|
Volume 8 Volume 6, Volume 7, Volume 9, Volume 10 Symphony 8 др. исполнение ========= from the cover ========== По замыслу симфония связана с предшествующей Седьмой; здесь также развитием тематического материала, соотношением частей цикла управляет некая "событийность", имеющая в целом не программный, не конкретизированный характер. Как и в Седьмой, здесь с колоссальной трагически-обобщающей силой запечатлены грозные события войны; вместе с тем, в музыке Восьмой симфонии больше выражено авторское, личностное начало, ее эмоциональный "подтекст" представляется более концентрированным, сгущенным в своем истинно трагическом выражении. Писатель Л. Леонов отмечал после премьеры Восьмой: "В симфонии найдено то счастливое сочетание личного и общего, которым отмечено каждое значительное произведение искусства в любую эпоху. Слушая Восьмую симфонию Шостаковича, я все время чувствую, что властная рука композитора как бы подводит меня к иным окнам в мир, полный еще неизвестных мне явлений". Необычен цикл Восьмой симфонии; пять ее частей распределены таким образом, что "психологическим" центром в полной мере становится масштабная первая часть; "действенная" сфера сосредоточена в двух следующих, подвижных; четвертая часть -трагически-скорбное Largo, перерастающее в пасторальный финал. Примечательно, что продолжительность первой части почти равна времени звучания остальных четырех частей симфонии. Первая часть - Adagio; его главная тема - повелительный, сдержанно-суровый речитатив, ритмические и интонационные контуры которого снова заставляют вспомнить баховские темы с их величавой и сдержанной патетикой. Печальна, хотя и более светла, побочная тема. Разработка достигает колоссальных размеров. Композитор строит ее на потрясающих по экспрессии и динамике жанровых трансформациях тем. Активизация пунктирных ритмов сообщает главной партии черты еще большей патетики, устремленности, волевого порыва, придавая ей в генеральной кульминации, совпадающей с началом репризы, характер исступленный, гневно-протестующий. Искусная полифоническая техника позволяет композитору неоднократно использовать мотивы главной и побочной партий одновременно. Вторая часть, Allegretto, - этап "действенного" в цикле; средствами окарикатуривания марша композитор создает образ самодовольного разухабистого солдафонства. Мажор звучит здесь с оттенком мрачного торжества, угрозы. Эта тема дважды сопоставляется с другой - плясовой, с оттенком шутовского глумления (тембр флейты-пикколо). Повторение обеих тем носит устрашающе-торжествующий характер. Третья часть, Allegro non troppo, дает еще больший динамический и темповый сдвиг, форсированную звучность; ее музыка в непрерывном и однородном движении производит впечатление почти натуралистическое: возникает ассоциация с гигантским заведенным механизмом, время от времени появляются и пропадают хлесткие, "взвизгивающие" интонации, ассоциирующиеся то ли с ударами бича, то ли с воплями отчаяния... Мощное нарастание сменяется внезапным обрывом звучности - переходом к четвертой части цикла. "Гигантская машина" останавливается - вступает трагическая, полная скорби, патетики и боли тема четвертой части, Largo, - вариации на постоянно повторяемую тему. Принцип старинной пассакалии композитор использует многократно в других жанрах - фортепианном трио, квартетах, Первом скрипичном концерте. Он сознательно ориентируется здесь на черты старинной музыки -в отдельных интонациях, ритмах, самом способе развития темы - ее многократных повторениях с постоянным фактурным обновлением. Эта часть выдержана в скорбно-патетических тонах. Финал симфонии, Allegretto, незаметно "подключается" к последним звукам Largo и уводит слушателя в неожиданно светлый, пасторальный мир. Яркая реминисценция кульминации из первой части симфонии своеобразной аркой обрамляет последование частей этого оригинального цикла.
|