Описание CD

вернуться        закрыть окно  

 


  Исполнитель(и) :
   Konotop, Anatoly  (Producer)
◄◄◄        ►►►

  Наименование CD :
   Праздники Пресвятой Богородицы



Год издания : 2003

Компания звукозаписи : Исон, (ru)

Время звучания : 1:15:23

Код CD : AK 015

  Комментарий (рецензия) :

CD, стоящие на полке рядом : Sacred Music (Orthodox)      

Распевы супрасльского монастыря XVI в.

Feasts Of The Virgin Mary

Реконструкция и обработка распевов Анатолий Конотоп

Мужской хор храма Пресвятой Богородицы в Крылатском, регент Сергей Кривобоков

место записи: храм Пресвятой Богородицы в Крылатском

========= from the cover ==========

Вплоть до недавнего времени дискография древнерусских церковных песнопений была представлена сравнительно небольшим числом памятников древнерусской музыки. Теперь, благодаря подвижнической деятельности исследователей, дешифрованы, реконструированы и записаны на компакт-диски многочисленные произведения соборного творчества безвестных мастеров XVI-XVII вв. - времени наивысшего расцвета богослужебного пения русской православной церкви.

"Праздники Пресвятой Богородицы" - 15-й диск доктора искусствоведения, профессора А. В. Конотопа впервые озвучивает избранные песнопения годичного круга богослужения в традиции знаменного распева. До середины XVII в. знаменное пение доминировало на церковном клиросе и составляло органичный ансамбль с архитектурой, фресками, иконописью. Звучание праздничных песнопений находит зримое воплощение в иконах, посвященных тем же сюжетам и образам. Среди них "О Тебе Радуется", "Благовещение", "Покров", "Успение" и многие другие. Икона - это безмолвная молитва; в звучании песнопений она обретает Слово, и Слово становится видимым.

Певческий чин праздников Богородицы был особо чтим в Супрасле, так как основатели монастыря - киево-печерские и свято-афонские монахи назвали его Благовещенским. Распевы Супрасльского монастыря по своим музыкальным и исполнительским особенностям почти не отличаются от развитых форм знаменного распева - исконной традиции древнерусской музыки: та же сдержанная красота пластичной мелодической линии, спокойно льющейся в относительно широком звуковом диапазоне, те же проникновенные интонации, усиливающие значение ключевых слов молитвы. Ровное, не требующее нюансировки пение, передающее сосредоточенность молитвы, чуждое житейских эмоций, звучит в piano, ибо Бог является в тиши. Вместе с тем, в супрасльских песнопениях ярко выражен и самобытный колорит, органично сочетающийся с элементами греческой орнаментики, адаптированной на русской почве. Это, прежде всего, исон (тянущийся основной тон), своеобразные приемы опевания устоев, длинные форшлаги, триольные ритмические группы и т.п.

Древние считали, что унисон - самый совершенный вид пения, в котором слышатся вселенские интонации - отзвук царящей в мире гармонии. Распевы делают слово емким. Преодолевая пространство и время в их земном измерении, звук обретает некончаемое движение, как непреходящи образы Христа и Богоматери.

"О Воспетая" - так обращаются русские люди к своей Заступнице Усердной - Пресвятой Богородице. Цикл избранных песнопений праздников Богородицы открывается стихирами Рождества. "Сей день Господень" и "Приидите, вси вернии к Деве тецем". Кончилось время Ветхого Завета, наступила эпоха Завета Нового. День Рождества Пресвятой Богородицы считается первым в цикле великих двунадесятых праздников. Св. Андрей, архиепископ Критский, называет праздник Рождества Богородицы светлым и явным нисхождением Божиим к людям, которое должно иметь радостное начало, приносящее великий дар спасения. В стихире "Приидите вси вернии" поется о том, что с Рождеством Богородицы мир обновляется, церковь обретает свое благолепие, храм украшается. Текст этот следует понимать не только в конкретном плане, но и в том значении, которое стоит над буквальным смыслом, где под храмом понимается утроба Богоматери, вместившая наитием Святого Духа Невместимого. Мы стоим здесь у неизреченного чуда.

Празднику Покрова посвящены стихиры - "Срадуются с нами умная ся чиноначалия" и "Смысл очисивше и ум". Образ Богоматери - Стены Нерушимой, встает во весь свой рост, покрывая честным своим омофором землю русскую. В иконописных аналогах XVI в. можно найти параболические линии велумов перекинутых дугой поверх кровель соборов, повторяющих очертания покрова в руках Богоматери. В нижнем ярусе иконы "О Тебе радуется" Косьма Маюмский со святыми воспевает похвалу Богородице. Музыкальная ритмика композиции иконы, ее красочный строй созвучны супрасльским песнопениям Покрова.

В стихирах Введения во храм образ храма в буквальном и символическом смысле представляется как Святая Святых - сосуд неоранный. Храм становится одушевленным присутствием в нем Марии Девы. О Ней Дух Святой говорит в Песне Песней: "Чрево Твое, яко стог пшеницы, затворенный в кринах" (гл.7, 2). Стог пшеницы знаменует рожденного от Нее Христа, сказавшего о Себе: "Аз есмь хлеб". Безмерная радость звучит в этих песнопениях, но выражена она сдержанно, переданная скупыми средствами музыкального языка. Это радость не в земном ее воплощении, а в ликовании высшего божественного начала, когда конкретное событие становится событием.

Песнопения Благовещения включают несколько коротких ирмосов канонов и большого распева кондак "Взбранной Воеводе победительная". Благовестие архангела Гавриила уже свершилось и со смирением и кротостью воспринятое Марией Девой оно несет в себе образ грядущего Христа. В гимнических песнопениях ирмосов земное торжество наполнено отблеском Божественной Славы и потому оно столь непохоже на наше привычное человеческое изъявление радости - в них все заключено в Слове, которое изначально. Древнерусские мастера с непостижимым совершенством умели в ирмосах скупыми средсвами сказать о многм, о самом важном, о вечном.

Заключительная часть песнопений посвящена празднику Успения. Его открывает стихира "Егда изшла еси Богородице Дево". Получив предвестие об Успении от архангела Гавриила, Пресвятая Богородица возжелала видеть при своем преставлении апостолов, разошедшихся с проповедью по вселенной. Когда они собрались у одра Матери их Учителя, Она сказала: "Не плачьте, но радуйтесь о исходе Моем". В стихире поется о приятии души и тела Богородицы ко Господу на небо - о чуде явленном. Завершается годичный Богородичный круг славословием - стихирой на хвалитех "На бессмертное Твое Успение", изложенной в широком диапазоне с орнаментальными попевками и с гибкой линией ритмического рисунка.

Образ Богоматери - это лествица, ведущая от земли к небу. "Радуйся, Лествице Небесная. Ею же сниде Бог", - поется в Акафисте, и хор возглашает: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою". И это Архангельское благославение Она несет в мир - тем, кто притекает к Ней, прося Ея помощи и заступничества.

Наталия Померанцева доктор искусствоведения, профессор звучит в этих песнопениях, но выражена она сдержанно, переданная скупыми средствами музыкального языка. Это радость не в земном ее воплощении, а в ликовании высшего божественного начала, когда конкретное событие становится событием.

Песнопения Благовещения включают несколько коротких ирмосов канонов и большого распева кондак "Взбранной Воеводе победительная". Благовестие архангела Гавриила уже свершилось и со смирением и кротостью воспринятое Марией Девой оно несет в себе образ грядущего Христа. В гимнических песнопениях ирмосов земное торжество наполнено отблеском Божественной Славы и потому оно столь непохоже на наше привычное человеческое изъявление радости - в них все заключено в Слове, которое изначально. Древнерусские мастера с непостижимым совершенством умели в ирмосах скупыми средсвами сказать о многм, о самом важном, о вечном.

Заключительная часть песнопений посвящена празднику Успения. Его открывает стихира "Егда изшла еси Богородице Дево". Получив предвестие об Успении от архангела Гавриила, Пресвятая Богородица возжелала видеть при своем преставлении апостолов, разошедшихся с проповедью по вселенной. Когда они собрались у одра Матери их Учителя, Она сказала: "Не плачьте, но радуйтесь о исходе Моем". В стихире поется о приятии души и тела Богородицы ко Господу на небо - о чуде явленном. Завершается годичный Богородичный круг славословием - стихирой на хвалитех "На бессмертное Твое Успение", изложенной в широком диапазоне с орнаментальными попевками и с гибкой линией ритмического рисунка.

Образ Богоматери - это лествица, ведущая от земли к небу. "Радуйся, Лествице Небесная. Ею же сниде Бог", - поется в Акафисте, и хор возглашает: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою". И это Архангельское благославение Она несет в мир - тем, кто притекает к Ней, прося Ея помощи и заступничества.

Наталия Померанцева доктор искусствоведения, профессор


  Соисполнители :

Соисполнители не найдены


№ п/п

Наименование трека

Текст

Длительность

Комментарий
   1 Глас VI, Сей День Господень, Радуйтеся, Людие         0:03:54 Рождество
   2 Глас VIII, Приидите, Вси Вернии, К Деве Тецем         0:06:56 -"-
   3 Глас VIII, Срадуются с Нами Умная Вся Чиноначалия         0:06:00 Покров
   4 Глас VII, Смысл Очистивше И Ум         0:04:25 -"-
   5 Глас I, Днесь Вернии Ликовствуим         0:02:26 Введение Во Храм
   6 Глас I, Днесь Храм Одушевленный         0:02:27 -"-
   7 Глас I, Ты Пророков Проповедание         0:02:28 -"-
   8 Глас VIII, По Рождестве Твоем         0:04:24 -"-
   9 Глас VI, Днесь Собори Верных Сошедшеся         0:05:48 -"-
   10 Глас II, Днесь В Храм Приводится Всенепорочная Дева         0:03:07 -"-
   11 Отверзу Уста Моя         0:01:19 Благовещение, Ирмосы Канона, Глас IV
   12 Твоя Песнословцы         0:01:18 -"-
   13 Седяй В Славе На Престоле Божества         0:01:15 -"-
   14 Ужасошася Всяческая О Божественней Славе Твоей         0:01:33 -"-
   15 Возопи Прообразуя Погребение         0:01:10 -"-
   16 Взбранной Воеводе Победительная         0:06:23 Кондак, Глас VIII
   17 Не Послужиша Богомудрии Твари         0:01:20 -"-
   18 Слыши, Отроковице Дево Чистая         0:02:06 -"-
   19 Яко Одушевленному Божию Кивоту         0:02:02 -"-
   20 Глас IV, Егда Изшла Еси, Богородице Дева         0:10:09 Успение
   21 Глас VI, На Безсмертное Твое Успение         0:04:52 -"-

      Обозначения:

 T   'щелкнуть' - переход к тексту композиции.

вернуться        закрыть окно

Последние изменения в документе сделаны 20/10/2016 22:08:04

Главная страница коллекции

Collection main page