Описание CD

вернуться        закрыть окно  

 


  Исполнитель(и) :
◄◄◄        ►►►

  Наименование CD :
   Liturgy Of St. John Chrysostom



Год издания : 1997

Компания звукозаписи : IM Lab, (ru)

Время звучания : 52:06

Код CD : IMLCD031

  Комментарий (рецензия) :

CD, стоящие на полке рядом : Sacred Music (Orthodox)      

Возглашения: протоиерей Отец Борис (Глебов), ктитор Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга

Хор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, Дирижёр Владислав Чернушенко

========= from the cover ==========

К концу 18-го века "Обиход нотного церковного пения" украсился нарядной формой хорового концерта, где воссияли имена М. Березовского, А. Веделя, С. Дегтярёва, Д. Бортнянского. Сочинялись и отдельные песнопения, но до поры до времени церковная служба не рождала в сознании музыкальных творцов самостоятельную завершённую композицию, единую художественную форму. Расцвет оперы, а потом и симфонии отвлекли внимание русских композиторов от хорового искусства. В светском облачении оно отошло на второй план, оставаясь, тем не менее, по-прежнему общенародным. Западные мессы и пассионы не подталкивали российскую композиторскую мысль, ибо в православном храме может звучать только чистый хор, без примеси инструментальных красок. Природа вложила в самого человека инструмент, при помощи которого тот обращался к Всевышнему.

Пётр Ильич Чайковский первым из русских композиторов, получивших мировое признание, обратился к созданию оригинального музыкального произведения, целиком использовав порядок построения церковной службы. Поводом к написанию Литургии послужила просьба нотоиздателя П. Юргенсона подобрать для издания ряд духовных сочинений русских композиторов конца 18-го - начала 19-го столетий. Чайковский однако счёл, что все эти сочинения совершенно, по его разумению, не гармонируют с "...византийским стилем архитектуры и икон, со всем строем православной службы" (из письма к Н. фон Мекк). Вспомнились годы юности, учёба в Училище правоведения, где он пел в церковном хоре под управлением самого Гавриила Ломакина - вьщающегося петербургского хормейстера из крепостных графа Шереметева. И как-то незаметно пришло желание "...попытаться сделать что-нибудь для церковной музыки". Так родилось его первое духовное сочинение - музыка к Литургии ев. Иоанна Златоуста.

В отличие от других творений Чайковского его хоровая музыка менее известна и совсем не изучена. Её неброские акварельные картинки заслонены монументальными полотнами "Евгения Онегина", "Пиковой дамы", "Манфреда", "Патетической" симфонии и многих других его всесветно-знаменитых шедевров. Она - как букетик подснежников рядом с пышными букетами пионов, гладиолусов, чайных роз. Но вот зазвучал наивный до беспредельности "Отче наш" - и доверчивая простота его как глоток родниковой воды для жаждущей души. Как у Ф. Тютчева:

Не поймёт и не заметит гордый взор иноплеменный, что сквозит и тайно светит в красоте твоей смиренной.

Эта красота - узнаваемая сердцем, родная, необходимая.

Внешняя простота и непритязательность Литургии вводила в заблуждение даже Внешняя простота и непритязательность Литургии вводила в заблуждение даже опытных музыкантов. Известный критик Г. Ларош увидел в ней больше ремесленного композиторского умения, нежели таланта. Видно, не уловил он разницы в подходе Чайковского к написанию оперы или симфонии, где эмоция более откровенна и подчёркнута, и сочинения, в котором порыв и чувственность неуместны, но зато присутствует мощная внутренняя динамика и сдержанный лиризм. Был солидарен с Ларошем в отношении к Литургии Чайковского и А. Преображенский, посчитавший, что сочинение это "...представляет собой пробу добросовестного художника, в которой более заметна опытная набитая рука, вкус и чувство приличия, чем могучее вдохновение..."

Ошиблись критики. Иначе как бы жила Литургия уже более века? И теперь ясно - всегда будет жить. "Мне кажется, что я действительно одарён свойством правдиво, искренно и просто выражать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые наводит текст. В этом смысле я реалист и коренной русский человек". Прав Пётр Ильич. И не зря он отметил, что при написании Литургии "совершенно подчинился своему собственному артистическому побуждению".

Мелодия, рождённая горячим сердцем, дойдёт до другого сердца и обогреет его. Мелодия сердца Чайковского объяла всю Россию, вошла в каждое русское сердце и обогрела его теплом родной земли.

Владислав Чернушенко

Художественный руководитель и главный дирижёр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга.

==========

Хор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга называют хором № 1 России, имея в виду не только его высочайшее профессиональное мастерство и престиж. Хор имеет пятивековую историю и является самым первым русским профессиональным музыкальным коллективом, богатейшие традиции которого восходят к глубокой российской древности. Хор государевых певчих дьяков, основанный в 1479 году царём Иваном III, вплоть до начала XVIII века находился в Москве. В годы правления Петра Великого хор был переименован в Придворный и неотлучно следовал за государем, который и сам зачастую любил петь со своими певчими. В 1703 году хор участвовал в торжествах по случаю закладки Санкт-Петербурга, а после переноса столицы Российского государства на берега Невы вся дальнейшая его история оказалась связанной с этим городом.

Над совершенствованием мастерства главного хора России работали многие выдающиеся музыканты. В XVIII веке певчих обучали выдающиеся итальянские композиторы, ряд которых открывает знаменитый венецианский мастер Бальдассаре Галуппи. Его поочередно сменяют Томмазо Траэтта, Джиованни Паизиелло, Джузеппе Сарти. Затем наступает черёд русских мастеров-Дмитрий Бортнянский, Алексей Львов, Михаил Глинка, Милий Балакирев, Николай Римский-Корсаков, Антоний Аренский, Михаил Климов... Каждый из них внёс свой вклад в то, чтобы хор стал одним из лучших в Европе.

Возрождение мировой славы хора связано с именем Владислава Чернушенко, возглавившего коллектив в 1974 году. Народный артист России, лауреат государственных премий, В. А. Чернушенко родился в Ленинграде в 1936г. Начальное музыкальное образование получил в хоровом училище при Капелле, где одним из его учителей был крупнейший мастер хорового дирижирования Палладий Богданов. В Ленинградской консерватории он совершенствовал своё мастерство у выдающихся дирижёров Ильи Мусина, Евгения Мравинского и Николая Рабиновича.

В сферу творческих интересов Чернушенко входят многие сочинения русской и европейской музыкальной классики, опусы советских и современных русских композиторов. Зачастую он является их первым исполнителем. Наряду с общепризнанными шедеврами Чернушенко неизменно обращается к малоизвестным, а то и вовсе забытым страницам русской музыки, возрождая из небытия многие замечательные произведения, входившие в репертуар хора на протяжении его славной 500-летней истории.

Чернушенко продолжает лучшие традиции петербургской дирижёрской школы. Уважительное отношение к авторскому тексту, скупость дирижёрского жеста, чуждого внешнему эффекту, обращение не к слуху, но к сердцу слушателя - таковы черты художественного стиля Маэстро. Этот петербургский стиль заслуженно вызывает восторженные отклики у слушателей как в России, так и во многих других странах, где с неизменным успехом выступает возглавляемый им прославленный хоровой коллектив из Санкт-Петербурга.


  Соисполнители :

Соисполнители не найдены


№ п/п

Наименование трека

Текст

Длительность

Комментарий
   1 Великая Ектения. Господи, Помилуй         0:06:17  
   2 Единородный Сыне         0:01:19  
   3 Приидите, Поклонимся         0:01:40  
   4 Святый Боже         0:01:57  
   5 После Чтения Апостола         0:00:56  
   6 Чтение Святого Евангелия         0:03:27  
   7 Херувимская Песнь         0:05:56  
   8 Ектения Просительная         0:02:35  
   9 Символ Веры         0:03:42  
   10 Милость Мира         0:04:18  
   11 Тебе Поем         0:03:18  
   12 Достойно Есть         0:03:40  
   13 Отче Наш         0:05:35  
   14 Хвалите Господа с Небес         0:02:10  
   15 Благословен Грядый Во Имя Господне         0:02:50  
   16 Буди Имя Господне Благословенно         0:01:26  
   17 Многолетие         0:01:00  

      Обозначения:

 T   'щелкнуть' - переход к тексту композиции.

вернуться        закрыть окно

Последние изменения в документе сделаны 20/10/2016 22:08:04

Главная страница коллекции

Collection main page