Описание CD

вернуться        закрыть окно  

 


  Исполнитель(и) :
◄◄◄        ►►►

  Наименование CD :
   Vladimir Sofronitsky Plays Rachmaninov



Год издания : 2005

Компания звукозаписи : Vista Vera, (ru)

Время звучания : 51:22

Код CD : VVCD-00091

  Комментарий (рецензия) :

CD, стоящие на полке рядом : Classics (Guru)      

Владимир Софроницкий исполняет произведения Рахманинова

Запись: 1946 (2-5; 8-10); 1947 (12-13; 15); 1949 (1); 1951(11; 14); 1960 (6)

Подавляющее большинство фортепианных сочинений Рахманинова написаны в русский период творчества (до 1917 года). За двадцать с небольшим лет стиль композитора эволюционировал в сторону большей сложности музыкального языка. Широкие, классико-романтические в своей основе темы уступают место менее протяженным, в которых "природная" собственно мелодическая выразительность часто существует в сложном контексте ритма, гармонии, фактуры. В то же время, сохраняется константа фортепианного стиля Рахманинова: широкое использование возможностей самого инструмента - от "наивысшей утонченности" до "наивысшей грандиозности" (термин принадлежит ровеснику и, во многом, антиподу Рахманинова, Александру Скрябину). При этом в "наивысшей утонченности" Рахманинова всегда чувствуются "плоть и кровь", необыкновенная полнота и объемность.

Основные черты фортепианного стиля Рахманинова сформировались уже в ранних фортепианных сочинениях, написанных до Второго концерта (1900- 1901). Прелюдия до диез минор, соч.3 № 2, написанная в 1892 году (ее чрезмерная, в ущерб другим сочинениям, популярность долгое время тяготила композитора), впервые соединяет два лика рахманиновской трагедидийности: напряженная статика, выраженная через колокольный звон (сквозной звуковой образ музыки Рахманинова),- и бурная "аппассионатность".

Шесть музыкальных моментов, соч. 16 (1897) - наиболее компактный фортепианный цикл композитора. Варианты отмеченного в прелюдии до диез минор звукового образа - Музыкальные моменты №№ 4 и 6 (ми минор и до мажор). В обоих случаях "фигурационную пелену" прорезают волевые фанфарные мотивы (проходящие через все творчество композитора). Использование разных ладов придает отмеченному звуковому образу контрастный двуединый смысл. Третья пьеса цикла (си минор) - один из первых примеров траурно-медитативной лирики Рахманинова. Пятая пьеса (ре бемоль мажор) - один из многих образцов "русского ноктюрна", своего рода "одухотворенного пленэра".

Две серии прелюдий (десять в соч. 23 и тринадцать в соч. 32) вместе с прелюдией cоч.3 составляют уникальный рахманиновский вариант романтического цикла из 24 прелюдий. Очевидно, что в отличие от Шопена или Скрябина, Рахманинов не задумывал фортепианный цикл. Первая тетрадь прелюдий вышла в 1903, вторая - в 1910 году. По-видимому, случайность, что все прелюдии первой тетради написаны в одной тональности; во второй серии Рахманинов уже сознательно "достраивал" цикл до "канонического".

Прелюдии Рахманинова - сверхцикл, энциклопедия его образов и тематизма. Каждая прелюдия, вместе с тем, - абсолютно самостоятельная и масштабная пьеса. Один из многочисленных и интереснейших аспектов содержания прелюдий - изменяющийся облик рахманиновской лирики, особенно во второй тетради. Здесь и новое свойство медитативности (импрессионистической, как в прелюдии соль мажор, соч. 32 №5; вдохновленной "внеличностными" интонациями знаменного распева, отражающими интерес к русскому средневековью, духовной музыке, - как в прелюдии си минор, соч. 32 №10; пейзажная звукопись, вдохновленная образами зимней дороги в русской музыке и поэзии, - как в прелюдии соль-диез минор, соч.32 № 12, в которой "звезды" Рахманинова и Скрябина, быть может, находятся "в апогее"). Другая "сквозная" идея - диалога эпох через жанр. Истоки некоторых прелюдий - в старинных танцах; развитие - актуализация этого жанрового элемента, "врастание" стилизованного языка в русло музыкальной современности ("менуэтная" прелюдия ре минор, соч. 23 №3; прелюдия си бемоль минор, соч. 32 № 2, в духе сицилианы).

Этюды-картины Рахманинова, во многом, - последние великие этюды романтической музыки. Первая тетрадь (соч.33) закончена в 1911; вторая (соч. 39) - в 1916 году. В первой тетради предполагалось 9 этюдов, но в первом издании вышло всего лишь 6: автографы этюдов до минор и ре минор (ныне - соч.33, №№ 3 и 4) были найдены лишь после смерти Рахманинова. Автограф первой редакции этюда ля минор (ныне - соч. 39 № 6) до сих пор не найден: этюд предназначался для первого издания, однако не был издан, а затем, в переработанном виде, вошел во вторую тетрадь. В настоящее время этюды издаются в следующем виде: 8 - в первой, 9 - во второй тетрадях.

Этюды-картины - уникальный перекресток традиций XIX и XX веков. За немногими исключениями ("русский" этюд ми бемоль минор, соч. 39 № 5 на аппассионатную, виолончельную по колориту протяженную тему; отчасти этюды ми бемоль мажор и соль минор, соч.33, №№ 6 и 7), этюды-картины - новое качество тематизма Рахманинова, уникальный синтез мелодии, гармонии и фактуры. Музыкальная ткань плотна; сложно и взаимодействие ее пластов; тематические и регистровые взаимодействия привносят в этюды оркестровый колорит. Неслучайно пять этюдов-картин существуют в переложениях для оркестра Отторино Респиги (1879- 1936), созданных по просьбе и благословению Рахманинова и вполне удовлетворивших последнего в художественном отношении: "Позвольте мне, дорогой маэстро, выразить все мое восхищение чудесным результатом Вашей блестящей оркестровки. Особенно благодарю Вас за точное соответствие оригиналу".

-Михаил Сегельман

www.cd-classica.ru/a91.htm


  Соисполнители :

Соисполнители не найдены


№ п/п

Наименование трека

Текст

Длительность

Комментарий
   1 Прелюдия До Диез Минор, Op.3 No2 Lento         0:04:01  
   2 Прелюдия Фа Диез Минор, Op. 23 No 1 Largo         0:03:12  
   3 Прелюдия Ре Мажор, Op. 23 No 4 Andante Cantabile         0:04:49  
   4 Прелюдия Ми Бемоль Мажор, Op. 23 No 6. Andantino         0:03:12  
   5 Прелюдия Ми Мажор, Op.32 No 3 Allegro Vivace         0:02:42  
   6 Прелюдия Соль Мажор, Op. 32 No 5 Moderato         0:03:08  
   7 Прелюдия Соль Диез Минор, Op. 32 No 12 Allegro         0:02:36  
   8 Музыкальный Момент Ми Бемоль Минор, Op. 16 No 2 Allegretto         0:03:12  
   9 Музыкальный Момент Cи Минор, Op. 16 No 3 Andante Cantabile         0:04:44  
   10 Музыкальный Момент Ре Бемоль Мажор, Op. 16 No 5 Adagio Sostenuto         0:03:52  
   11 Этюд-картина До Мажор, Op. 33 No 2 Allegro         0:02:25  
   12 Этюд-картина До Диез Минор, Op. 33 No 8 Grave         0:03:38  
   13 Этюд-картина Си Минор, Op. 39 No 4 Allegro Assai         0:02:31  
   14 Этюд-картина Ми Бемоль Минор, Op. 39 No 5 Appassionato         0:04:39  
   15 Этюд-картина Ля Минор, Op. 39 No 6 Allegro         0:02:42  

      Обозначения:

 T   'щелкнуть' - переход к тексту композиции.

вернуться        закрыть окно

Последние изменения в документе сделаны 20/10/2016 22:07:23

Главная страница коллекции

Collection main page