Описание CD

вернуться        закрыть окно  

 


  Исполнитель(и) :
◄◄◄        ►►►

  Наименование CD :
   Shostakovich: Symphony No 8



Год издания : 2004

Компания звукозаписи : Мелодия, (ru)

Время звучания : 59:25

Код CD : MEL CD 10 00773

  Комментарий (рецензия) :

CD, стоящие на полке рядом : Classics (Symphony)      

Volume 8

Volume 6, Volume 7, Volume 9, Volume 10

Symphony 8 др. исполнение

========= from the cover ==========

По замыслу симфония связана с предшествующей Седьмой; здесь также развитием тематического материала, соотношением частей цикла управляет некая "событийность", имеющая в целом не программный, не конкретизированный характер. Как и в Седьмой, здесь с колоссальной трагически-обобщающей силой запечатлены грозные события войны; вместе с тем, в музыке Восьмой симфонии больше выражено авторское, личностное начало, ее эмоциональный "подтекст" представляется более концентрированным, сгущенным в своем истинно трагическом выражении. Писатель Л. Леонов отмечал после премьеры Восьмой: "В симфонии найдено то счастливое сочетание личного и общего, которым отмечено каждое значительное произведение искусства в любую эпоху. Слушая Восьмую симфонию Шостаковича, я все время чувствую, что властная рука композитора как бы подводит меня к иным окнам в мир, полный еще неизвестных мне явлений".

Необычен цикл Восьмой симфонии; пять ее частей распределены таким образом, что "психологическим" центром в полной мере становится масштабная первая часть; "действенная" сфера сосредоточена в двух следующих, подвижных; четвертая часть -трагически-скорбное Largo, перерастающее в пасторальный финал. Примечательно, что продолжительность первой части почти равна времени звучания остальных четырех частей симфонии.

Первая часть - Adagio; его главная тема - повелительный, сдержанно-суровый речитатив, ритмические и интонационные контуры которого снова заставляют вспомнить баховские темы с их величавой и сдержанной патетикой. Печальна, хотя и более светла, побочная тема. Разработка достигает колоссальных размеров. Композитор строит ее на потрясающих по экспрессии и динамике жанровых трансформациях тем. Активизация пунктирных ритмов сообщает главной партии черты еще большей патетики, устремленности, волевого порыва, придавая ей в генеральной кульминации, совпадающей с началом репризы, характер исступленный, гневно-протестующий. Искусная полифоническая техника позволяет композитору неоднократно использовать мотивы главной и побочной партий одновременно.

Вторая часть, Allegretto, - этап "действенного" в цикле; средствами окарикатуривания марша композитор создает образ самодовольного разухабистого солдафонства. Мажор звучит здесь с оттенком мрачного торжества, угрозы. Эта тема дважды сопоставляется с другой - плясовой, с оттенком шутовского глумления (тембр флейты-пикколо). Повторение обеих тем носит устрашающе-торжествующий характер.

Третья часть, Allegro non troppo, дает еще больший динамический и темповый сдвиг, форсированную звучность; ее музыка в непрерывном и однородном движении производит впечатление почти натуралистическое: возникает ассоциация с гигантским заведенным механизмом, время от времени появляются и пропадают хлесткие, "взвизгивающие" интонации, ассоциирующиеся то ли с ударами бича, то ли с воплями отчаяния... Мощное нарастание сменяется внезапным обрывом звучности - переходом к четвертой части цикла. "Гигантская машина" останавливается - вступает трагическая, полная скорби, патетики и боли тема четвертой части, Largo, - вариации на постоянно повторяемую тему. Принцип старинной пассакалии композитор использует многократно в других жанрах - фортепианном трио, квартетах, Первом скрипичном концерте. Он сознательно ориентируется здесь на черты старинной музыки -в отдельных интонациях, ритмах, самом способе развития темы - ее многократных повторениях с постоянным фактурным обновлением. Эта часть выдержана в скорбно-патетических тонах.

Финал симфонии, Allegretto, незаметно "подключается" к последним звукам Largo и уводит слушателя в неожиданно светлый, пасторальный мир. Яркая реминисценция кульминации из первой части симфонии своеобразной аркой обрамляет последование частей этого оригинального цикла.


  Соисполнители :

Соисполнители не найдены


№ п/п

Наименование трека

Текст

Длительность

Комментарий
   1 I. Adagio; Allegro Non Troppo; Allegro; Adagio         0:24:37 Symphony No 8 In c Minor, Op. 65
   2 II. Allegretto         0:06:10 -"-
   3 III. Allegro Non Troppo         0:06:19 -"-
   4 IV. Largo         0:09:50 -"-
   5 V. Allegretto; Allegro; Adagio; Allegretto; Andante         0:12:29 -"-

      Обозначения:

 T   'щелкнуть' - переход к тексту композиции.

вернуться        закрыть окно

Последние изменения в документе сделаны 20/10/2016 22:07:51

Главная страница коллекции

Collection main page