в районе 1000 Гц.
  • Airy — воздушность. Относится к ВЧ, звучащим легко, нежно, открыто, с ощущением неограниченного верха. Свойство системы, имеющей очень ровную характеристику на высоких частотах.
  • aw — (рифмуется с “paw” [ро:] — лапа). Окраска гласных, вызываемая пиком в АЧХ в районе 450 Гц. Стремится подчеркнуть, приукрасить звучание больших медных (тромбон, труба).
  • Boomy — прочтите слово “бум” с долгим “м”. Характеризует избыток среднего баса, зачастую с преобладанием узкой полосы НЧ (очень близко к “one-note-bass” — бас на одной ноте).
  • Boxy (дословно — “ящичный”): 1) характеризуемый “oh” — окраской гласных, будто внутри ящика говорит голова; 2) используется для описания верхнего баса/нижней середины звучания акустических систем с чрезмерными резонансами стенок корпуса.
  • Bright, brilliant — яркий, с блеском, сверкающий. Зачастую неверно употребляемый в аудио термин, он описывает степень твердости грани воспроизводимого звука. Яркость относится к энергии, содержащейся в полосе 4 — 8 кГц. Это не относится к самым верхним частотам. Все живые звуки обладают яркостью, проблема возникает лишь при ее избыточности.
  • Buzz — жужжащий НЧ звук, имеющий пушистый из-за некоторой неопределенности или усаженный остриями характер.
  • Chesty — от chest (грудная клетка). Резко выраженная плотность или тяжесть при воспроизведении мужского голоса из-за чрезмерной энергии в верхнем басе/нижней части СЧ.
  • Closed-in (дословно — спрятанный, закрытый). Нуждается в открытости, воздухе и хорошей детальности. Закрытое звучание обычно вызвано спадом ВЧ выше 10 кГц.
  • Coherent — согласованный. Имеет отношение к звучанию множественных АС — цельного сверху донизу. Без демонстрации слышимых признаков частот раздела.
  • Cold — холодный, более сильный, чем cool — прохладный. Имеет некоторый избыток ВЧ и ослабленные низкие.
  • Coloration — окраска. Слышимая “сигнатура”, которой воспроизводящая система окрашивает все сигналы, проходящие через нее.
  • Cool — прохладный. Умеренно лишенный плотности и теплоты вследствие монотонного затухания, начиная с частоты 150 Гц.
  • Crisp — четкий, ясно очерченный. Точно локализованный и детальный, иногда чрезмерно из-за пика в середине ВЧ диапазона.
  • Cupped-hands — рупор из ладоней. Окраска с носовым призвуком или в крайнем проявлении — звук через мегафон.
  • Dark — темный, мрачный (дословно). Теплое, мягкое, чрезмерно богатое звучание. Воспринимается на слух как наклон АЧХ по часовой стрелке во всем диапазоне, так что выходной уровень ослабляется с ростом частоты.
  • Dip (дословно — погружение, провал). Узкий провал посреди ровной АЧХ.
  • Discontinuity (дословно — разрыв). Изменение тембра или окраски при переходе сигнала от одной головки к другой в многополосных акустических системах.
  • Dished, dished-down — в виде блюдца, перевернутого блюдца. Описывает АЧХ с проваленной серединой. В звучании много баса и верхних частот, глубина преувеличена. Восприятие, как правило, безжизненное.
  • Dry (дословно — сухой). Описывает качество баса: обедненный, скудный, как правило, передемпфированный.
  • Dull (дословно — тупой, тусклый, скучный, вялый, подавленный). Описывает безжизненное, завуалированное звучание. Такой же, как “soft” — мягкий, но в большей степени. Слышимый эффект спада ВЧ после 5 кГц.
  • ее — рифмуется с we. Окраска гласных, вызванная пиком в АЧХ в районе 3.5 кГц.
  • eh — как в “bed”. Окраска гласных, вызванная коротким подъемом АЧХ в районе 2 кГц.
  • Extreme highs — сверхвысокие. Диапазон слышимых частот выше 10 кГц.
  • Fat (дословно — обильный, богатый, жирный, маслянистый). Слышимый эффект умеренной избыточности среднего и верхнего баса. Чрезмерно теплый, больше “warm”.
  • Forward, forwardness (дословно — выдвинутый на передний план, придвинутость). Качество воспроизведения, создающее впечатление, что источники звука расположены ближе, чем они находились при записи. Как правило, это результат “горба” в среднем диапазоне плюс узкой направленности акустических систем.
  • Glare (дословно — ослепительный, сверкающий). Неприятное качество жесткости или яркости вследствие чрезмерной энергии нижнего или среднего верха.
  • Golden (дословно — золотой). Благозвучная окраска, характеризуемая округлостью, богатством, мелодичностью.
  • Hard (дословно — твердый, жесткий). Стремящийся к стальному, но не столь пронзительный. Часто это результат умеренного “горба” в районе 6 кГц, иногда вызван небольшими искажениями.
  • Horn sound — рупорный звук, сделанный через рупор. Окраска “aw”, присущая многим акустическим системам, имеющим среднечастотный рупорный излучатель.
  • Hot (дословно — горячий). Резкий резонансный выброс в высоких частотах.
  • Hum (дословно — жужжание). Непрерывный “зуд” на частотах, кратных 50 Гц. Вызван прониканием основной частоты питания либо его гармоник в тракт воспроизведения.
  • Humped (дословно — сгорбленный). Характеризует звучание, выдвинутое вперед (по пространственной характеристике). Общее звучание вялое, скудное. Вызвано широким подъемом средних частот и довольно ранним спадом низких и высоких.
  • ih — как в слове “bit”. Окраска гласных, вызванная пиком в АЧХ в районе 3.5 кГц.
  • Laid-back (дословно — отодвинутый назад, задвинутый). Подавленное, отдаленное звучание, с преувеличенной глубиной, обычно из-за проваленного в виде блюдца среднего диапазона.
  • Lean — худой, тощий, хилый. Эффект слабого спада АЧХ вниз, начиная с 500 Гц. Выражен слабее, чем “cool” — прохладный.
  • Light — светлый. Слышимый эффект наклона АЧХ против часовой стрелки относительно середины. Сравни с “dark” — темный.
  • Loose — рыхлый, болтающийся, неустойчивый. Относится к плохо выраженному/размытому и плохо управляемому басу. Проблемы с демпфированием усилителя или динамических головок/акустического оформления колонок.
  • Lumpy (дословно — комковатый). Звучание, характеризуемое некоторой прерывностью АЧХ в нижней части, начиная с 1 кГц. Некоторые области кажутся выпяченными, другие — ослабленными.
  • Muffled — приглушенный. Звучащий очень вяло, тупо, вовсе не имеющий в спектре высоких частот. Результат спада высоких частот выше 2 кГц.
  • Nasal (дословно — гнусавый, носовой). Звучание похоже на то, если говорить с заложенным или зажатым носом. Похоже на окраску гласного “eh”. В акустических системах причиной этого часто является измеряемый пик давления в верхней части среднего диапазона, сопровождаемый последующим провалом.
  • oh — произношение как в слове “toe”. Окраска гласного, вызываемая широким выбросом в АЧХ в районе 250 Гц.
  • One-note-bass — бас на одной ноте. Преобладание одной низкой ноты — следствие острого пика в нижнем диапазоне. Обычно вызван плохим демпфированием НЧ головки, так же могут проявляться резонансы помещения.
  • оо — произношение как в слове “gloom”. Окраска гласного, вызвана широким выбросом в АЧХ в районе 120 Гц.
  • Power range — диапазон максимальной энергии. Область частот примерно 200 — 500 Гц соответствует диапазону мощных инструментов оркестра — медных духовых.
  • Presence range (дословно — диапазон присутствия). Нижняя часть верхнего диапазона примерно 1 — 3 кГц, создающая ощущение присутствия.
  • Reticent (буквально — сдержанный). Умеренно отодвинутый назад. Описывает звучание системы, АЧХ которой имеет форму блюдца в среднем диапазоне. Противоположно forward.
  • Ringing (буквально — звон). Слышимый эффект резонанса: окраска, смазанное/размытое звучание, пронзительность, гудение. Имеет природу узкого выброса на АЧХ.
  • Seamless (дословно — без шва, из единого/цельного куска). Не имеет ощутимых разрывов во всем слышимом диапазоне.
  • Seismic — сейсмический. Описывает воспроизведение НЧ, при котором создается впечатление, будто дрожит пол.
  • Sibilance (буквально — свист, шипение). Окраска, подчеркивающая вокальный звук “с”. Может быть связана с монотонным подъемом АЧХ от 4 — 5 кГц либо с широким выбросом в полосе 4 — 8 кГц.
  • Silvery — серебристый. Несколько жесткое, но чистое звучание. Флейте, кларнету, альтам придает очерченность, но гонгу, колокольчикам, треугольнику может сообщить навязчивость, чрезмерную резкость.
  • Sizzly — шипящий, свистящий. Подъем АЧХ в районе 8 кГц, добавляется шипение (присвист) ко всем звукам, особенно к звучанию тарелок и шипящим в вокальных партиях.
  • Sodden, soggy (буквально — промокший, набухший от воды). Описывает рыхлый и плохо определенный бас. Создает ощущение неясности, неразборчивости в нижнем диапазоне.
  • Solid-state sound — транзисторное звучание, звук полупроводников. Комбинация звуковых качеств, общая для большинства транзисторных усилителей: глубокий, плотный бас, слегка отодвинутый яркий характер сцены и ясно очерченные, детальные ВЧ.
  • Spitty (дословно — плюющий, фыркающий, шипящий). Резкая “ts” — окраска, излишне подчеркивающая музыкальные обертоны и шипящие. Похожа на шум поверхности виниловой пластинки. Обычно, результат острого пика АЧХ в области крайних ВЧ.
  • Steely — стальной, сталистый. Описывает пронзительность, резкость, назойливость. Подобно “hard”, но в большей степени.
  • Thick — жирный, густой, тупой. Описывает промокший/тупой или громоздкий, тяжелый бас.
  • Thin — жидкий, хилый, истонченный. Очень недостаточный по басу. Результат сильного, монотонного затухания вниз, начиная с 500 Гц.
  • Tizzy (дословно — волнение, тревога), “zz” и “ff” — окраска звука тарелок и вокальных шипящих, вызванная ростом АЧХ выше 10 кГц. Подобна “wiry”, но на более высоких частотах.
  • Tonal quality — тональное качество. Точность/корректность, —с которой воспроизводимый звук повторяет тембры оригинальных инструментов. (Мне кажется, этот термин будет хорошей заменой тембральному разрешению — А. Б.).
  • Tube sound, tubey — звук, обязанный присутствию ламп в тракте записи/воспроизведения. Комбинация звуковых качеств: сочность (богатство, живость, яркость красок) и теплота, избыток среднего и недостаток глубокого баса. Выпирающее изображение сцены. Верха гладкие, тонкие.
  • Wiry — жесткий, напряженный. Вызывает раздражение искаженными верхними частотами. Подобен удару щеточек по тарелкам, но способен окрасить все звуки, воспроизводимые системой.
  • Wooly — вялый, расплывчатый, мохнатый. Относится к болтающемуся, рыхлому, плохо определенному басу.
  • Zippy — живой, быстрый, энергичный. Незначительное выделение верхних октав.

Большинство терминов, можно разбить на 3 категории:
   1) ономатопея, звукоподражание — слова, звучащие как явление, которое они описывают;
   2) образность — оценки, вызывающие ментальный образ;
   3) чувственность — слова, связывающие то, что мы слышим, с тем, что видим или к чему прикасаемся.
Например, термин boomy — звукоподражательный, поскольку басовый пик на АЧХ звучит как слово boom (возможно, русское прилагательное бухающий будет адекватным boomy). Термин airy (воздушный), используемый для описания верхнего диапазона частот, который, кажется, не имеет предела, вызывает образ обширного пространства, как в огромном зале с высоким потолком и множеством больших окон. Чувственный термин gritty (песчаный) будет понятен каждому, кто хоть раз жевал салат-латук с попадающимися в нем песчинками.

вернуться

 

         Последние изменения в документе сделаны 26/10/16 17:18

Главная страница проекта:
My Music Base