Некоторые замечания по поводу
создания интернет-ресурса для коллекционеров

(предварительные формулировки)

 

Данный материал родился на основе моего собственного опыта программирования, ведения каталога коллекции и поддержки сайта, который был "обкатан" и обогащен в результате переписки с заинтересованными лицами. В результате обработки этих замечаний были сформулированы некоторые моменты концепции создания интернет ресурса для коллекционеров, сформулированы задачи, определен объем работ и стоимость проекта.

  • Целевая аудитория. В начале необходимо определить целевую аудиторию и исходя из этого сформулировать предложения по созданию ресурса.
    Мне представляется, что несмотря на универсальность идеи (концепция практически не зависит от предмета собирательства) на первых этапах следует привязаться к одному конкретному виду коллекционирования, например коллекционирование музыкальных CD, в общем лишь потому, что данный предмет мне ближе и понятней. Это позволяет конкретизировать требования к системе. В дальнейшем, на основе опыта полученного при создании ресурса, можно перейти к более общей постановке задачи.

    В начале аудитория рассматривается только как русскоязычная, однако, с точки зрения расширения клиентуры, представляет интерес мультиязычный ресурс. Реализация этой возможности связана с чисто технической проблемой перевода информационного материала и может быть решена исходя из экономических соображений. В настоящее время информация в сети по музыкальной тематике (jazz, blues, electronic, classic) в основном англоязычная, и значительная работа предстоит по переводу этой информации на русский язык.
    На начальных этапах развития проекта целевая аудитория представляется, как русскоязычные коллекционеры музыкальных CD. В настоящее время из 1500 ежедневных посетителей сайта, на Россию  приходится около 300, достаточно часто ко мне обращаются по вопросу приобретения программы ведения личной коллекции.

  • Некоторые основные положения. Ресурс коллекционера должен обеспечивать:
    а) средства ведения личного каталога коллекционера, б) информационное сопровождение коллекции, в) средства общения между коллекционерами, г) доступ к ресурсам пополнения коллекции.


    В развитие этих положений :

    а) Личный каталог является списком, содержащим описание CD по ключевым параметрам. Личный каталог коллекционера должен быть защищен от постороннего доступа, коллекционер при желании может выступать в системе полностью анонимно, коллекционер может по своему желанию открывать часть своей информации для общего обозрения. Например может быть показана, та часть коллекции, которая предназначена к обмену или продаже, могут быть показаны CD по которым коллекционер хочет узнать чье-то мнение или собрать дополнительную информацию.

    В принципе, в качестве коллекционера может быть зарегистрирован и продавец музыкальных CD, ведущий список товара на складе и объявивший его для публичного доступа.
    Важным элементом коллекционирования является учет содержимого коллекции, поэтому элементы списка должны содержать признак и комментарий для отметки CD, временно изъятых из коллекции, например, отданных на прослушивание.

    Возможно, что локальный список должен содержать не только список собственной коллекции, но и список CD, которые коллекционер разыскивает в настоящее время. Например, по заинтересовавшему коллекционера исполнителю, он с помощью системы готовит список CD, представляющих наибольший интерес (по рейтингу, информации от других коллекционеров или иным параметрам). В настоящее время подобный список можно подготовить по дискографии (рейтингу CD) исполнителя от allmusic.com. По крайней мере я поступаю именно так, если автор мне не очень хорошо известен, я просматриваю список дискографии с рейтингами на allmusic и выбираю 1-2 CD с наивысшим рейтингом для предварительного ознакомления. 


    б) Информационное сопровождение включает:

       
    биографии исполнителей (аналоги allmusic.com, artistdirect.com, cdconnection.com),
        ссылки на ресурсы сети связанные с исполнителями,
       
    универсальные ресурсы сети музыкальной тематики,
       
    рецензии на CD или информация из буклетов,
       
    списки соисполнителей (аналог - описание CD на allmusic.com),
        
    списки композиций (аналоги cddb.com, freedb.org) с характеристиками и комментариями,
       
    образы конвертов (аналог cdcovers.cc),
       
    тексты композиций (аналог lyricsdot.com).


    Очевидно не следует пытаться создать информационный ресурс, включающий в себя одновременные возможности всех перечисленных аналогов, однако наличие указанных видов информационного обеспечения в системе иметь необходимо. 
    При разработке информационного наполнения следует учитывать: 

    • необходимость соблюдения авторских права на информацию в сети (рекомендуется использование ссылок вместо копирования, соблюдение авторских прав является непременным условием привлечения спонсорских средств к проекту), 

    • необходимость обеспечения качества информации (достоверность, единое стилевые требование, не предвзятость оценок) при заполнении базы коллекционерами, 

    • высокую стоимость наполнения базы оригинальной информацией (необходима оплата заказной информации, и контроль ее соответствия требованиям системы).

Возможно несколько вариантов биографии для одного и того же исполнителя, внутри биографии желательна дискография.
Интересный вопрос в этом случае заключается в том, несет ли ответственность за соблюдение авторских прав владелец ресурса, если ресурс предоставляет место и средства для размещения информации, а собственное наполнение базы реализуется клиентами (коллекционерами), как правило анонимными.


в)
 Кроме стандартных средств общения (почта, конференции, чаты), которые следует привязывать к специфике ресурса (например, конференции должны быть привязаны к возможностям системы - коллекционер ищет информацию по исполнителю - система генерирует для этого свою тему конференции), следует включить специальные средства (например, просмотр списков CD для обмена, поиск коллекционеров заинтересованных в развитии какой-либо темы и дальнейшее обеспечение их общения).


г)
 Подключение к магазинам и "барахолкам" со списком заказов. Коллекционер обозначает тему - стиль, исполнитель, новинки, оригинальные CD, копии CD и т.п. - далее система проходит по спискам CD от поставщиков/продавцов, по спискам CD к обмену и по ключевым признакам - регион, условие сделки, готовит отчет о предложениях, предоставляет средства исполнения заказа - выход на магазин, отправка почты и т.п. 
Одним из наиболее принципиальных вопросов при создании "барахолки" подержанных CD, является вопрос перевода виртуального общения в сети к практическому обмену материальными объектами. Реализовать обмен письмами в интернет не сложно, преложить на коллекционера полностью вопросы контакта с коллегами не эффективно, если не предложить механизм взаимодействия услуга будет не востребована. Возможно следует проанализировать возможности служб доставки появляющихся в последнее время. 
Хотелось бы отметить тенденцию к росту домашнего копирования музыкальных CD, наблюдаемую в последнее время во всем мире. Представляется перспективным направление обмена/проката "фирменных" CD с целью "домашнего" копирования. При изготовлении домашней копии CD информация представленная в базе будет очень полезна - распечатал стандартизованный конверт и подложил к копии. В это же направление укладывается и популярное в настоящее время коллекционирование музыкальных произведений в формате mp3, индивидуальная "оцифровка", обмен файлами mp3. 
Важен момент ответственности за обязательства при участии в системе обмена/проката (как правило решается через систему залога, материального CD-CD, финансового деньги-CD). Следует учитывать возможность предварительной оплаты услуг/объектов популярными в сети инструментами - пластиковыми картами Visa, MC EC, электронными деньгами WebMoney.

  • Минимизация ввода информации. Трудно предположить, что коллекционер готов к вводу большого количества информации по каждому CD своей коллекции. Писать/искать биографию исполнителя, тексты песен, списки треков, образов конвертов. Объединение усилий многих коллекционеров в сочетании с уже имеющимися в сети информационными ресурсами (общедоступные - allmusic.com, artistdirect.com, cddb.com, freedb.org, cdcovers.cc,  различные платные услуги по поиску информации) должны свести необходимость ввода информации к минимуму.

    Регистрируя свой CD в системе коллекционер вводит имя исполнителя (наименование/часть наименования CD), просматривает список уже зарегистрированных в системе CD данного исполнителя (наименования CD), по ключевым параметрам - исполнитель, наименование, изготовитель (если регистрируется копия, то изготовитель оригинала), год выпуска - идентифицирует совпадение его CD c уже существующими в системе описаниями. Возможны варианты компоновки композиций CD от различных изготовителей, в этом случае коллекционер выбирает наиболее подходящий вариант, модифицирует его и регистрирует в системе новое описание. В некоторых случаях возможен ввод частичного описания одним коллекционером и дополнение информации другим коллекционером или администратором системы (через общедоступные/платные ресурсы сети).

  • Классификация музыкальных CD. С точки зрения коллекционера важны вопросы организации коллекции. Здесь очевидно нужно разделять вопросы классификации музыкальных направлений и вопросы создания каталогизатора коллекции. В первом случае один CD может быть отнесен сразу к нескольким музыкальным стилям, во втором случае позиция в каталоге должна быть определена однозначно. Потребность в разработке собственного каталога, возникает когда размеры коллекции превышают несколько сотен единиц.

    Здесь хочется отметить, что подход к классификации коллекции как правило индивидуальный. Это означает, что коллекционеру должна быть дана возможность создания собственного каталога. Тем не менее для организации обмена информацией между коллекционерами необходима единая система классификации музыкальных направлений.
    Система должна содержать достаточно подробный и прокомментированный (желательно с музыкальными примерами) классификатор стилей. Данная возможность необходима в первую очередь для начинающих коллекционеров и для поиска новых имен и изданий CD по интересам коллекционеров.

    Полезным представляются рубрики классификатора, обозначаемые как "родственные" стили, а также рекомендуемые (характерные) исполнители стиля и наиболее интересные издания CD. В идеале определение "родственных" стилей и рекомендуемых исполнителей, работа "авторская", с другой стороны при наличии в системе четкой классификации стилей и рейтинга исполнителей и CD возможно автоматическое установление соответствия, указанных рубрик.

  • Фрагменты музыкальных треков. Очень полезная возможность, прослушивание фрагментов (не более 1 минуты, интересный аналог - cdconnection.com - фрагмент и краткие отзывы) треков, которая позволяет определиться с выбором. С технической точки зрения здесь проблем (при наличии достаточного места) нет. Вопрос в том кто будет размещать эти фрагменты в системе. Во первых это продавцы заинтересованные в продвижении товара, во вторых это коллекционеры желающие поделиться с другими своими любимыми исполнителями, треками.

  • Система запросов по списку CD. Для коллекционера будет очень полезен механизм запросов по собственной базе данных. Например,

    "Поиск по дате приобретения"
    "Поиск CD по названию"
    "Поиск по исполнителю"
    "Поиск CD отданных на прослушивание"
    "Поиск по тексту в комментариях в Описании CD"
    "Поиск по тексту в комментариях к композициям"
    "Поиск композиций по названию"
    "Поиск CD с рейтингом не ниже заданного"
    "Поиск CD с AMG рейтингом не ниже заданного"
    "Поиск CD по списку стилей"
    "Поиск CD по производителю или серии"

    Особенно следует отметить поиск "CD отданные на прослушивание", который позволяет учитывать CD, временно отсутствующие в коллекции. Если этот список сделать открытым, то лица имеющие на руках чужие диски всегда могут проверить свои обязательства.

  • Рейтинг. При просмотре новых исполнителей очень интересен рейтинг - оценка CD. В данном случае важно добиться объективности оценок. Возможно оценка не должна быть анонимной, важно мнение определенного лица. Должна быть суммарная оценка и возможность просмотра составляющих, кто и сколько баллов проставил.

  • Ссылки. Использование ссылок на ресурсы сети вместо дублирования информации на собственном сервере очень перспективно, здесь есть только одна проблема - ссылки в интернет имеют тенденцию постоянно устаревать. Поэтому необходимо обеспечить постоянный контроль за актуальностью ссылок. Некоторые наиболее ценные ссылки целесообразно копировать на свой сервер и при случае исчезновения оригинала подставлять собственную копию с соответствующим комментарием. 

    Необходимо обеспечить средства совместного ведения ссылок на ресурсы сети в системе. Коллекционер, имеющие доступ к интернет, как правило, проводят много времени разыскивая ту или иную информацию в сети. Результаты его поисков могут быть полезны другим коллекционерам, и по согласованию с ним могут быть открыты для общего использования.
    Ссылки по определению привязаны к контексту. Например, ссылка на текст композиции не имеет смысла без самой композиции, аналогично, ссылка на сайт исполнителя не совсем самостоятельна, она дополняет базовую информацию и неотделима от самого исполнителя в контексте его роли в описании CD. Представляется следующие типы ссылок

    1. универсальные ссылки в формате тема/ссылка/комментарий;
    2. контекстно-информационные ссылки контекст/ссылка/характеристика;
    3. контекстные ссылки контекст/ссылка.

  • Выбор программно/аппаратного решения. Очевидны несколько вариантов решения проблемы разработки: исполняемая программа использующая доступ к базе данных системы через интернет, Java-аплет приложение, "тонкий клиент" на основе IE, Netscape. В любом случае следует ориентироваться на то, что коллекционер мало разбирается в тонкостях программирования и интернет технологиях,  все должно быть сделано просто, надежно, возможно в ущерб в некоторых случаях некоторым тонким возможностям, например, по части совместного использования контекстных ссылок.

    Важным моментом является соотношение объемов локальной информационной базы и базы, размещенной на Интернет сервере и связанная с этим задача определения требований к Интернет соединению (постоянное, временное, только для обновления локальной базы).
    Сформулировать предложения по концепции программного решения можно по окончании постановки задачи, определении полного комплекса требований. На этом этапе можно будет упростить задачу, отсеять лишнее, оставить только самое важное для первой версии системы. Пока можно сформулировать только некоторые принципиальные моменты такого решения. 

    Список коллекции должен вестись на интернет сервере системы, желательна возможность выборки с интернет-сервера информации в локальную базу для дальнейшей работы в режиме просмотра, необходима защита личной информации коллекционера. 
    Представляется целесообразным перенос краткого отображения списка коллекции из локальной базы на КПК коллекционера.

  • Связанные проблемы. Как правило вокруг коллекционирования возникает целый спектр связанных проблем. Например, для коллекционирования CD это вопросы звукозаписывающей аппаратуры, для коллекционеров mp3 - вопросы программного обеспечения. Как правило раз в год возникает желание что-то поменять в технике и естественно вопрос куда девать старую, как правило еще очень приличную технику. Средством обмена/поиска может быть своеобразная "барахолка" подержанной аппаратуры, комментарии по ее использованию, вопросы выбора при приобретении нового оборудования и т.п. 

  • Бизнес-план проекта. Для успешной реализации проекта необходим бизнес-план проекта, определяющий источники дохода, затраты на создание и поддержание. Однако разрабатывать подробный бизнес план имеет смысл только при наличии заинтересованности потенциального спонсора.

Готов обсудить изложенные здесь соображения - для связи предлагаю E-mail.

 
закрыть окно Главная страница проекта:

          Последние изменения в документе сделаны 24/03/17 14:28