Описание CD

вернуться        закрыть окно  

 


  Исполнитель(и) :
◄◄◄        ►►►

  Наименование CD :
   Stabat Mater & Requiem



Год издания : 2003

Компания звукозаписи : Long Arms Records

Время звучания : 1:08:05

Код CD : CDLA 03031

  Комментарий (рецензия) :

CD, стоящие на полке рядом : Sacred Music (Master Works)      

Ансамбль "Opus Posth", Хор "Сирин", Хор "Алконост"

1-6 recorded at MOSFILM Studio (Moscow), March 2003

7-13 recorded at MOSFILM Studio (Moscow), May 2002

========= from the cover ==========

Секвенция Stabat Mater, приписываемая Jacopone da Todi (Jacopone da Bencdetti) представляет собой синтетическую музыкально-поэтическую форму, в которой мелодическая структура неразрывно связана с ритмической структурой текста. Крайне экзальтированное содержание образов текста сочетается с предельно заостренной периодичностью простейших ритмических формул, и в этом заключается секрет гипнотического завораживающего воздействия традиционных секвенций вообще и Stabat Mater в частности. Однако с течением времени структурное единство мелодии и текста стало утрачиваться, и более поздние композиторские интерпретации Stabat Mater, создаваемые Палестриной, Вивальди, Перголезе и многими другими разрушали это единство, игнорируя первоначальную ритмическую структуру и помещая текст в новую ритмическую среду, никак не связанную с первоисточником. В конце концов текст Stabat Mater стал восприниматься всего лишь как ряд эмоциональных образов, возбуждающих фантазию композитора, но отнюдь не как каноническая форма, предъявляющая свои жесткие структурные требования. А вместе с тем ритмическая заорганизованность структуры текста Stabat Mater является жизненным нервом этой секвенции. Не следует забывать о том, что пламенная экзальтированность как текста, так и первоначальной мелодии Stabat Mater зарождалась в атмосфере шествий самобичующих или "флагелантов", заполнивших Италию в конце XII - начале XIII века. Каждый участник процессии флагелантов истязал сам себя ударами хлыста, воспевая песнопения Божьей Матери в такт этих ударов. Удар хлыста по своей спине и подъем его для нанесения нового удара и составляет суть ритмической структуры Stabat Mater. Эта структура может проявлять себя на разных уровнях: на уровне ударного и безударного слога, на уровне четной и нечетной строфы, на уровне противопоставлений мужских и женских голосов, вокального и инструментального звучания, нисходящего и восходящего движения -но в любом случае в основе всех этих уровней должно ощущаться движение хлыста, опускающегося па собственную спину и поднимающеюся для нового удара. Однако мы надеемся, что это самобичевание не должно продолжаться вечно. Ведь не следует забывать о том, что подлинная сопричастность страданиям Матери, видящей смертные муки своею Сына, оборачивается обещанием самого Сына распятому с ним разбойнику:" Ныне же будешь со мной в раю". Именно в этом нисхождении и переходящем в вечность восхождении заключается ритмическая тайна Stabat Mater.

То, что текст Missae Pro Defunctis, начинающийся со слов "Requiem Aeternam", воспринимается ныне как повод для написания скорбной музыки, есть лишь одно из многочисленных следствий глобальной деформации сакрального пространства, порожденной эпохой Просвещения. В его власти оказались практически все великие музыканты Нового Времени, не исключая Моцарта. А вместе с тем изначальная цель Missae Pro Defunctis заключается не в том, чтобы человек культивировал в себе скорбные чувства, естественно возникающие в момент прощания с усопшим, но в молитве о том, чтобы бог даровал усопшему вечный покой и вечный свет. Однако, этот вечный покой и вечный свет есть то, что практически неведомо человеку, погруженному во мрак блистательного Просвещения, полного неясных фантомов. Парадоксально, что один из этих фантомов - Черный Человек -приходит к Моцарту и заказывает Requiem - произведение о вечном свете. Можно ли представить, что такой Черный Человек приходит к кому-нибудь из великих мастеров XV века? Не приходит Черный Человек и к нам, но уже по совсем другой причине. Время композиторов кончилось и ему но сути дела не к кому приходить. Однако, хотя время композиторов - а стало быть, и время Черного Человека, заказывающего Requiem, - прошло, остается канонический текст Missae Pro Defunctis, всегда открытый для пост-композиторских интерпретаций. Одной из таких интерпретаций может являться и молитва об обретении вечного покоя принципом композиции и о Черном Человеке, вступающем в область вечного света.


  Соисполнители :

Tatjana Grindenko (Violin)


№ п/п

Наименование трека

Текст

Длительность

Комментарий
   1 Stabat Mater         0:01:14  
   2 O Quam Tristis         0:02:34  
   3 Quis Est Homo         0:02:56  
   4 Pro Peccatis         0:02:41  
   5 Eia, Mater         0:09:37  
   6 Virgo Virginum         0:05:57  
   7 Introitus         0:02:32  
   8 Kyrie         0:08:48  
   9 Sequentia         0:07:19  
   10 Offertorium         0:05:23  
   11 Sanctus         0:07:58  
   12 Agnus         0:02:38  
   13 Lux Aeterna         0:08:29  

      Обозначения:

 T   'щелкнуть' - переход к тексту композиции.

вернуться        закрыть окно

Последние изменения в документе сделаны 20/10/2016 22:07:44

Главная страница коллекции

Collection main page