Описание CD

вернуться        закрыть окно  

 


  Исполнитель(и) :
◄◄◄        ►►►

  Наименование CD :
   Piano Concertos Vol. 4



Год издания : 2003

Компания звукозаписи : Elite Classic, (ru)

Музыкальный стиль : Modern Free, Free Jazz, Avant-Garde Jazz

Время звучания : 2:33:35

К-во CD : 2

Код CD : SI-419 a.b

  Комментарий (рецензия) :

CD, стоящие на полке рядом : Classics (Symphony)      

CD 7,8 Recorded 1976-84

English Chamber Orchestra, Murray Perahia, piano & conductor

========= from the cover ==========

Нельзя себе представить более резкого контраста к предыдущему моцартовскому концерту. F-dur. чем произведение, которое помечено 10 февраля 1785 года, то есть возникло всего восемь-девятъ недель спустя. Перед нами концерт d-moll (К. 466), первый минорный концерт Моцарта вообще, а по духу своему самый близкий к XIX веку. Пожалуй - единственно близкий. И это чрезвычайно характерно для XIX столетия. Столетие это не воспринимало высокий юмор концерта F-dur. А вот чувства, которые отличают концерт d-moll от всех остальных концертов Моцарта, оно понимало. Понимало его страсть, его пафос, его драматизм. Благодаря этому концерту оказалось возможным объявить Моцарта "предшественником Бетховена", и в самом деле не случайность, что именно Бетховен написал каденции к крайним частям этого концерта - изумительную моцартовско-бетховенскую к первой части и несколько слабее написанную - к последней.

Впервые tutti и solo так резко противостоят друг другу в Allegro. Неразрешимо противоречие между неведомой грозной силой и выразительной жалобой одиночки. И необходимо отметить, что оркестр ни разу не перенимает ни первую тему солиста - recitativo in tempo,- ни вторую половину другой его темы. Такое соперничество не допускает соглашений, напротив, в разработке оно еще больше обостряется. Да и реприза не даст разрешения: когда в конце части появляется замирающее pianissimo, кажется, что фурии, притомившись, но все еще угрожая, улеглись на покой, готовые, однако, взвиться в любую секунду. И они действительно взвиваются снова - в средней части (g-moll) Романса, который начинается и кончается таким божественным успокоением.

Никогда еще Моцарт не объединял в пределах одной части контрасты более резкие, как между ее разделами, так и внутри каждого из них. Знаменателен уже самый выбор тональности для Andante - не F-dur или D-dur, а субдоминанта параллельной тональности; позднее это повторится в симфонии g-moll.

В финале снова господствуют усиленные и облагороженные хроматикой страстность и драматизм, о чем возвещает взлетающий, подобно ракете, основной мотив. Но на этот раз свой пессимизм, свою безутешность Моцарт решил преодолеть улыбкой. После каденции он переходит в мажор и добавляет чарующей прелести коду. Это трогательный светлый блик и в то же время легкая уступка светскости, это рыцарственный жест сюзерена, желающего, чтобы его гости унесли с собой приятное впечатление. Но уж никак не наивный оптимизм Гайдна и не грандиозный оптимизм Бетховена.

Нельзя сказать, чтобы в концерте G-dur (К. 467), написанном сразу же после необычно страстного d-moll (9 марта 1785), Моцарт вернулся к "нормативу". "Нормативы", "классицизм" (и обычном смысле слова) - такие определения вообще не открывают доступа к музыке Моцарта, особенно Моцарта венского периода. А вот к гордому, победоносному самоутверждению Моцарт действительно возвращается. Символом этого снова служит "идеальный марш", начальный мотив которого в течение всей первой части как бы жаждет себя утвердить. Символом этого являются фанфары труб. Символична в этом смысле и побочная тема, отличающаяся той предельной простотой, которая доступна лишь великим людям (речь снова идет о вторичной наивности - этом высшем завоевании артистического и человеческого опыта). И еще: Моцарт здесь от диалогического драматизма снова возвращается к симфонической трактовке формы. Никогда еще не создавал он более великолепного противосложения к основному мотиву, чем то, которое появляется в tutti с 13 по 20 такт. Чтобы уяснить его значение, необходимо процитировать это место целиком и во всех голосах.

Весь концерт - и в особенности разработка, с ее модуляциями через сумрачные области к свету,- является одним из лучших примеров "переливчатой" гармонии Моцарта и тех далей, которые открываются ему в тональности C-dur, Финал, опять-таки буффонный и весь пронизанный хроматически оживленной гармонией и жизнерадостными мотивами, на этот раз обходится без всякой учености. Andante, где оркестр с его засурдиненными струнными.

дрожащими триолями и pizzicato аккомпанирует широкой кантилене солиста, походит на идеальную арию, свободную от ограничений, связанных с человеческим голосом. Можно понять, почему Моцарт в первые венские годы не писал симфоний; эти его концерты симфоничны в самом высоком смысле слова, и обратиться к симфонии в ее чистом виде Моцарту понадобилось лишь тогда, когда поле действия, связанное с концертом, оказалось для него закрытым.

В период работы над "Свадьбой Фигаро" - зимой и во время карнавала 1785-1786 годов - Моцарт заканчивал еще три клавирных концерта: Es-dur (К. 482). A-dur (К. 488) и c-moll (К. 491). Два первых заставляют нас предположить, что Моцарт понял: да. он зашел слишком далеко, он переоценил возможности венской публики, переступил границы "салонного" искусства. Попросту говоря, Моцарт почувствовал, что публика охладевает к нему, и попытался снова завоевать ее, вернувшись к сочинениям, рассчитанным на верный успех.

Первое из этих сочинений является особенно явным шагом назад - возвращением в круг более ранних концертов в Es-dur: концерта для двух клавиров и концерта К. 271. Связь между ними обнаружить легко, особенно в Allegro, в мотивах валторн (роль Духовых инструментов, среди которых гобои впервые заменены кларнетами, здесь вообще усилена), а также в финале, трансформирующем тип "Chasse" в хоровод - его менуэтный эпизод As-dur напоминает финал из К. 271, и в то же время предвещает канон из второго финала "Так поступают все". Целое чуть отдает рутиной, правда, не ремесленной, а духовной. Но это относится только к крайним частям. Медленная часть, Andante c-moll -сочетание песни и вариаций - вносит нечто сокрушительное: это обнаженная экспрессия, почти откровенная демонстрация горя, ложных утешений, отчаяния, раздумий. Моцарт использует контраст минора и мажора совсем по-новому - в духе XIX столетия. И вот факт, имеющий важное культурное значение: 23 декабря в одном из концертных выступлений Моцарта (по подписке) венцы поняли призыв, открыто прозвучавший в этой части, и потребовали ее повторения. Моцарт и сам был поражен. 13 января 1786 года Леопольд сообщает дочери, что две недели тому назад получил письмо от сына: Вольфганг закончил "...новый фортепианный концерт en E. в котором во время исполнения ему пришлось, как ни странно, бисировать Andante".

В концерте A-dur Моцарту снова удалось угодить публике, не роняя своего достоинства. Никогда еще не было у него первой части, так просто построенной, с таким "нормальным" распределением материала между tutti и solo, с такой ясной логикой тематического развития, даже в тех местах, где он позволял себе некоторое контрапунктическое и ритмическое своеволие. A-dur для Моцарта - тональность красочная, сродни прозрачной многоцветности церковных витражей. Связь между первой частью этого концерта и квинтетом для кларнета несомненна, и не без основания отсутствуют здесь трубы и литавры. Однако это не мешает появлению мрачных и затаенно-страстных оттенков - не услышать их может только профан. Fis-moll заявляет о себе уже в этой части и довольно серьезно; Andante же (Моцарт ошибочно озаглавил его "Adagio") написано целиком в fis-moll - тональности, которую композитор до сих пор обычно избегал. Оно совсем короткое, но оно - душа всего произведения. Это - минорное подобие Andante из Пражской симфонии, в частности, в отношении полифонии, которую Моцарт трактует совсем по-новому.

Страсть, которая в Andante предыдущего концерта выступает почти обнаженной, здесь завуалирована, но раздумье полно такой же безнадежности. И если Моцарт с появлением темы Рондо сумел это настроение преодолеть, значит, он настоящий кудесник. Кажется, вместе с Presto в душную и темную комнату врывается свежий ветер и светлый солнечный луч. Нельзя не заразиться веселостью этого непрерывного потока мелодий и ритмов, но это совсем не банальная веселость. Снова, как в клавирном квартете Es-dur или клавирном трио B-dur. кларнету поручена одна из тех "нетематических" мелодий (D-dur), в которых, кажется, обретает равновесие мир и находит оправдание мировой порядок. Это путь, обратный тому, которым следует другое сочинение в A-dur. Мы говорим о скрипичной сонате (К. 526), где Larghetto принадлежит блаженно-умиротворяющая функция, а в финале вырываются на волю демоны.

...


  Соисполнители :

Соисполнители не найдены


№ п/п

Наименование трека

Текст

Длительность

Комментарий
   1 01 I. Allegro (Cadenza: Ludwig Van Beethoven)         0:14:29 Concerto No. 20 In D Minor, K. 466
   1 02 II. Romance         0:09:22 -"-
   1 03 III. Rondo (Allegro Assai) (Cadenza: Murray Perahia)         0:07:13 -"-
   1 04 I. Allegro Maestoso (Cadenza Murray Perahia)         0:13:55 Concerto No. 21 In C Major, K. 467
   1 05 II. Andante         0:06:56 -"-
   1 06 III. Allegro Vivace Assai (Cadenza: Rudolf Serkin)         0:06:40 -"-
   1 07 I. Allegro         0:07:43 Piano Sonata In F Major, K. 533/494
   1 08 II. Andante         0:07:06 -"-
   1 09 III. Rondo. Allegretto         0:06:30 -"-
   2 01 I. Allegro (Cadenza: After Johann Nepomuk Hummel)         0:13:03 Concerto No. 22 In E Flat Major, K. 482
   2 02 II. Andante         0:10:17 -"-
   2 03 III. Allegro. (Rondo) (Cadenza: J. N. Hummel)         0:12:28 -"-
   2 04 I. Allegro (Cadenza: Wolfgang Amadeus Mozart)         0:11:44 Concerto No. 23 In A Major, K. 488
   2 05 II. Adagio         0:07:28 -"-
   2 06 III. Allegro Assai         0:08:23 -"-
   2 07 Allegretto Grazioso (Cadenza: Murray Perahia)         0:10:21 Rondo For Piano And Orchestra In D Major, K. 382

      Обозначения:

 T   'щелкнуть' - переход к тексту композиции.

вернуться        закрыть окно

Последние изменения в документе сделаны 20/10/2016 22:07:05

Главная страница коллекции

Collection main page