Описание CD

вернуться        закрыть окно  

 


  Исполнитель(и) :
   Konotop, Anatoly  (Producer)
◄◄◄        ►►►

  Наименование CD :
   Партесное Многоголосие XVII Века



Год издания : 2002

Компания звукозаписи : Исон, (ru)

Время звучания : 1:13:26

Код CD : AK-014

  Комментарий (рецензия) :

CD, стоящие на полке рядом : Sacred Music (Orthodox)      

По рукописи Новгородского Николо-Вяжищского монастыря

Part Polyphonic Singing Of The Seventeenth Century

Транснотация, составление партитур и редакция - Анатолий Конотп

Хор мальчиков и мужской хор Академии хорового искусства Руководитель хора-Виктор Попов

Хор "Аксиос" храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском Регент-Сергей Кривобоков

Место записи - Большой зал Московской консерватории, Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.

========= from the cover ==========

Настоящий компакт-диск представляет многоголосное церковное пение, так называемого партесного стиля первой половины XVII в. Это богатейший пласт отечественной традиции периода наивысшего расцвета богослужебного пения в истории русской православной церкви. Поэтому каждый восстановленный памятник чрезвычайно важен.

Данная певческая рукопись особенно интересна и даже необычна. Она не обозначена именем автора, но имеет конкретную владельческую запись - "от книг Вяжескаго монастыря". Николо-Вяжищский мужской монастырь - один из древнейших центров русской духовной жизни Новгородской земли, возник в XIV веке на месте чудесно явленного образа святителя Николая. С монастырем связано имя одного из прославленных русских святых - святителя Ефимия, архиепископа Новгородского. Из архивов этого монастыря происходит восстановленная нами нотам рукопись, песнопения которой озвучены на настоящем диске. На наш взгляд этот памятник станет одним из незаурядных явлений отечественной музыкальной культуры.

Торжественно-монументальный стиль пятиголосных песнопений поразителен для XVII века. Их неизвестный автор виртуозно владел техникой многоголосного письма, видимо, обучившись ей за границей, на образцах западноевропейской полифонии эпохи Возрождения и барокко. Даже в традициях партесного стиля эти песнопения выделяются своей самобытной интонацией, красотой мелодического орнамента, разнообразием ритмического, варьирования, полнозвучной гармонией, многоплановой фактурой и особой возвышенной патетичностью. Предназначены они были, видимо, для торжественных случаев праздничных богослужений. На диске представлены наиболее известные песнопения вечернего богослужения и литургии. Особо стоит грандиозное звуковое полотно - стихиры Пасхи, равное которому в отечественной музыке пока не обнаружено.

О чем это говорит? Прежде всего, о значении самого монастыря. Исторические документы свидетельствуют не только об особой святости обители, но и о большом внимании к ней со стороны царского дома рода Романовых. В житии св. Ефимия, написанного в 1460 году Пахомием Лагофетом, описывается чудо исцеления от его мощей именитого боярина Никиты Романова, который был родным братом царицы Анастасии Романовой и советником царя Иоанна Грозного. Он же приходился дедом избранному в 1613 г. первому царю из рода Романовых - Михаилу Федоровичу. Именно он оказывал большое покровительство обители. Не оставляли монастырь своим царским вниманием и Алексей Михайлович и Михаил Федорович. В нем начинал свой путь будущий патриарх Никон. Отношения с Москвой поддерживались и в области культуры, искусства. Этим объясняется тот высокий уровень певческого мастерства, которым отличался провинциальный монастырь, имеющий в своей библиотеке нотные рукописи такого профессионального качества. Были ли они созданы в самом монастыре или привезены с Украины - не известно. Однако, это были "действующие" рукописи - на них есть пометки, говорящие о том, что ими пользовались, по ним пели.

Песнопения, впервые записанные на диске, интересны нам во многих отношениях. Прежде всего, они свидетельствуют о высоком уровне культуры монастырской жизни XVII в.; они вызывают у нас потребность вспомнить об этой жизни, обратиться к истории забытых обителей, их архивам, документам, культурным памятникам. Кроме того, эти песнопения знакомят нас с еще одной торжественно-гимнической традицией церковно-певческого искусства, являя одну из прекрасных страниц истории музыки русского барокко. И, наконец, они могут украсить репертуар любого высоко профессионального хорового коллектива.

Доктор искусствоведения, проф. Анатолий Конотоп


  Соисполнители :

Соисполнители не найдены


№ п/п

Наименование трека

Текст

Длительность

Комментарий
   1 Свете Тихий         0:04:13 Всенощное Бдение
   2 Покимен: Господь Воцарися         0:04:39 -"-
   3 Ектения: Господи Помилуй         0:04:36 -"-
   4 Ныне Отпущающи         0:02:35 -"-
   5 Великое Славословие         0:07:31 -"-
   6 Да Воскреснет Бог / Пасха Священная         0:03:52 Стихиры Пасхи
   7 Яко Исчезнет Дым / Придите От Видения Жены Благовестницы         0:03:34 -"-
   8 Тако Да Погибнут Грешницы / Мироносицы Жены         0:04:16 -"-
   9 Сей День, Егоже Сотвори Господь / Пасха Красная         0:04:23 -"-
   10 Воскресения День / Христос Воскрес Из Мертвых         0:02:43 -"-
   11 Малая Ектения: Единородный Сыне         0:05:41 Литургия
   12 Придите Поклонимся         0:01:29 -"-
   13 Трисвятое         0:02:25 -"-
   14 Аллилулиа         0:01:21 -"-
   15 Херувимская Песнь         0:07:30 -"-
   16 Милость Мира         0:09:03 -"-
   17 Достойно Есть         0:03:35 -"-

      Обозначения:

 T   'щелкнуть' - переход к тексту композиции.

вернуться        закрыть окно

Последние изменения в документе сделаны 20/10/2016 22:08:04

Главная страница коллекции

Collection main page