Описание CD

вернуться        закрыть окно  

 


  Исполнитель(и) :
◄◄◄        ►►►

  Наименование CD :
   The Legacy Of Maria Yudina. Volume 2



Год издания : 2004

Компания звукозаписи : Vista Vera, (ru)

Время звучания : 1:13:49

Код CD : VVCD-00070

  Комментарий (рецензия) :

CD, стоящие на полке рядом : Classics (Guru)      

Наследие Марии Юдиной. Том 2

Volume 1, Volume 3, Volume 4, Volume 5, Volume 6, Volume 7, Volume 8, Volume 9, Volume 10, Volume 11, Volume 12, Volume 13

Композиторы ХХ века - Кшенек, Стравинский, Барток, Хиндемит

Запись: 1961 (1-3); 1962 (4-10); 1970 (19-23)

М.Дроздова, фортепиано (19-23)

Пианист, исполнявший №145 Бартока(16) на втором инструменте, неизвестен.

Сочинения, вошедшие в этот диск, записаны Юдиной в годы, когда после тридцатилетия полной изоляции окно в мир начало приоткрываться. Для Марии Вениаминовны словно наступила вторая молодость. Она ведёт активную переписку с известными деятелями западного музыкального авангарда. П.П.Сувчинский, И.Ф.Стравинский, А.Жоливе, П.Булез, К.Штокгаузен, Л.Ноно и многие другие становятся её эпистолярными друзьями, присылают ей книги по серийной технике, партитуры, клавиры. Ослеплённая и увлечённая богатством открывшегося ей мира, она выносила на суд публики десятки новых сочинений Веберна, Онеггера, Кшенека, Хиндемита, Бартока, Мартину, Стравинского и Волконского. Интерпретации этих сочинений создавались Юдиной в годы высочайшего расцвета всех её духовных и творческих сил, Её исполнительство тех лет - это вдохновенный манифест новой исполнительской школы. В них нашли воплощение новые критерии красоты, новое акустическое понимание звука, его содержания, энергии, иное отношение к тембрам, новое значение ритмической полифонии, ритма с его формообразующей силой.

Соната Кшенека № 2, ор.59 (1928). В исполнении Юдиной поражает абсолютное владение материалом, свобода, импровизационность, непредсказуемость и - убедительность, способность к мгновенным переменам во внутреннем состоянии и в характере прикосновения к инструменту: вот - порыв, энергия, резкая угловатость вступления и главной темы 1 части, вот - нарочито грубоватый, размашистый "мазок" в марше 2 части, и тут же - глубокая мечтательность, неожиданный лирический поворот, всё смягчается, истаивает. В Финале, сыгранном предельно виртуозно, с потрясающе ясной артикуляцией, пленяют моменты тишины, какой-то классической, бетховенской гармоничности.

К Стравинскому отношение Юдиной было совершенно особенным. "Над всеми высится снежная вершина Стравинского",- восклицала она. Он представлялся ей неким символом исконно русского и в то же время всемирного гения, которого во что бы то ни стало следовало вернуть России. "Какое чудо - этот человек, - писала она. - "Серенаду" учу и безмерно наслаждаюсь."

Юдинские интерпретации Сонаты 1924 года и Серенады A Dur 1925 года захватывают с первых же звуков - так велика исходящая от них энергия, так притягательна неостановимость ритмического движения, непоколебимо устойчивого в Сонате (1 и 3 части) и какого-то стихийного, как бы произвольного, в Серенаде (вступление и заключение во 2 части и 3 часть)! Как естественно и остроумно звучат у Юдиной эти ассиметричные внезапные акценты, как прекрасны неожиданные, "зависающие" цезуры, тоже как бы несвоевременные!

Несомненными шедеврами являются обе медленные части: Adagietto в Сонате и Romanza в Серенаде - какая возвышенность, нежность, хрупкость и исповедальность!

К Бартоку Юдина обратилась впервые лишь в 1961 году. "Я им не занималась раньше, его - какое-то пророческое - лицо мне заслонял чуждый мне венгерский фольклор. Теперь я им буквально подавлена", - писала она П.П. Сувчинскому. Пьесы из цикла для детей "Микрокосмос" (1926-1939) под её руками приобретают масштаб необычайно серьёзных, глубоких и одухотворённых поэм. Её фантазию нисколько не сковывают микроскопические размеры пьесок. Везде поражает тонкая нюансировка мелодии, которую она творит из диссонансов (малые и большие секунды, септимы), интонационное богатство, красочность. Пьеса № 145 "Хроматическая инвенция" имеет у Бартока две версии, которые, согласно указанию автора, могут быть исполнены одновременно на двух роялях, как это и происходит в данной записи.

Особенно нежное отношение испытывала Юдина к Хиндемиту, с которым встречалась ещё в 1927 году и даже играла для него. Называла она его всегда ласково: "Хиндемитик". В её современный репертуар, складывавшийся в последнее десятилетие жизни, входило, помимо прочего, огромное количество его камерных сонат с различными инструментами, которые она безумно любила и играла с громадным энтузиазмом. Партнёрами её были, как правило, совсем молодые музыканты. Вот и мне, автору этих строк, тогда ещё студентке Института имени Гнесиных, выпало огромное счастье играть в ансамбле с Марией Вениаминовной Сонату для 2-х фортепиано, 1942 года. Играя с ней бок о бок, участвуя в создании интерпретации этой праздничной музыки, я, заражённая восторгом и любовью, на какие-то мгновения словно сливалась с Марией Вениаминовной в одно целое. И тогда обострялись слух и зрение, и передо мной открывались сияющие бездны её мудрой и высокой души, души гениального музыканта. Интерпретация этой Сонаты, необычайно светлая, конструктивно ясная, полна оптимизма и неиссякаемой молодости духа.

-Марина Дроздова, ученица и друг М.Юдиной.

В Хроматической инвенции из цикла Бэлы Бартока "Микрокосмос" (версия для двух фортепиано) партию второго фортепиано исполнял Алексей Любимов (трек 16).

www.cd-classica.ru/a70.htm


  Соисполнители :

Marina Drozdova (Piano)


№ п/п

Наименование трека

Текст

Длительность

Комментарий
   1 Allegretto. Moderate Comodo         0:07:02 Эрнст Кшенек (1900-1991) Соната, Ор. 59
   2 Alia Marcia, Energico         0:06:03 -"-
   3 Finale         0:03:48 -"-
   4 -112         0:02:44 Игорь Стравинский (1882-1971) Соната C-Dur (1924 Г.)
   5 Adagietto         0:06:42 -"-
   6 -112         0:02:27 -"-
   7 Гимн         0:03:03 Серенада Для Фортепиано А-Dur
   8 Романс         0:02:42 -"-
   9 Рондолетто         0:02:11 -"-
   10 Финал-каденция         0:02:10 -"-
   11 No128. Деревенский Танец         0:01:15 Бэла Барток (1881-1945) 8 Пьес Из Цикла "Микрокосмос"
   12 No132. Большие Секунды         0:01:33 -"-
   13 No137. Унисон         0:01:49 -"-
   14 No142. Сказка О Маленькой Мухе         0:01:25 -"-
   15 No144. Малые Секунды И Большие Септимы         0:04:19 -"-
   16 No145. Хроматическая Инвенция (исполняется На Двух Фортепиано)         0:01:21 -"-
   17 No146. Остинато         0:02:24 -"-
   18 No149. Танец В Болгарском Ритме (No2)         0:01:24 -"-
   19 Колокола. Maestoso         0:02:47 Пауль Хиндемит (1895-1963) Соната Для Двух Фортепиано (1942 Г.)
   20 Allegro         0:03:42 -"-
   21 Канон. Lento         0:04:33 -"-
   22 Речитатив. A Piacere         0:03:05 -"-
   23 Фуга. Moderate         0:05:18 -"-

      Обозначения:

 T   'щелкнуть' - переход к тексту композиции.

вернуться        закрыть окно

Последние изменения в документе сделаны 20/10/2016 22:07:23

Главная страница коллекции

Collection main page