Описание CD

вернуться        закрыть окно  

 


  Исполнитель(и) :
◄◄◄        ►►►

  Наименование CD :
   Shostakovich: Symphony No 6, No 10



Год издания : 2004

Компания звукозаписи : Мелодия, (ru)

Время звучания : 1:17:32

Код CD : MEL CD 10 00774

  Комментарий (рецензия) :

CD, стоящие на полке рядом : Classics (Symphony)      

Volume 9

Volume 6, Volume 7, Volume 8, Volume 10

Symphony 10 др. исполнение

Symphony 10 др. исполнение

========= from the cover ==========

Шестая симфония создана в 1939 году. Первое исполнение состоялось в этом же году в Ленинграде под управлением Е. Мравинского. Шестая симфония, как и Пятая, получила мировую известность уже в первые годы своего существования: в 1941 году ее исполнят в Филадельфии Л. Стоковский, симфония звучала в Питсбурге, Берлине и других городах.

Симфония трехчастна; соотношение частей необычно по темпу, по сопоставлению жанров. Медленная, сдержанная первая часть сменяется двумя быстрыми - скерцо и финалом.

Первой части, Largo, присущ характер сдержанного повествования; главная тема в своем длительном становлении окрашивается то в тона мужественной героики, то речитативного пафоса или созерцательной, задушевной лиричности. В развитии этой сложной, образно емкой темы особенное значение приобретают две "ключевые" интонации: начальная, задающая теме характер эпического повествования, близкая зачинам русских протяжных песен, и интонация, возникающая в моменты .окончания фраз, построений, стилизующая обороты тем эпохи барокко. Эти мотивы органично соединяются композитором, создавая одновременно впечатление раздольной широты, свойственной русской песне, и сдержанно-объективного "баховского" тока музыкальной мысли. Побочная партия, построенная на ритмах траурного шествия, не контрастирует с главной; разработка здесь фактически отсутствует - столь велико внутреннее мотивное развитие в начальном изложении тем и ярок их динамический профиль.

Вторая часть, Allegro, - скерцо, в стремительном тематическом потоке которого мелькают капризно-воздушные, колкие, яркие танцевальные темы. Они образуют в целом крупную трехчастную композицию: средний раздел вводит неуклюжие, повелительные мотивы, ломает устойчивую, четко пульсирующую трехдольность. Реприза начинается с соло литавр, после напряженной кульминации звучность делается прозрачной. "Пробегают" танцевальные темы первого раздела - в сильно сжатом виде, став как бы "тенью" былого вихревого движения.

Финал симфонии, Presto, продолжает стихию танца; здесь исчезает дух таинственности, колкости, налет фантастики, присущий танцевальной сфере скерцо. Музыка становится открыто жизнерадостной, приветливо-общительной по своей интонационной природе. Три темы чередуются здесь по принципу рондо-сонаты. Центральный эпизод вносит смену метра, а характер тяжеловесно-танцевальной, несколько грубоватой темы создает значительный образный контраст темам крайних разделов.

Десятая симфония ми минор, соч. 93 создана в 1953 году, впервые была исполнена в этом же году в Ленинграде под управлением Е. Мравинского. Длительный промежуток времени отделяет эту симфонию от Девятой; столь же велика между ними и музыкальная "дистанция". Десятая симфония - глубоко философское произведение, она продолжает линию Пятой, Шестой, Седьмой, Восьмой симфоний, являясь своеобразным их итогом. Исполнение симфонии вызвало острую дискуссию в музыкальных кругах; некоторые критики видели в ней пессимистические настроения, уход от генеральной линии симфонизма Шостаковича. Правы, очевидно, были те музыканты, которые видели в сложном психологическом "подтексте" симфонии отражение напряженнейших событий современности. "...Надо ли удивляться, что глубокий художник не мог пройти мимо возможной катастрофы, которая угрожает сейчас миру?. Само обращение к этой теме нельзя не признать исторически оправданным", - писал композитор Ю. Шапорин. Успех симфонии, ее широкое признание аудиторией было лучшим доказательством ее художественной ценности. В 1955 году Десятая симфония была удостоена специальной премии в Нью-Йорке; она звучала во многих странах мира.

Первая часть - Moderato. Из сумрачного вступления незаметно рождается главная тема - печальная и сосредоточенная. У флейты возникает побочная тема; ее мелодия вращается в круге печальных, безрадостных интонаций, плавная ритмика все время перебивается синкопами аккомпанемента. Разработка основана на типичных для стиля композитора жанровых трансформациях тем. Подобно Пятой, Седьмой, Восьмой симфониям, начало репризы совпадает с генеральной кульминацией разработки - мрачно и зловеще звучит тема вступления.

Вторая часть - Allegro, носит "воинствующе"-моторный характер. Музыка ее столь напряжена, что динамика, присущая жанру скерцо, кажется здесь превышенной во много раз. В теме крайних разделов ощущается интонационная связь с русской "молодецкой", удалой песней; далее тематизм стремительно и динамично завоевывает звуковое пространство. Хлесткие танцевальные "галопирующие" ритмы, вкрапления "стучащих" мотивов создают впечатление безостановочного мелькания, кружения.

Третья часть, Allegretto, удивительна по своей образной цельности и контрастности; она звучит в характере печального раздумья, которое постепенно превращается в музыку огромной напряженности, экспрессии, внутренней силы. Здесь несколько тем, имеющих различные, даже противоположные образные оттенки. Характерная интонация второй темы - мотив, неоднократно появляющийся затем и в этой симфонии, и в дальнейшем творчестве композитора (так называемая тема DSCH - ре-ми бемоль-до-си) - своеобразная музыкальная "монограмма". В среднем разделе композитор вводит печальный, одинокий "зов" валторны; ему отвечает в басах сумрачный мотив из вступления к первой части. Тихим, прозрачным звучанием заканчивается кода Allegretto.

Финал Allegro предваряется широко развитым медленным вступлением: Andante построено на выразительных речитативах-соло. Это авторское "лирическое отступление", позволяющее как бы "со стороны" окинуть взглядом сложный образный мир симфонии, ее прозвучавших трех частей, постепенно подготовить и в то же время внезапно переключить музыку в совершенно иную сферу. Allegro вносит резкую смену темпа, жанра. Безудержно несущийся поток музыки стремится к свету, радости.


  Соисполнители :

Соисполнители не найдены


№ п/п

Наименование трека

Текст

Длительность

Комментарий
   1 1. Largo         0:16:00 Symphony No.6 Op.54
   2 2. Allegro         0:05:33 -"-
   3 3. Presto         0:06:54 -"-
   4 1. Moderato         0:22:22 Symphony No.10 Op.93
   5 2. Allegro         0:04:05 -"-
   6 3. Allegretto         0:11:10 -"-
   7 4. Andante. Allegro         0:11:28 -"-

      Обозначения:

 T   'щелкнуть' - переход к тексту композиции.

вернуться        закрыть окно

Последние изменения в документе сделаны 20/10/2016 22:07:51

Главная страница коллекции

Collection main page