Описание CD

вернуться        закрыть окно  

 


  Исполнитель(и) :
◄◄◄        ►►►

  Наименование CD :
   Shostakovich: Symphony No 5, Song Of The Forests



Год издания : 2004

Компания звукозаписи : Мелодия, (ru)

Время звучания : 1:19:37

Код CD : MEL CD 10 00771

  Комментарий (рецензия) :

CD, стоящие на полке рядом : Classics (Symphony)      

Volume 6

Volume 7, Volume 8, Volume 9, Volume 10

Symphony 5 др. исполнение

========= from the cover ==========

Пятая симфония, созданная в 1937 году, принесла Шостаковичу мировую известность и славу (первое исполнение состоялось в 1937 году в Ленинграде под управлением Е. Мравинского). Триумфальный успех сопутствовал исполнению этой симфонии за рубежом; она по праву выдвинула Шостаковича в число крупнейших композиторов-симфонистов XX века. 14 июня 1938 года она была включена в программу концерта "Песни мира" в Париже, проходившего под знаком международной солидарности в борьбе против фашизма. Исполнение симфонии нашло горячий отклик в мировой демократической печати. С этого исторического исполнения утвердилось ее мировое признание. Пятая симфония звучала и звучит по сей день во всех крупнейших концертных залах мира как одно из вершинных произведений мировой музыкальной классики нашего времени.

Остродраматическая ее концепция стала своеобразной "точкой отсчета" и для последующих симфоний Шостаковича, и для симфоний многих других композиторов. Б. Асафьев писал, что в музыке Шостаковича, "...начиная с Пятой симфонии, все личное трепещет как жизненный пульс современности. Нервная, чутко отзывчивая к гигантским конфликтам действительности музыка звучит для слушателей, число которых непрерывно растет, как правдивое сказание о волнениях современного человечества, - именно, не отдельной личности и не отдельных людей, а человечества".

Четырехчастный непрограммный цикл ее, подобно Первой симфонии, строго классичен. Чередование частей подчиняется общей драматургии грандиозного замысла. Это не просто картины жизни, сменяющие друг друга, но выстраданная художником определенная концепция жизни, предстающая в разных, остроконтрастных ракурсах.

Первая часть симфонии, Moderato наиболее значительна, подобно начальным частям драматических симфоний Бетховена или Чайковского. Здесь в полной мере складывается тип сонатной формы Шостаковича, динамика которой развивается постепенно, накаляясь до предела к началу репризной части. В экспозиции сонатной формы композитор намеренно не дает резкого тематического и образного контраста; в условиях умеренного темпа медлительно, словно в тягостном раздумье, развивается главная тема, начальный мотив которой напоминает характер баховских инструментальных речитативов. В тембре скрипок, на фоне мерного аккордового аккомпанемента звучит хрупкая, необычная в своей эмоциональной окраске мелодия побочной партии - холодновато-таинственная, тоскливо-задумчивая. Разработка придает темам совершенно иной характер - зловещий, угрожающий, воинственный. По существу, именно здесь Шостакович впервые запечатлевает с такой силой мир воинствующего зла. Модификации тем направлены в сторону сильнейшего жанрового искажения - весь облик разработки определяется ритмикой гротескной маршевости. Динамика разработки столь велика и продолжительна, что напряжение "захлестывает" репризу - в замедлении темпа как возглас отчаяния, гневного протеста, звучит в мощном унисонном проведении начало главной партии. Первая часть заканчивается тающими вдали, таинственными и удивительными по красоте перекличками флейты-пикколо, скрипки, челесты.

Вторая часть, Allegretto, - скерцо, воспринимаемое как интермеццо, как разрядка после напряженнейших коллизий первой части. Шостакович строит его в трехчастной форме с трио. В крайних частях чередуются, вступая словно "вразнобой", то басовая танцевально-скерцозная тема, то фанфарные мотивы, то визгливые, словно "кривляющиеся" фразы пронзительно звучащих деревянных духовых. Смещение разнохарактерных, остроконтрастных мотивов и тем создает удивительно естественную и яркую картину пестрых жизненных впечатлений. В трио на первый план выступает трогательная тема скрипки, в своей простоте напоминающая незамысловатые уличные шарманочные наигрыши. Но и здесь вкрапления других контрастных планов очень ярки - вступают призывные сигналы, жалобные и нежно-расслабленные мелодические фразы сметаются грубовато-размашистыми танцевальными ритмами.

Третья часть, Largo, - замечательный по философской углубленности и красоте образец лирики Шостаковича, как бы личной и "внеличной" одновременно. Мудрая простота и величие этой музыки восходят к стилистике Баха; отдельные интонационные обороты, общий строй ее связаны с русской народной песенностью. Динамика же, внутренняя напряженность развития образов отражают специфику метода Шостаковича. Темы словно проходят "два круга" развития. Первый раз динамика их концентрируется в потенции, в отдельных мелодических взлетах и вершинах. Второй раз те же темы необычайно активизируются, созерцательный характер звучания становится поступательно-драматическим. Интонации искажаются, в мощных перекличках оркестровых групп и tutti оркестра приобретая характер жесткий, неумолимый, речитативно-возглашающий.

Финал, Allegro non troppo, - итог всех сложных образных сопоставлений, контрастных переплетений, итог не формальный, но драматургически подготовленный. Финал своеобразно преломляет бетховенскую концепцию "от мрака к свету", давая ярко оптимистический, позитивный итог сложному предшествующему развитию. А. Толстой писал, что еще в первой части предвосхищается "финал симфонии, финал грандиозного оптимистического подъема". Заключительная светлая и гордая звучность словно отвергает все сомнения, пересиливает и переосмысливает пафос прежних драматических кульминаций цикла.

15 декабря 1949 года в Ленинграде впервые прозвучала "Песнь о лесах", соч. 81 - оратория Д. Шостаковича на слова Е. Долматовского (исполнители - оркестр Ленинградской филармонии. Ленинградская академическая капелла, Хор мальчиков училища капеллы, дирижер Е. Мравинский, солисты И. Титов и В. Ивановский).

В "Песни о лесах" Д. Шостакович обратился к глубоко волнующей теме творческого созидательного труда, к теме преобразования природы.

Основная мысль сочинения - от прошлого к будущему, от недавних бедствий войны к расцвету жизни, обновленной трудом советских людей. Центральный образ оратории - народ страны социализма, строящий свое счастливое будущее.

Слова были написаны Е. Долматовским специально для этого произведения.

В оратории семь частей (третья, четвертая и пятая идут без перерыва); драматургия ее основана на контрастном сопоставлении частей и симфоническом развитии. Первая часть - "Когда окончилась война" - служит введением, медленным величавым "запевом", она насыщена высокими патриотическими чувствами и ощущением светлой радости мирной жизни.

Вторая часть - своеобразное allegro сонатно-симфонического цикла. Это энергичный, подвижный хор, создающий обобщенный образ народа, занятого творческим трудом. Лейтмотив хора - возглас "Оденем Родину в леса!". Темы этой части родственны русским песням. Тема инструментального вступления основана на коротком упругом мотиве, в котором типичный для русских песен оборот (похожий на начало бурлацкой песни "Эй, ухнем!") приобретает новый характер - активного, энергичного движения. Эта тема представляет собой яркий пример синтеза старинных русских и современных песен. Тема хора второй части - подвижная мелодия, диатоничная, плавно распевная, с едва уловимой танцевальностью.

Эпическая третья часть - "Воспоминания о прошлом" - своим скорбным характером контрастирует с предшествующей; это единственный темный блик, оттеняющий радостное и светлое настроение оратории. Эта часть посвящена воспоминаниям о том времени, когда земля страдала от засухи и люди терпели огромное бедствие. В средней части эпизода, основанной на мотиве плача-причитания, композитор достигает высокого трагизма.

Медленную часть сменяет небольшое, свежо звучащее "скерцо" - детский хор "Пионеры сажают леса" - образ юности, будущего нашей страны. Тематизм этой части, светлой и задорной песни пионеров, близок современным детским массовым песням.

"Скерцо" непосредственно переходит в пятую часть оратории - "Комсомольцы выходят вперед", представляющую собой своеобразный центр всего произведения - картину трудового подвига советской молодежи. Основная тема этой части также близка современной массовой песне. Музыка идет здесь в стремительном темпе, сверкая веселой, живой ритмикой, сочетающей маршевость с песенностью.

Шестая часть, озаглавленная "Будущая прогулка", - как бы второе Andante оратории, по характеру иное, нежели суровая третья часть; это лирическая пастораль, светлый музыкальный пейзаж. На прозрачном "воздушном" фоне хора, поющего без слов, тенор соло ведет изящную и простую мелодию. Возникает глубоко лирический образ, как бы воплощение светлого будущего. Звучание темы близко к простодушному и наивному напеву лирической песни-романса.

Наконец, заключительная, седьмая часть оратории - яркий эпилог-апофеоз, прославляющий народ и его труд (по форме финал оратории - хоровая фуга).

"Песнь о лесах" впечатляет энергией, устремленностью, горделивым выражением молодости и силы. Привлекательное качество музыки - ее национально-русский характер. Музыка оратории монотематична, основана на развитии круга интонаций, связанных с русской народной песенностью. Начальная тема оратории, ее "запев" - зерно, из которого вырастают многие другие темы сочинения. Простая, широкая мелодия диатонического склада несколько напоминает эпические или величальные песни. В шестой части "Песни о лесах" та же тема показана в другом аспекте -она воплощает пасторальный образ "будущей прогулки", мечту о прекрасном расцвете земли.

Вариантом главной темы является и величавый гимн "Слава" в заключении оратории; теме придано сходство с известной народно-русской "Славой".

В коде оратории снова появляется основная тема, она воспринимается здесь как торжествующая песня всенародного счастья.

В тематизме композитор соединил народное, исконно русское начало, глубоко связанное с прошлым народа, - с новым качеством, рожденным нашей эпохой и выраженным в энергичном, устремленном ритме советской массовой песни. Цельности и единству оратории Шостаковича, помимо общности тематизма, способствуют и определенные принципы развития отдельных частей и целого. В развитии всех частей композитор применил принцип свободного вариационного развертывания, столь распространенный в народном искусстве.

Яркая мелодичность, несложный музыкальный язык, ясно выраженный национально-русский характер, высокое мастерство в сочетании с благородной простотой выразительных средств - таковы черты стиля оратории Шостаковича, в силу которых "Песнь о лесах" получила широкое и заслуженное признание музыкальной общественности и массового советского слушателя.

- Сергей Лебедев


  Соисполнители :

Ivan Petrov (Bass Voice)
Vitaly Kilichevsky (Tenor Voice)


№ п/п

Наименование трека

Текст

Длительность

Комментарий
   1 Moderato. Allegro Non Troppo. Moderato         0:15:14 Symphony No 5 In d Minor, Op. 47
   2 Allegretto         0:05:28 -"-
   3 Largo     T       0:13:48 -"-
   4 Allegretto Non Troppo. Allegro         0:10:53 -"-
   5 When The War Terminated         0:05:08 Song Of Te Forets, Oratorio, Op. 81
   6 Let Us Clothe Our Motherland With Forests         0:02:56 -"-
   7 Rememberance Of The Past         0:05:53 -"-
   8 Pioneers Plant The Forest         0:02:07 -"-
   9 Komsomol Peoples Come Forward         0:03:12 -"-
   10 The Future Walk         0:06:56 -"-
   11 Glory         0:08:02 -"-

      Обозначения:

 T   'щелкнуть' - переход к тексту композиции.

вернуться        закрыть окно

Последние изменения в документе сделаны 20/10/2016 22:07:51

Главная страница коллекции

Collection main page