Описание CD

вернуться        закрыть окно  

 


  Исполнитель(и) :
   Various Artists  (Composer) , Nicolai Gedda (Tenor Voice
◄◄◄        ►►►

  Наименование CD :
   Religious Music Of The Russian Abroad



Год издания : 2006

Компания звукозаписи : MAXclassic & Company, (ru)

Время звучания : 1:14:50

  Комментарий (рецензия) :

CD, стоящие на полке рядом : Sacred Music (Orthodox)      

Архивные записи 1950-х гг. из частной коллекции прот. А. Дьяконова

========= from the cover ==========

Духовная музыка русского зарубежья

Николай Петрович Афонский (1892-1971) - наш соотечественник талантливейший регент Русского Зарубежья, основатель и руководитель знаменитого "Парижского Митрополичьего хора".

С самого детства Николай Петрович проявлял незаурядные музыкальные способности. Он окончил Киевскую Духовную Академию и там же, в Киеве, получил музыкальное образование. После начала Первой мировой войны он был мобилизован на фронт, где служил офицером Императорской и Добровольческой армий. На фронте Николай Петрович принимал участие в организации военных хоров, в чем проявился и его дирижерский талант.

После октябрьского переворота 1917 г. Афонский эмигрировал в г. Висбаден (Германия), где регентовал в одном из храмов. Затем, в начале 1920-х гг. переехал в Париж.

Митрополит Евлогий (Георгиевский), вспоминая свое знакомство с парижским приходом кафедрального Александро-Невского собора, пишет и о Н.П. Афонском: "Из других членов клира, кроме уже названных мною, следует упомянуть псаломщика-регента Н. П. Афонского. Он бывший студент Киевской Духовной Академии, мобилизованный в Великую войну, потом офицер Императорской и Добровольческой армий, оказался человеком с недюжинным музыкальным талантом. Я нашел его в одном из германских лагерей, потом он некоторое время работал в моей канцелярии и был назначен псаломщиком в Висбаден, оттуда я перевел его в Париж. Он так прекрасно поставил хор, что сделался любимцем русской эмиграции, участвовал в концертах с Шаляпиным и даже два раза был приглашен с хором в Америку, где имел большой успех". (Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994. С 382).

Посольский Алексаидро-Невский собор находился на рю Дарю, где в 1923 г. было основано Сергиевское подворье и знаменитый Богословский институт, в котором преподавали крупнейшие религиозные мыслители Русского Зарубежья. В 1925 г. Николай Петрович Афонский приступил к организации "Парижского Митрополичьего хора", которым и руководил впоследствии в течение 22 лет (1925-1947). Об уровне его профессионализма говорит хотя бы тот факт, что с этим хором пели Федор Шаляпин и Николай Гедда. В 1934 г. хор под управлением Н. П. Афонского по приглашению Ф. И. Шаляпина участвовал в записи пластинок церковной и светской музыки. На всем протяжении своего существования хор Афонского совершал неоднократные гастрольные турне по Европе.

Посетив Сергиевское подворье в Париже, С. В. Рахманинов с особенной похвалой отзывался о Митрополичьем хоре Афонского: "Здесь, - говорил он, - мы должны свято хранить наше исконное храмовое пение. Великая традиция не должна быть утеряна нами. Афонский и его хор делают большое дело в этом направлении. С тревогой думаешь теперь о судьбе нашего Московского Синодального хора. Осталось ли что-нибудь от него?.. А какое замечательное, совершенно исключительное явление представлял он собою еще совсем недавно!.." (Цит. по: Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 1. М., 1998. С. 544).

В 1947 г. Н. П. Афонский переехал в США и в г. Саут-Ривер создал хор из 45 участников (с 1948), а с 1950 г. стал руководителем хора Нью-Йоркского кафедрального Свято-Покровского собора. Там же, в Америке, Афонский создал "Общество ревнителей хорового пения", "Русский национальный хор" и мужской хор "Капелла". Скончался Николай Петрович Афонский в Нью-Йорке в 1971 г.

Во второй части диска представлены русские народные песни и романсы в исполнении великого тенора, одного из лучших певцов послевоенного времени Николая Гедда в сопровождении хора под управлением Николая Афонского.

Николай Гедда (Gedda) родился в 1925 г. в Стокгольме, в бедной семье. Родители хотели даже отдать его в детский дом, но сестра отца Ольга взяла его на воспитание и заменила ему мать. Своим отцом Гедда всегда считал ее мужа, русского но происхождению, Михаила Устинова. Детство Николая Гедда прошло в Германии, в Лейпциге: "Я начал петь в 5 лет. Моим первым учителем музыки был отчим Михаил Васильевич Устинов, служивший регентом в русской православной церкви в Лейпциге, где мы тогда жили. В 6 лет я уже читал ноты и начал петь у него в хоре. Кроме церковных песнопений, я исполнял и русские народные песни. Помню, меня ставили на стул, и я бойко выводил старинные романсы - многие плакали. В 1934 г., после прихода Гитлера к власти, мои родители решили переехать в Швецию. Там я продолжал петь в церкви, и только в 19 лет начал серьезно заниматься музыкой".

В кругах русской эмиграции на западе Гедда считают русским певцом, а в музыкальных справочниках его называют шведским тенором. "Мне очень близка шведская культура и шведская музыка, - говорит Гедда. - Шведский - мой родной язык. Но я бы сказал, что в моем голосе действительно есть что-то славянское, типично русское. Возможно, причина кроется в детском вокальном опыте. Но и воспитание в семье благодаря отчиму было русским. Он был казаком, родился в небольшом селе неподалеку от Новочеркасска. Мать - шведка, родом из Риги, которая входила в то время в состав Российской империи. Поэтому когда меня называют русским певцом, мне это не кажется слишком уж грубой ошибкой".

Юноша получил великолепную вокальную и артистическую школу в классе известного певца и педагога К. М. Омана в Стокгольмской королевской консерватории. Еще до окончания курса Гедда с феноменальным успехом дебютировал на сцене Стокгольмской королевской оперы в труднейшей партии Шапелу ("Почтальон из Лонжюмо" Н. Адана) в 1952 г. Сразу же молодой певец получил приглашение от известного продюсера Уолтера Легге на запись партии Самозванца в "Борисе Годунове" при участии Бориса Христова. А уже в 1957 г. Гедда впервые вышел на сцену "Метрополитен Опера", где пел в течение 26 лет и исполнил 27 различных партий. Лучшие его партии - в операх В. А. Моцарта; "Фауст", "Вертер" - в одноименных операх Ш. Гуно, Ж. Массне. Гедда блестяще исполнял и камерные произведения Ф. Шуберта, Э. Грига, Л. Бетховена, П. И. Чайковского, М. Глинки, С. Рахманинова, русские песни и старинные романсы.

Еще в молодости у Гедда проявился интерес к русскому романсу и французскому камерному вокалу. Исполнение романсов стало для него не только влечением души, но и вопросом профессиональной чести: "Я думаю, - говорит певец, - мне помогло знание европейских языков: я свободно говорю на шести языках и, естественно, пою на них. Мне никогда не хотелось ограничивать себя оперным репертуаром. Камерное пение, как мне кажется, требует более глубокой и изощренной музыкальной культуры. Как правило, здесь певец имеет дело с поэтическим текстом и более серьезным, чем в опере, литературным и музыкальным содержанием". Николай Михайлович - певец удивительно умный, и как бы сейчас сказали, "продуманный". Его пение, не пересыщенное эмоциями отличается удивительным исполнительским тактом и сдержанным аристократизмом.

С русским репертуаром у певца сложились особые отношения. С детства любящий Пушкина Гедда, еще будучи студентам, выучил арию Ленского и исполнил ее в лондонском "Ковент-Гардене". Потом с этой партией он долгие годы выступал на многих сценах мира - в том числе в Советском Союзе, "Образ юного романтика-поэта мне весьма близок, потому что он - славянин и меланхолик, как и я", - признается певец.

На протяжении своей карьеры Николай Гедда принял участие в записях 70 опер и классических оперетт, 20 ораторий и 300 песен и романсов, В 1980-х гг. Гедда приезжал в СССР и выступал в Москве, Ленинграде и Таллине. Сейчас он живет в Швейцарии.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) так отозвался о великом теноре XX века: "Гедда, кроме того, что он замечательный певец, удивительно цельный и целостный человек. Пожалуй, больше я не встречал в своей жизни таких цельных людей..."


  Соисполнители :

Соисполнители не найдены


№ п/п

Наименование трека

Текст

Длительность

Комментарий
   1 С Нами Бог         0:03:33 Хор Под Управлением Николая Афонского
   2 Блажен Муж         0:03:51 -"-
   3 Ныне Отпущаеши         0:02:39 -"-
   4 Плотию Уснув. Эксапостиларий Пасхи         0:01:51 -"-
   5 Благослови, Душе Моя, Господи         0:04:31 -"-
   6 Во Царствии Твоем         0:04:10 -"-
   7 Иже Херувимы         0:04:59 -"-
   8 Вечери Твоея Тайныя         0:02:35 -"-
   9 Ектения 'Вся Святыя Помянувше...'         0:01:41 -"-
   10 Отче Наш         0:02:11 -"-
   11 Внуши, Боже, Молитву Мою         0:07:38 -"-
   12 Замело Тебя Снегом, Россия         0:03:58 Николай Гедда В Сопровождении Хора Под Управлением Николая Афонского
   13 Молись, Кунак         0:04:46 -"-
   14 Коробейники         0:02:26 -"-
   15 О, Если б Мог Выразить В Звуке         0:02:08 -"-
   16 Утро Туманное         0:02:47 -"-
   17 Прощай, Ты, Новая Деревня         0:01:29 -"-
   18 Вдоль По Улице Метелица Метет         0:02:28 -"-
   19 Дремлют Плакучие Ивы         0:03:36 -"-
   20 Тройка         0:03:46 -"-
   21 Однозвучно Гремит Колокольчик         0:03:59 -"-
   22 Вечерний Звон         0:03:49 -"-

      Обозначения:

 T   'щелкнуть' - переход к тексту композиции.

вернуться        закрыть окно

Последние изменения в документе сделаны 20/10/2016 22:07:57

Главная страница коллекции

Collection main page