Описание CD

вернуться        закрыть окно  

 


  Исполнитель(и) :
◄◄◄        ►►►

  Наименование CD :
   Symphony No 10 - Infernal Circles



Год издания : 2002

Компания звукозаписи : Композитор, (ru)

Время звучания : 1:08:35

  Комментарий (рецензия) :

CD, стоящие на полке рядом : Classics (Modern Classics/SU)      

Написанная под впечатлением поэмы "Ад" - первой кантики "Божественной комедии" Данте Алигьери (1265-1321), программная симфония разделена на девять "кругов", девять частей, без перерыва следующих друг за другом. Сложная символика поэмы Данте определила сериальные транспозиции музыкальных рядов.

========= from the cover ==========

Сергей Слонимский - один из лидеров современной отечественной музыки. Наследник мастеров петербургской композиторской школы XIX и XX веков, он сумел найти в своем творчестве органический сплав ее разнородных тенденций. С одной стороны, ветвь, связанная с именем Модеста Мусоргского, которую можно было бы назвать нравственно-исторической, где историческая трагедия разыгрывается в треугольнике "Бог-власть-народ" по законам то ли античного рока, то ли библейского воздаяния. С другой стороны, ветвь Николая Римского-Корсакова, музыкальный эрос которого, как бы основанный на мудром "делай как должно, и будь что будет", более уравновешен, эстетизирован и, вследствие этого, богат музыкально-стилистическими и красочны ми обертонами, Если вспомнить, что ветви эти - ростки одного глинкинского древа, если иметь ввиду, как сходились эти ветви хотя бы в прокофьевском "Иване Грозном", то станет очевидным, что сочинения Сергея Слонимского, представленные на диске, вырастают из мощной традиции.

Мысль об исторической трагедии, с роковым постоянством повторяющейся на Руси, - о трагедии тирании покорности, изуверства и лицемерия, встает во весь рост в увертюре к опере "Иван Грозный". Эта музыка - концентрированное симфоническое высказывание о жестокости и силе, о красоте и жалости. Непреходящая боль за страдания родины - здесь ключевая тема. И эта же боль - но уже за судьбу бессмертной человеческой души - становится стержнем трагедийной Десятой симфонии, носящей заголовок "Круги Ада" (по Данте). Подобно Вергилию, автор в своей 9-частной, слитой в одну часть композиции проводит нас по всем кругам ада, Мы оказываемся свидетелями адских наказаний за всевозможные грехи, свидетелями скорбей, стонов, мучительных воспоминаний - и как поземному знакомы, узнаваемы эти адские "реалии"! Может быть, именно эта земная их природа дала право автору посвятить симфонию "всем живущим и умирающим в России" - в надежде на то, что души, без вины прошедшие муки ада на земле, возможно, уже искупили грехи свои...

Однако, когда с этического аспекта мы переключим внимание на эстетический, на собственно музыкальное, стилевое, техническое решение этой музыки, мы заметим множество оригинальных, парадоксальных композиторских решений Это и "ренессансные намеки" в симфонии: внутри традиционного оркестра возникает тембр деревянной флейты и '''неточное" интонирование, внутри серийной техники - стилизация средневековой музыкальной "готики". Это и сдержанная песенность темы в увертюре к "Ивану Грозному", неожиданно выплескивающаяся в бартоковскую лирическую экспрессию. Это и сама задача, поставленная композитором в Славянском концерте для органа и струнного оркестра, которая формулируется словосочетанием "славянский орган" (а ведь он действительно здесь славянский!). Наконец, подчас, кажется, композитор шифрует и сложные культурные аллюзии; например, возникающая в седьмой части симфонии по Данте "жалующаяся" виолончель читателю мандельштамовского "Разговора о Данте" не может не напомнить знаменитого пассажа о "густом виолончельном тембре" и о Дантовой "оркестровке" поэмы...

Десятая симфония представлена на диске записью ее мировой премьеры под управлением одного из лучших исполнителей музыки Сергея Слонимского профессора Петербургской консерватории Равиля Мартынова.

-Александр Харьковский

Sergei Slonimsky belongs to the leaders of our native modern music Succeeding the Petersbuigian composition school masters of the 19th-20th centuries, he managed to discover the fusion of his predecessors diverse tendencies in his own creation On the one hand this is the branch, connected with the name of Modest Musorgsky It may be called the moral-historical branch, for the historical tragedy takes place according to the triangular scheme "God-power-people" ruled by either the Fate from classical Antiquity, 01 the biblical Retribution On the other hand there is the branch, originating from Nikolai Rimsky-Korsakov, whose musical ethos is based on the wisdom "do as you ought to, and come what may" This very attitude is lather balanced, aesthetic and hence it's abundant with musical-stylistic and just colorful overtones It's necessary to mention here, that both of these branches grow out of the Glinka tree Besides, the music to "Ivan Grozny" by Prokofiev happened to unite these branches Thus it looks obvious - the compositions by Sergei Slonimsky, offered on this CD, grow out of this mighty tradition.

The overture to the opera "The Visions of Ioann Grozny" plunges the listeners into historical tragedy, persistently recurring in Russia as the kind of fate The thought about the tragedy of tyranny and obedience bigotry and hypocrisy stands in all its magnitude for the listener of this overture This music is a concentrated symphonic revelation about ferocity and force beauty and pitifulness The main topic here is caused by the ceaseless anguish evoked by the native land's sufferings.

And this is but the same very pang, already over the immortal human soul's existence, that is becoming the basis of the Tenth Symphony The Tenth Symphony has the heading "Infernal Circles" (according to Dante) So as Vergilius, the composer leads us along the 9 infernal circles in his symphony of 9 movements amalgamated in the whole one Here we are the unexpected witnesses of hellish punishments for various sins, the witnesses of grieves, moans, agonizing reminiscences How utmostly familiar and mundane these infernal phenomena are! And this exact mundane nature must have empowered the author to devote this symphony "to all the living and dying in Russia" The author cherishes a hope, that those innocent souls to have experienced all the hellish torments on the Earth are considered perhaps to have ahead) redeemed their sins.

However turning our attention from the ethic aspect to the aesthetic one, talking in particular about musical stylistic and technical decisions of this composition, well doubtlessly notice numerous original " paradoxical composer's ideas. Here are the "renaissance allusions" in the symphony - the wooden flute's timbre inside the traditional orchestra and the inexact intoning inside the serial technique - stylizing the medieval musical "Gothic manner" Here is the restrained songfulness of the theme in the overture to "Ioann Grozny", out bursting suddenly to Bartok lyrical expression Here is the really "Slavonian organ" m the Slavonian Concerto for organ and string orchestra - composer's invention, being realized by him Sometimes Slonimsky enciphers obscure cultural allusions Remember the Seventh movement of the symphony after Dante The "complaining" cello reminds the reader of Mandelshtam's "Talk About Dante" with its renowned passage, concerning the "rich dense cello timbre' and Dante's orchestration of the poem.

The Tenth Symphony is offered with the help of its world premiere record conducted by one of the best performers of Sergei Slonimsky's music, professor of St Petersburg conservatoire - Ravil Martynov.

-Alexander Kharkovsky


  Соисполнители :

Соисполнители не найдены


№ п/п

Наименование трека

Текст

Длительность

Комментарий
   1 'The Visions Of Ioann Grozny' Overture         0:08:15 1993
   2 Slavonian Concerto For Organ And String Orchestra         0:21:11 1988
   3 Symphony No. 10 'Infernal Cirles' (after Dante)         0:39:09 1992 - Recording Of The Premiere Perfomance

      Обозначения:

 T   'щелкнуть' - переход к тексту композиции.

вернуться        закрыть окно

Последние изменения в документе сделаны 20/10/2016 22:07:44

Главная страница коллекции

Collection main page