|
Great Recordings of the Century Remastered at Abbey Road Studios from LP 1955 Words by Wilhelm Muller (1974-1827) About 1 About 2 All Music Guide Франц Шуберт. Зимний путь (ор. 89) История создания Свой второй вокальный цикл Шуберт создал в предпоследний год жизни, полный печальных событий. Композитор утратил всякую надежду на издание своих сочинений в Германии и Швейцарии. В январе он узнал, что очередная попытка получить постоянное место, чтобы иметь твердый заработок и свободно творить, не увенчалась успехом: в должности придворного вице-капельмейстера Венской оперы ему предпочли другого. Решив участвовать в конкурсе на значительно менее престижную должность второго вице-капельмейстера театра венского предместья "У Каринтийских ворот", он не смог получить и ее - то ли потому, что сочиненная им ария оказалась слишком трудной для участвовавшей в конкурсе певицы, а Шуберт отказался что-либо менять, то ли из-за театральных интриг. Утешением стал отзыв Бетховена, который в феврале 1827 года познакомился с более чем полусотней шубертовских песен. Вот как об этом рассказывал первый биограф Бетховена Антон Шиндлер: "Великий мастер, не знавший до того и пяти песен Шуберта, был поражен их количеством и никак не хотел поверить в то, что Шуберт к этому времени создал уже более пятисот песен... С радостным воодушевлением он неоднократно повторял: "Действительно, в Шуберте живет Божья искра!"" Однако взаимоотношения двух великих современников не получили развития: месяц спустя Шуберт стоял у гроба Бетховена. Все это время, по воспоминаниям одного из друзей композитора, Шуберт "был мрачно настроен и казался утомленным. На мой вопрос, что с ним, он ответил только: "Вы скоро услышите и поймете". Однажды он сказал мне: "Приходи сегодня к Шоберу (ближайшему другу Шуберта. - А. К.). Я вам спою несколько ужасных песен. Они меня утомили сильнее, чем какие-либо другие песни". И он спел нам трогательным голосом весь "Зимний путь". До конца мы были совершенно озадачены мрачным настроением этих песен, и Шобер сказал, что ему понравилась только одна песня - "Липа". Шуберт на это возразил только: "Мне эти песни нравятся больше всех". Как и "Прекрасная мельничиха", "Зимний путь" написан на стихи известного немецкого поэта-романтика Вильгельма Мюллера (1794-1827). Сын портного, он так рано обнаружил поэтический дар, что уже к 14 годам составил первый сборник стихотворений. Рано проявились и его свободолюбивые взгляды: в 19 лет, прервав учебу в берлинском университете, он добровольцем участвовал в освободительной войне против Наполеона. Славу Мюллеру принесли "Греческие песни", в которых он воспел борьбу греков против турецкого гнета. Стихи Мюллера, нередко называемые песнями, отличаются большой напевностью. Сам поэт часто представлял их с музыкой, и его "Застольные песни" распевались по всей Германии. Мюллер обычно объединял стихотворения в циклы, связанные образом героини (прекрасная кельнерша, прекрасная мельничиха), определенной местностью либо излюбленной романтиками темой странствий. Он и сам любил путешествовать - посетил Вену, Италию, Грецию, каждое лето совершал пешие походы по разным краям Германии, подражая средневековым странствующим подмастерьям. Первоначальный план "Зимнего пути" возник у поэта, вероятно, еще в 1815-1816 годы. В конце 1822-го в Лейпциге были изданы "Песни странствий Вильгельма Мюллера. Зимний путь. 12 песен". Еще 10 стихотворении публиковались в бреславльской газете 13 и 14 марта следующего года. И, наконец, в изданной в Дессау в 1824 году второй книге "Стихотворений из бумаг, оставленных странствующим валторнистом" (первая, 1821, включала "Прекрасную мельничиху"), "Зимний путь" состоял из 24 песен, расположенных в другой последовательности, нежели прежде; две, написанные последними, стали №15 и №6. Шуберт использовал все песни цикла, но порядок их иной: первые 12 точно следуют первой публикации стихотворений, хотя писал их композитор значительно позднее последней публикации - они помечены в шубертовской рукописи февралем 1827 года. Познакомившись с полным изданием стихотворений, Шуберт в октябре продолжил работу над циклом. Он еще успел увидеть изданной 1-ю часть, опубликованную в венском издательстве в январе следующего года; в объявлении, извещавшем о выходе песен, говорилось: "Каждый поэт может желать себе счастья быть так понятым своим композитором, быть переданным с таким теплым чувством и смелой фантазией..." Над корректурой 2-й части Шуберт работал в последние дни жизни, используя, по воспоминаниям брата, "недолгие просветы сознания" во время смертельной болезни. 2-я часть "Зимнего пути" вышла в свет через месяц после смерти композитора. Еще при жизни Шуберта песни "Зимнего пути" звучали в домах любителей музыки, где, как и другие его песни, пользовались популярностью. Публичное же исполнение состоялось лишь однажды, за несколько дней до издания, 10 января 1828 года (Вена, Общество любителей музыки, песня №1, "Спокойно спи"). Показательно, что исполнителем выступил не профессиональный певец, а профессор университета. Музыка "Зимний путь" - один из самых крупных циклов, он состоит из 24 песен. И построение, и эмоциональный склад его резко отличны от "Прекрасной мельничихи". Какое-либо развитие сюжета отсутствует, странствия героя не имеют ни начала, ни конца. Мрачные настроения утверждаются уже в №1 и господствуют до последнего. Лишь изредка их озаряют светлые воспоминания, ложные надежды, и по контрасту жизнь становится еще мрачнее. Мрачна и окружающая героя природа: снег, покрывший всю землю, замерзший ручей, блуждающий огонек, заманивающий в глухие скалы, ворон, ожидающий смерти странника. В спящей деревне героя встречает лишь лай цепных псов, путевой столб указывает туда, откуда нет возврата: дорога приводит на кладбище. Простота мелодии и формы сближает песни цикла с народными. №1, "Спокойно спи", полон сдержанной скорби, подчеркнутой мерным ритмом шага, шествия. Лишь последний куплет окрашен в мажорные тона, словно улыбка сквозь слезы. Беспокойно звучит №2, "Флюгер", где выделяются тревожные восклицания. №5, "Липа", со светлой, непритязательной мелодией образует первый контраст; но свет обманчив - это лишь сон. Близок по настроению №10, "Весенний сон", построенный на внутреннем контрасте: светлой певучей мелодии в мажоре противостоят жесткие, отрывистые минорные фразы. Одна из самых жизнерадостных песен - №13, "Почта", с энергичным ритмом и звонкими фанфарными оборотами, подражающими наигрышу почтового рожка; но таково лишь начало каждого куплета: после паузы возникают скорбные возгласы. Декламационное начало господствует в печально сосредоточенном №14, "Седины", где фортепиано и голос как эхо вторят друг другу. Неизбывной печалью веет от №15, "Ворон". Финальный №24, "Шарманщик", - одна из самых потрясающих по безысходности песен Шуберта, решенная предельно скупыми средствами: уныло повторяющиеся примитивные звуки шарманки прерывают берущую задушу, тоскливую, удивительно простую мелодию, которая завершается горестным вопросом. А. Кенигсберг www.belcanto.ru/or-schubert-put.html
|