Популярный справочник. Творческие портреты композиторов (Фрагменты)
М., "Музыка", 1990
пред.страница

след.страница

ЖАНЕКЕН (Janequin) Клеман (ок. 1475, Шательро, близ Пуатье - ок. 1560, Париж)

Сквозь мастера смотри на мастерство.
В. Шекспир

Слагает ли он мотеты в массивных аккордах, дерзает ли он воспроизводить шумное смятение, передает ли он в своих песнях женскую болтовню, воспроизводит ли он птичьи голоса, - во всем, что воспевает великолепный Жанекен, он божествен и бессмертен.
А. Банф

К. Жанекен - французский композитор первой половины XVI в. - одна из самых ярких и значительных фигур эпохи Возрождения. К сожалению, достоверных сведений о его жизненном пути сохранилось крайне мало. Но облик художника-гуманиста, жизнелюба и весельчака, тонкого лирика и остроумного сатирика-жанриста выразительно раскрывается в его творчестве, разнообразном по сюжетам и жанрам. Как и многие представители музыкальной культуры Возрождения, Жанекен обращался к традиционным жанрам духовной музыки - писал мотеты, псалмы, мессы. Но наиболее самобытные, имевшие большой успех у современников и сохраняющие до сегодняшнего дня свое художественное значение, произведения созданы композитором в светском жанре французской полифонической песни - шансон. В истории развития музыкальной культуры Франции этот жанр сыграл очень важную роль. Уходя своими корнями в народную песенно-поэтическую культуру средневековья, бытуя в творчестве трубадуров и труверов, шансон выражала думы и чаяния всех социальных слоев общества. Поэтому в ней органичнее и ярче, чем в каких-либо иных жанрах, воплотились черты ренессансного искусства.

Наиболее раннее (из известных) издание песен Жанекена относится к 1529 г., когда старейший в Париже нотопечатник Пьер Аттеньян опубликовал ряд крупных песен композитора. Эта дата стала своеобразной точкой отсчета при определении вех жизненного и творческого пути художника. Первый этап интенсивной музыкальной деятельности Жанекена связан с городами Бордо и Анже. С 1533 г. он занимает видное место музыкального руководителя в анжерском соборе, который славился высоким исполнительским уровнем своей капеллы и превосходным органом. В Анже - крупном центре гуманизма XVI в., где видную роль в общественной жизни играл университет, композитор провел около 10 лет. (Интересно, что с Анже связана юность и другого выдающегося представителя французской ренессансной культуры - Франсуа Рабле. В прологе к четвертой книге Гаргантюа и Пантагрюэль он тепло вспоминает об этих годах.)

Из Анже Жанекен уезжает ок. 1540г. О последующем десятилетии его жизни практически ничего не известно. Документальное свидетельство имеется о поступлении Жанекена в конце 1540-х гг. на службу в качестве капеллана к герцогу Франсуа де Гизу. Сохранилось несколько шансон, посвященных Жанекеном военным победам герцога. С 1555 г. композитор становится певцом королевской капеллы, затем получает звание постоянного композитора короля. Несмотря на европейскую известность, успех произведений, многократные переиздания сборников шансон, Жанекен испытывает серьезные материальные затруднения. В 1559 г. он даже обращается со стихотворным посланием к французской королеве, в котором прямо жалуется на бедность.

Сложности повседневного существования не сломили композитора. Жанекен являет собой ярчайший тип ренессансной личности с ее неистребимым духом бодрости и оптимизма, любовью ко всем земным радостям, умением видеть красоту в окружающем мире. Широко распространено сравнение музыки Жанекена с творчеством Рабле. Художников роднит сочность и колорит языка (у Жанекена это не только выбор поэтических текстов, изобилующих меткими народными выражениями, искрящихся юмором, весельем, но и любовь к красочным детальным описаниям, широкое использование изобразительных и звукоподражательных приемов, придающих его произведениям особую правдивость и жизненность). Ярким примером может служить знаменитая вокальная фантазия Крики Парижа - развернутая, словно театрализованная сценка уличного парижского быта. После мерного вступления, где автор спрашивает слушателей, не желают ли они послушать уличную разноголосицу Парижа, начинается первый эпизод представления - непрерывно звучат, сменяясь и перебивая друг друга, зазывные возгласы продавцов: пирожки, красное вино, сельди, старые башмаки, артишоки, молоко, свекла, вишня, русские бобы, каштаны, голуби... Темп исполнения все убыстряется, создавая в этой цветистой разноголосице картину, ассоциирующуюся с гиперболами Гаргантюа. Фантазия завершается призывами: Слушайте! Слушайте крики Парижа!

Ряд картинно-изобразительных хоровых композиций Жанекена родился как отклик на важные исторические события его эпохи. Одно из популярнейших сочинений композитора - Битва - описывает сражение при Мариньяно в сентябре 1515 г., где французские войска нанесли поражение швейцарцам. Ярко и рельефно, словно на батальных полотнах Тициана и Тинторетто, выписан звуковой образ грандиозной музыкальной фрески. Ее лейттема - призывный клич походного горна - проходит через все эпизоды произведения. В соответствии с развертывающимся поэтическим сюжетом эта шансон состоит из двух разделов: 1ч. - подготовка к битве, 2 ч. - ее описание. Свободно варьируя фактуру хорового письма, композитор следует за текстом, стремясь передать эмоциональное напряжение последних мгновений перед битвой и героическую решимость воинов. В картине боя Жанекен использует множество новаторских, крайне смелых для своего времени, приемов звукоподражания: партии хоровых голосов имитируют дробь барабанов, сигналы труб, бряцание мечей.

Ставшая открытием для своей эпохи шансон Битва при Мариньяно вызвала множество подражаний как у соотечественников Жанекена, так и за пределами Франции. Сам композитор неоднократно обращался к композициям подобного рода, вдохновленный патриотическим подъемом, вызванным победами Франции (Битва при Меце - 1555 и Битва при Ренти - 1559). Воздействие героико-патриотических шансон Жанекена на слушателей было чрезвычайно сильным. Как свидетельствует один из его современников, когда исполняли "Битву при Мариньяно"... каждый из присутствующих хватался за оружие и принимал воинственную позу.

Среди выразительных поэтических зарисовок и иллюстративных картин жанрово-бытового плана, созданных средствами хорового многоголосия, почитатели таланта Жанекена выделяли Охоту на оленя, звукоподражательные пьесы Пение птиц, Соловей и комическую сценку Женская болтовня. Сюжетность, живописность музыки, тщательность звуковой прорисовки многочисленных деталей вызывают ассоциации с полотнами голландских художников, которые придавали значение мельчайшим деталям изображаемого на полотне.

Камерная вокальная лирика композитора значительно менее известна слушателям, чем его монументальные хоровые композиции. В ранний период творчества Жанекен тяготел к поэзии Клемана Маро, одного из любимейших поэтов А. Пушкина. С 1530-х гг. появляются шансон на стихи поэтов знаменитой Плеяды - творческого содружества семи выдающихся деятелей искусства, назвавших свой союз в память о созвездии александрийских поэтов. В их творчестве Жанекена пленили изысканность и изящество образов, музыкальность слога, пылкость чувств. Известны вокальные композиции на стихи П. Ронсара - короля поэтов, как прозвали его современники, Ж. Дю Белле, А. Баифа. Традиции гуманистического искусства Жанекена в области многоголосной полифонической песни были продолжены Гильомом Котле и Клоденом де Сермизи. /Н. Яворская/

ЖОЛИВЕ (Jolivet) Андре (8 VIII 1905, Париж - 20 XII 1974, там же)

Я хочу вернуть музыке ее первоначальный античный смысл, когда она была выражением магического и заклинательного начала религии, объединяющей людей.
А. Жоливе

Современный французский композитор А. Жоливе говорил, что стремится быть настоящим универсальным человеком, человеком космоса. Он относился к музыке как к волшебной силе, магически воздействующей на людей. Для усиления такого воздействия Жоливе постоянно искал необычные тембровые сочетания. Это могли быть экзотические лады и ритмы народов Африки, Азии и Океании, сонорные эффекты (когда звучание воздействует своей краской без четкого различения отдельных тонов) и другие приемы.

Имя Жоливе появилось на музыкальном горизонте в середине 30-х гг., когда он выступил как член группы Молодая Франция (1936), куда входили также О. Мессиан, И. Бодрие и Д. Лесюр. Эти композиторы призывали к созданию живой музыки, преисполненной душевного тепла, они мечтали о новом гуманизме и новом романтизме (что было своеобразной реакцией на увлечение конструктивизмом в 20-е гг.). В 1939 г. сообщество распалось, и каждый из его участников пошел своим путем, сохраняя верность идеалам молодости. Жоливе родился в музыкальной семье (его мать была хорошая пианистка). Учился основам композиции у П. Ле Флема, а затем - инструментовке у Э. Вареза (1929-33). От Вареза, родоначальника сонорной и электронной музыки, во многом и пошла склонность Жоливе к красочным звуковым экспериментам. В начале своего композиторского пути Жоливе находился во власти идеи познать сущность "заклинательной магии" музыки. Так возник цикл фортепианных пьес Мана (1935). Слово мана на одном из африканских языков означает таинственную силу, живущую в вещах. Эту линию продолжили Заклинания для флейты solo, Ритуальные танцы для оркестра, Симфония танцев и Дельфийская сюита для духовых, волн Мартено, арфы и ударных. Жоливе часто использовал волны Мартено - изобретенный в 20-е гг. электромузыкальный инструмент, издающий плавные, словно неземные звуки.

Во время второй мировой войны Жоливе был мобилизован и около полутора лет провел в армии. Впечатления военного времени вылились в Трех жалобах солдата - камерном вокальном произведении на собственные стихи (Жоливе обладал прекрасным литературным талантом и в молодости даже колебался, какому из искусств отдать предпочтение). 40-е гг. - время перемен в стиле Жоливе. Первая соната для фортепиано (1945), посвященная венгерскому композитору Б. Бартоку, отличается от ранних заклинаний энергией и четкостью ритма. Расширяется круг жанров здесь и опера (Долорес, или Чудо безобразной женщины), и 4 балета. Лучший из них Гиньоль и Пандор (1944) воскрешает дух балаганных марионеточных представлений. Жоливе пишет 3 симфонии, оркестровые сюиты (Трансокеанская и Французская), но самым любимым его жанром в 40-60-е гг. стал концерт. Один только перечень солирующих инструментов в концертах Жоливе говорит о неустанных поисках тембровой выразительности. Свой первый концерт Жоливе написал для волн Мартено с оркестром (1947). Затем последовали концерты для трубы (2), флейты, фортепиано, арфы, фагота, виолончели (Второй виолончельный концерт посвящен М. Ростроповичу). Есть даже концерт, где солируют ударные инструменты! Во Втором концерте для трубы с оркестром слышны джазовые интонации, а в фортепианном наряду с джазом звучат отголоски африканской и полинезийской музыки. Многие французские композиторы (К. Дебюсси, А. Руссель, О. Мессиан) обращали взоры к экзотическим культурам. Но вряд ли кто может сравниться с Жоливе в постоянстве этого интереса, его вполне можно назвать Гогеном в музыке.

Деятельность Жоливе как музыканта очень разнообразна. Долгое время (1945-59) он был музыкальным директором парижского театра Comedie Francaise; за эти годы он создал музыку к 13 спектаклям (среди них Мнимый больной Ж. Б. Мольера, Ифигения в Авлиде Еврипида). В качестве дирижера Жоливе выступал во многих странах мира и неоднократно приезжал в СССР. Его литературный талант проявился в книге о Л. Бетховене (1955); постоянно стремясь к общению с публикой, Жоливе выступал как лектор и журналист, был главным консультантом по музыкальным вопросам в Министерстве культуры Франции.

В последние годы жизни Жоливе отдает себя педагогике. С 1966 р. и до конца своих дней композитор занимает должность профессора Парижской консерватории, где ведет класс композиции.

Говоря о музыке и ее магическом воздействии, Жоливе делает акцент на общении, чувстве единства людей и всего мироздания: Музыка это прежде всего акт общения... Общение композитора и природы... в момент создания произведения, а затем - общение между композитором и публикой в момент исполнения произведения. Достичь такого единения композитору удалось в одном из крупнейших своих сочинений - оратории Правда о Жанне. Она была исполнена впервые в 1956 г, (через 500 лет после судебного процесса, оправдавшего Жанну д'Арк) на родине героини - в селении Домреми. Жоливе использовал тексты протоколов этого процесса, а также стихи средневековых поэтов (в т. ч. Шарля Орлеанского). Оратория исполнялась не в концертном зале, а на открытом воздухе, в присутствии нескольких тысяч человек. /К. Зенкин/

ЖОСКЕН ДЕПРЕ (Josquin Despres) (ок. 1440 - 27 VIII 1521, Конде-сюр-л'Эско)

Жоскен Депре - выдающийся представитель нидерландской школы полифонистов. Место его рождения с точностью не установлено. Одни исследователи считают его фламандцем, хотя во многих документах XVI в. Жоскен назван французом. Не сохранилось достоверных сведений и об учителях композитора. Скорее всего, одним из них был великий И. Окегем. Первое документальное свидетельство о жизни Жоскена, где говорится о нем как о певце Миланского кафедрального собора, относится только к 1459 г. В миланском соборе он прослужил с небольшими перерывами с 1459 по 1472 г. Вероятно, находился также при дворе влиятельного кардинала Асканио Сфорцы. Следующее по времени точно документированное упоминание о Жоскене относится к 1486 г., когда он был певчим папской капеллы в Риме. В возрасте примерно 60 лет Жоскен возвращается во Францию. Выдающийся музыкальный теоретик XVI в. Глареан рассказывает историю, которая, возможно, подтверждает связь Жоскена с двором Людовика XII. Король заказал композитору многоголосную пьесу с условием, чтобы он сам в качестве певца миг участвовать в ее исполнении. У монарха был неважный голос (а вероятно, и слух), поэтому Жоскен написал партию тенора, состоящую из... одной ноты. Истинна эта история или нет, она во всяком случае свидетельствует о большом авторитете Жоскена как среди музыкантов-профессионалов, так и среди высших кругов светского общества.

В 1502 г. Жоскен поступает на службу к герцогу Феррарскому. (Любопытно, что герцог в поисках руководителя своей придворной капеллы некоторое время колебался между Г. Изаком и Жоскеном, но все же сделал выбор в пользу последнего.) Однако уже через год Жоскен вынужден был покинуть выгодное место. Его внезапный отъезд был, возможно, вызван разразившейся в 1503 г. эпидемией чумы. Герцог и его двор, а также две трети городского населения покинули Феррару. Место Жоскена занял Я. Обрехт, который пал жертвой чумы в начале 1505 г.

Последние годы жизни Жоскен провел в северофранцузском городе Конде-сюр-л'Эско, где он служил настоятелем местного собора. Сочинения этого периода указывают на связь Жоскена с нидерландской полифонической школой.

Жоскен был одним из крупнейших композиторов позднего Возрождения. В его творческом наследии основное место отведено духовным жанрам: 18 месс (самые известные - Вооруженный человек, Pange lingua и Месса о благословенной Деве), более 70 мотетов и др. менее масштабные формы. Жоскену удавалось органическое сочетание глубины и философичности замыслов с виртуозной техникой музыкальной композиции. Наряду с духовными произведениями он писал также в жанре светской многоголосной песни (в основном на французские тексты - т. н. шансон). В этой части своего творческого наследия композитор ближе подходит к жанровым истокам профессиональной музыки, нередко опирается на народные песню и танец.

Жоскен был признан уже при жизни. Слава его не угасала и в XVI в. Хвалы ему воздавали такие крупнейшие литераторы, как Б. Кастильоне, П. Ронсар и Ф. Рабле. Жоскен был любимым композитором М. Лютера, который писал о нем: Жоскен заставляет ноты выражать то, что он хочет. Другие же композиторы, наоборот, вынуждены делать то, что им диктуют ноты. /С. Лебедев/

ИЗАИ (Ysaye) Эжен (16 VII 1858, Льеж - 12 V 1931, Брюссель)

Искусство - результат совершенного сочетания мыслей и чувств.
Э. Изаи

Э. Изаи был последним наряду с Ф. Клейслером виртуозом-композитором, продолжавшим и развивавшим традиции романтического искусства выдающихся скрипачей XIX в. Огромный масштаб мыслей и чувств, богатство фантазии, импровизационная свобода выражения, виртуозное мастерство выдвинули Изаи в число выдающихся интерпретаторов, определили самобытный характер его исполнительского и композиторского творчества. Его вдохновенные интерпретации во многом помогли популярности творчества С. Франка, К. Сен-Санса, Г. Форе, Э. Шоссона.

Изаи родился в семье скрипача, который стал обучать сына в 4 года. Семилетний мальчик уже играл в театральном оркестре и одновременно обучался в Льежокой консерватории у Р. Массара, затем в Брюссельской у Г. Венявского и А. Вьетана. Путь Изаи на концертную эстраду оказался нелегким. Вплоть до 1882г. он продолжал работать в оркестрах - был концертмейстером берлинского оркестра Бильзе, выступления которого проходили в кафе. Лишь по настоянию А. Рубинштейна, которого Изаи называл своим истинным учителем интерпретации, он уходит из оркестра и принимает участие в совместном с Рубинштейном турне по Скандинавии, что и определило его карьеру одного из лучших скрипачей мира.

В Париже исполнительское искусство Изаи вызывает всеобщее восхищение, как и первые сочинения, среди которых Элегическая поэма. Франк посвящает ему свою знаменитую скрипичную Сонату, Сен-Санс - Квартет, Форе - фортепианный Квинтет, Дебюсси - Квартет и скрипичный вариант Ноктюрнов. Под влиянием Элегической поэмы для Изаи создает Поэму Шоссон. В 1886 г. Изаи поселяется в Брюсселе. Здесь он создает квартет, ставший одним из лучших в Европе, организует симфонические концерты (получившие название Концерты Изаи), где выступают лучшие исполнители, преподает в консерватории.

Более 40 лет продолжалась концертная деятельность Изаи. С огромным успехом он выступает не только как скрипач, но и как выдающийся дирижер, особенно прославившийся исполнением сочинений Л. Бетховена, французских композиторов. В Covent Garden он дирижирует Фиделио Бетховена, в 1918-22 гг. становится главным дирижером оркестра в Цинциннати (США).

Вследствие диабета и болезни рук Изаи сокращает свои выступления. Последний раз он играет в Мадриде в 1927 г. концерт Бетховена под управлением П. Казальса, дирижирует Героической симфонией и тройным Концертом в исполнении А. Корто, Ж. Тибо и Казальса. В 1930 г. состоялось последнее выступление Изаи. На протезе после ампутации ноги он дирижирует в Брюсселе оркестром из 500 человек на торжествах, посвященных 100-летию независимости страны. Уже тяжело больной Изаи в начале следующего года слушает исполнение своей оперы Пьер-рудокоп, незадолго до того оконченной. Вскоре он скончался. Изаи принадлежит свыше 30 инструментальных сочинений, написанных, по большей части, для скрипки. Среди них 8 поэм - один из наиболее близких его стилю исполнения жанров. Это одночастные сочинения, импровизационного характера, близкие импрессионистической манере высказывания. Наряду с широко известной Элегической поэмой популярны Сцена у прялки, Зимняя песня, Экстаз, имеющие программный характер.

Наиболее новаторскими сочинениями Изаи являются его Шесть сонат для скрипки solo, также программного характера. Изаи принадлежат также многочисленные пьесы, в т. ч. мазурки и полонезы, созданные под влиянием творчества его учителя Г. Венявского, Соната для виолончели solo, каденции, многочисленные транскрипция, а также оркестровое сочинение Вечерние гармонии с солирующим квартетом.

Изаи вошел в историю музыкального искусства как артист, вся жизнь которого была отдана любимому делу. Как писал Казальс, имя Эжена Изаи всегда будет для нас означать самый чистый, самый прекрасный идеал артиста. /В. Григорьев/

ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ (наст. фам. Иванов) Михаил Михайлович (19 XI 1859, Гатчина - 28 I 1935, Москва)

Когда думаешь о советских композиторах старшего поколения, к которым принадлежал М. Ипполитов-Иванов, невольно поражаешься многогранности их творческой деятельности. И Н. Мясковский, и Р. Глиэр, и М. Гнесин, и Ипполитов-Иванов активно проявили себя в различных областях в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции.

Великий Октябрь Ипполитов-Иванов встретил зрелым, сформировавшимся человеком и музыкантом. К этому времени он - создатель пяти опер, ряда симфонических произведений, среди которых широкую известность приобрели Кавказские эскизы, а также - автор интересных хоров и романсов, нашедших прекрасных исполнителей в лице Ф. Шаляпина, А. Неждановой, Н. Калининой, В. Петровой-Званцевой и др. Творческий путь Ипполитова-Иванова начался в 1882 г. в Тифлисе, куда он приехал после окончания Петербургской консерватории (класс композиции Н. Римского-Корсакова) для организации Тифлисского отделения РМО. В эти годы молодой композитор много сил отдает работе (он - директор оперного театра), преподает в музыкальном училище, создает свои первые произведения. В первых композиторских опытах Ипполитова-Иванова (оперы Руфь, Азра; Кавказские эскизы) уже проявились черты, характерные для его стиля в целом: мелодическая напевность, лиризм, тяготение к малым формам. Удивительная красота Грузии, народные обряды восхищают русского музыканта. Он увлекается грузинским фольклором, записывает в Кахетии в 1883 г. народные мелодии, изучает их.

В 1893 г. Ипполитов-Иванов становится профессором Московской консерватории, где в разные годы у него по композиции занимаются многие, в будущем известные музыканты (С. Василенко, Р. Глиэр, Н. Голованов, А. Гольденвейзер, Л. Николаев, Ю. Энгель и др.). Рубеж XIX-XX вв. ознаменовался для Ипполитова-Иванова началом работы в качестве дирижера Московской русской частной оперы. На сцене этого театра благодаря чуткости и музыкальности Ипполитова-Иванова были реабилитированы оперы П. Чайковского Чародейка, Мазепа, Черевички, не имевшие успеха в постановках Большого театра. Он осуществил и первые постановки опер Римского-Корсакова (Царская невеста, Сказка о царе Салтане, Кащей бессмертный).

В 1906 г. Ипполитов-Иванов становится первым выборным директором Московской консерватории. В предреволюционное десятилетие развертывается деятельность Ипполитова-Иванова - дирижера симфонических собраний РМО и концертов Русского хорового общества, венцом которой явилось первое исполнение в Москве 9 марта 1913 г. Страстей по Матфею И. С. Баха. Круг его интересов в советский период необычайно широк. В 1918 г. Ипполитова-Иванова избирают первым советским ректором Московской консерватории. Он дважды выезжает в Тифлис для реорганизации Тифлисской консерватории, является дирижером Большого театра в Москве, ведет оперный класс в Московской консерватории, много времени отдает работе с самодеятельными коллективами. В эти же годы Ипполитов-Иванов создает знаменитый Ворошиловский марш, обращается к творческому наследию М. Мусоргского - инструментует сцену у Василия Блаженного (Борис Годунов), заканчивает Женитьбу; сочиняет оперу Последняя баррикада (сюжет из времен Парижской коммуны).

Среди произведений последних лет - 3 симфонические сюиты на темы народов Советского Востока: Тюркские фрагменты, В степях Туркменистана, Музыкальные картинки Узбекистана. Многогранная деятельность Ипполитова-Иванова представляет поучительный пример бескорыстного служения отечественной музыкальной культуре. /Н. Соколов/

пред.страница

след.страница

назад (back)