Описание CD

вернуться        закрыть окно  

 


  Исполнитель(и) :
   Mussorgsky, Modest  (Composer) , Aage Haugland (Vocals) , Martti Talvela (Vocals) , Leonard Mroz (Vocals) , Bozena Kinasz (Vocals) , Jerzy Semkow (Conductor) , Nicolai Gedda (Vocals
◄◄◄        ►►►

  Наименование CD :
   Boris Godunov



Год издания : 

Компания звукозаписи : Elite Classic, (wb), (ru)

Время звучания : 3:43:34

К-во CD : 3

  Комментарий (рецензия) :

CD, стоящие на полке рядом : Classics (Opera)      

Boris Godunov, opera in 7 scenes (1869 version) (Борис Годунов)

Синопсис (mymb-ru)

Libretto (ru)

First original Mussorgsky score recording

Martti Talvela, Nicolai Gedda, Leonard Mroz

Polish radio National Symphony Orchestra

Boris Godunov - Martti Talvela

Grigory (Dimitri) - Nicolai Gedda

Pimen - Leonard Mroz

Marina - Bozena Kinasz

Rangoni - Andrzej Hiolski

Varlaam - Aage Haugland

Missail - Kazimierz Fustelak

Shuisky - Bohdan Papkocki

Fyodor - Wiera Baniewicz

Xenia - Halina Lukomska

Nurse / Няня - Bozena Brun- Baranska

Shchelkalov - Andrzej Hiolski

Hostess Of The Inn - Stefania Toczyska

Simpleton/Юродивый - Paulos Raptis

Police Officer - Kazimierz Sergiel

Boyar Khrushchov - Jan Gyralski

Mitiukha/Митюха - Wlodzimierz Zalewski

Boyars And Jesuits - Wladyslaw Juroszek, Roman Dyllus, Joachim Luks, Piotr Komarek, Eugeni Uszjedrych

Polish Radio Chorus of Krakov, Boys Chorus from Krakow Philarmonic Chorus, Polish Radio National Symphony Orchestra conducted by Jerzy Semkow.

====

Опера (народная музыкальная драма) в четырех действиях с прологом Модеста Петровича Мусоргского на либретто композитора, основанное на одноименной трагедии А.С.Пушкина, а также материалах "Истории государства Российского" Н.М.Карамзина.

Оперу "Борис Годунов" Мусоргский начал писать в конце 1868 года и работал над ней так интенсивно и с таким увлечением, что в мае 1869 года опера была закончена (в клавире); к 1870 году была готова и партитура. Позднее Мусоргский писал "Я жил "Борисом", в "Борисе", и в мозгах моих прожитое время в "Борисе" отмечено дорогами-метками, неизгладимыми". По мере написания готовые сцены исполнялись друзьями Мусоргского, на которых музыка оперы производила всегда сильное впечатление. Первоначально опера состояла из 4-х частей и 7 картин следующего содержания:

Часть 1. Картина первая. Двор Новодевичьего монастыря. Народ просит Бориса Годунова на царство. Картина вторая. Внутренность Московского Кремня. Венчание Ворса на царство.

Часть 2. Картина первая. Келья Чудова монастыря. Инок Григорий Отрепьев задумывает самозванство. Картина вторая. Корчма на литовской границе. Бегство Самозванца в Польшу.

Часть 3. Царский терем в Кремля Борис Годунов с детьми. Разговор с Шуйским. Первое известие о Самозванце. Угрызения совести.

Часть 4. Картина первая. Площадь у собора Василия Блаженного. Разговор Юродивого с Борисом. Народное недовольство. Картина вторая. Боярская дума. Смерть Бориса Годунова.

Мусоргский рассчитывал на постановку оперы в Мариинском театре и, по заведенному обычаю, показал оперу комитету капельмейстеров и дирижеров театра. Комитет забраковал оперу и вернул партитуру ее автору (10 февраля 1871 года, т. е. спустя год после ее подачи). Официальной мотивировкой отказа, было: преобладание хоров над сольными номерами и отсутствие большой женской роли. В действительности же комиссию поразила новизна и необычность музыкального языка.

Страстно желая видеть свою оперу на сцене, Мусоргский вновь берется за партитуру и с увлечением работает над ней, расширяя и углубляя основную идею оперы. Вновь написанная финальная сцена под Кромами доводит линию I нарастающего народного недовольства до открытого бунта, по-новому раскрывая всю драматургическую концепцию оперы. Ряд дополнительных номеров бытового характера заимствован Мусоргским у Карамзина и введен в сцену "Царский терем" (рассказ о попугае, куранты, игра в хлёст). Кроме сцены под Кромами Мусоргским были заново сочинены две польские сцены: "Уборная Марины Мнишек в Сандомире" и сцена "У фонтана". Некоторые прежде написанные картины получили незначительные добавления (в сцене "В келье" был добавлен хор монахов, в сцене "Корчма на литовской границе" - песня корчмарки "Поимала я сиза селезня"). Все второе действие подверглось значительным переделкам. Мусоргский ввел большое количество дополнительных номеров

а) сцена с курантами;

б) сказочка про комара;

в) игра а хлёст:

г) ариозо Бориса;

д) рассказ про попиньку;

е) "приветствие" царя Бориса Шуйскому,

что удаляет новый вариант от более близкого к Пушкину построения этой же сцены в первой редакции. Вновь написанные отрывки исполнялись друзьями Мусоргского в домашней обстановке. Бородин писал: "Как теперь хорош "Борис". Просто великолепен. Я уверен, что он будет иметь успех, если будет поставлен". К весне 1872 года Мусоргский заканчивает новую редакцию оперы * передает ее комитету при дирекции императорских ¦ театров. Опера в новой редакции имела следующие действия:

Пролог. Картина первая. Двор Новодевичьего монастыря под Москвою. Картина вторая.. Площадь в Кремле. Венчание Бориса на царство.

I действие. Картина первая. Келья в Чудовом монастыре. Картина вторая. Кормча на литовской границе.

II действие. Царский терем в Московском Кремле.

III действие. Картина первая. Уборная Марины Мнишек в Сандомире. Картина вторая. Сцена у фонтана. Любовная сцена Марины и Самозванца.

IV действие. Картина первая. Боярская дума. Смерть Бориса. Картина вторая. Лесная прогалина под Кромами.

Комитет пои дирекции императорских театров вновь не принял оперу к постановке. Однако артисты, которым опера очень понравилась, настояли, чтобы были исполнены хотя бы отдельные сцены из оперы. Певец-бас Г. П. Кондратьев выбрал для своего бенефиса три картины: сцену в корчме и обе польские сцены, которые и были представлены в Мариинском театре под управлением Э. Ф. Направника 5 февраля 1873 года. Позднее артистка Ю. Ф. Платонова настояла на постановке всей оперы, в которой она хотела исполнять роль Марины Мнишек. Директор театра С. А. Гедеонов вынужден был взять на себя ответственность за постановку спектакля, и премьера "Бориса Годунова" состоялась 27 января 1874 года в Мариинском театре Декорации и костюмы были роскошные (использовались декорации, написанные Шишковым, Андреевым и Бочаровым к постановке пушкинской трагедии, состоявшейся в 1870 году), дирижировал оперой Э. Ф. Направник. Опера имела огромный успех. Мусоргского вызывали много раз. Особенное впечатление произвели: сцена в корчме, сцена в тереме, польский акт, сцена смерти Бориса и сцена под Кромами (сцена в келье была выпущена). Опера быстро завоевала признаке и продержалась на сцене до 1882 года, выдержав 26 представлений. К сожалению, все постановки "Бориса Годунова" содержали большие или меньшие купюры (обычно выпускались: сцена в келье и сцена под Кромами).

==========

Опера М. П. Мусоргского "Борис Годунов"

Опера в четырёх актах с прологом; либретто Мусоргского по одноимённой трагедии А. С. Пушкина и "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина.

Первая постановка: Петербург, Мариинский театр, 27 января 1874 года.

Действующие лица:

Борис Годунов (баритон или бас), Фёдор и Ксения (меццо-сопрано и сопрано), мамка Ксении (меццо-сопрано), князь Василий Шуйский (тенор), Андрей Щелкалов (баритон), Пимен (бас), Самозванец под именем Григория (тенор), Марина Мнишек (меццо-сопрано), Рангони (бас), Варлаам и Мисаил (бас и тенор), хозяйка корчмы (меццо-сопрано), юродивый (тенор), Никитич, пристав (бас), ближний боярин (тенор), боярин Хрущов (тенор), иезуиты Лавицкий (бас) и Черниковский (бас), бояре, стрельцы, рынды, приставы, паны и пани, сандомирские девушки, калики перехожие, народ московский.

Действие происходит в Москве в 1598-1605 годах.

Во дворе Новодевичьего монастыря пристав угрозами заставляет собравшийся народ просить боярина Бориса Годунова принять царский венец. Но Борис, зная, что его избрание предрешено, упорно отказывается от престола, чтобы не быть заподозренным в насильственном захвате власти. На следующее утро народ, собравшийся перед Успенским собором, покорно славит Бориса, согласившегося венчаться на царство. Но торжество не радует государя - тягостные предчувствия терзают его.

В келье Чудова монастыря старик-отшельник Пимен пишет правдивую летопись о Борисе, повинном в гибели законного наследника престола - царевича Дмитрия. Подробностями убийства заинтересовался молодой инок Григорий Отрепьев. С волнением он узнает, что царевич был его " ровестником, и принимает дерзкое решение: он назовется Дмитрием и вступит в борьбу с Борисом.

Царский терем в Кремле. Борис утешает свою дочь Ксению, горюющую об умершем женихе. И в семье и в государственных делах царю нет удачи. Тщетны его старания заслужить любовь народа, мучительны воспоминания о совершенном преступлении. Князь Василий Шуйский, хитрый и коварный царедворец, приносит известие о появлении в Литве Дмитрия Самозванца, которого поддерживают король и паны. Борис в смятении, ему мерещится призрак убитого младенца.

Девушки развлекают песнями скучающую в Сандомирском замке Марину Мнишек. Честолюбивая полька, мечтающая занять престол московских царей, хочет пленить Самозванца. Вместе с толпой веселящихся панов Марина выходит из замка в сад. Здесь ее поджидает Самозванец. Хитростью и лаской Марина разжигает в нем чувство любви. Она будет принадлежать ему, когда во главе польского войска Самозванец овладеет Москвой и станет властелином Руси.

Площадь перед собором Василия Блаженного. Народ жадно ловит слухи о приближении Самозванца. Он верит, что Дмитрий жив и спасет его от произвола Бориса. Начинается царское шествие. Голодный люд протягивает руки с отчаянной мольбой "Хлеба!". Жалкий Юродивый бросает в лицо самодержца тяжкое обвинение: он просит Бориса зарезать обидевших его мальчишек, как он зарезал маленького царевича.

В Грановитой палате Кремля собралась боярская дума. Все взволнованы вестью о Самозванце. Шуйский рассказывает о тайных страданиях царя. Неожиданно перед взорами бояр предстает царь, в возбуждении отгоняющий от себя призрак ребенка. Муки Бориса достигают предела, когда намеренно приведенный Шуйским летописец Пимен повествует о чудесном исцелении слепого, помолившеюся над могилкой Дмитрия. Царь не выдерживает и падает без чувств. Очнувшись он зовет сына Федора и, едва успев произнести последние напутствия, умирает.

Ярким пламенем разгорается крестьянское восстание. На лесной прогалине, близ селения Кромы, народ глумится над Борисовым воеводой, расправляется с попавшимися под руку иезуитами. Варлаам и Мисаил подстрекают взбунтовавшийся народ, рассказывая о пытках и казнях на Руси. Появляется Самозванец, народ радостно приветствует его. Но Юродивый предрекает народу новые невзгоды. "Горе, горе Руси, плачь, русский люд, голодный люд", - поёт он.

Мысль написать оперу на сюжет исторической трагедии Пушкина "Борис Годунов" (1825) Мусоргскому подал его друг, видный историк профессор В. В. Никольский. Мусоргского чрезвычайно увлекла возможность претворить остро актуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы. "Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей,- писал он.-Это моя задача. Я попытался решить ее в опере".

Работа, начатая в октябре 1868 года, протекала с огромным творческим подъемом. Через полтора месяца уже был готов первый акт. Композитор сам писал либретто оперы, привлекая материалы "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина и другие исторические документы. По мере сочинения отдельные сцены исполнялись в кружке "кучкистов", собиравшихся то у А. С. Даргомыжского, то у сестры Глинки Л. И. Шестаковой. "Радость, восхищение, любование были всеобщими",-вспоминал В. В. Стасов.

В конце 1869 г. опера "Борис Годунов" была завершена и представлена театральному комитету. Но его члены, обескураженные идейно-художественной новизной оперы, отвергли произведение под предлогом отсутствия выигрышной женской роли. Композитор внес ряд изменений, добавил польский акт и сцену под Кромами. Однако вторая редакция "Бориса", законченная весной 1872 года, также не была принята дирекцией императорских театров.

"Борис" был поставлен лишь благодаря энергичной поддержке передовых артистических сил, в частности певицы Ю. Ф. Платоновой, избравшей оперу для своего бенефиса. Премьера состоялась 27 января (8 февраля) 1874 года в Мариинском театре. Демократическая публика встретила "Бориса" восторженно. Реакционная же критика и дворянско-помещичье общество отнеслись к опере резко отрицательно. Вскоре оперу стали давать с произвольными сокращениями, а в 1882 году вообще сняли с репертуара. "Ходили слухи, - писал по этому поводу Н. А. Римский-Корсаков, - что опера не нравится царской фамилии; болтали, что сюжет ее неприятен цензуре".

Несмотря на отдельные возобновления "Бориса", его подлинное открытие и международное признание пришли после 1896 года, а в особенности в 1908 году в Париже, когда в опере, отредактированной Римским-Корсаковым, пел Фёдор Шаляпин.

"Борис Годунов" - народная музыкальная драма, многогранная картина эпохи, поражающая шекспировской широтой и смелостью контрастов. Действующие лица обрисованы с исключительной глубиной и психологической проницательностью. В музыке с потрясающей силой раскрыта трагедия одиночества и обреченности царя, новаторски воплощен мятежный, бунтарский дух русского народа.

Пролог состоит из двух картин. Оркестровое вступление к первой выражает скорбь и трагическую безысходность. Хор "На кого ты нас покидаешь" сродни заунывным народным причитаниям. Обращение дьяка Щелкалова "Православные! Неумолим боярин!" проникнуто величавой торжественностью и сдержанной печалью.

Вторая картина пролога - монументальная хоровая сцена, предваряемая колокольным звоном. Торжественная величальная Борису "Уж как на небе солнцу красному" основана - на подлинной народной мелодии. В центре картины - монолог Бориса "Скорбит душа", в музыке которого царственное величие сочетается с трагической обреченностью.

Первая картина первого акта открывается кратким оркестровым вступлением; музыка передает однообразный скрип пера летописца в тишине уединенной кельи. Мерная и сурово-спокойная речь Пимена (монолог "Еще одно, последнее сказанье") очерчивает строгий и величавый облик старца. Властный, сильный характер чувствуется в его рассказе о царях московских. Григорий обрисован как неуравновешенный, пылкий юноша.

Вторая картина первого акта заключает в себе сочные бытовые сцены. Среди них-песни шинкарки "Поймала я сиза селезня" и Варлаама "Как во городе было во Казани" (на народные слова); последняя насыщена стихийной силой и удалью.

Второй акт широко обрисовывает образ Бориса Годунова. Большой монолог "Достиг я высшей власти" насыщен мятущимся скорбным чувством, тревожными контрастами. Душевный разлад Бориса обостряется в беседе с Шуйским, чьи речи звучат вкрадчиво и лицемерно, и достигает предельного напряжения в заключительной сцене галлюцинаций ("сцена с курантами").

Первая картина третьего акта открывается изящно-грациозным хором девушек "На Висле лазурной". Ария Марины "Как томительно и вяло", выдержанная в ритме мазурки, рисует портрет надменной аристократки.

Оркестровое вступление ко второй картине живописует вечерний пейзаж. Романтически взволнованны мелодии любовного признания Самозванца. Сцена Самозванца и Марины, построенная на острых контрастах и капризных сменах настроений, завершается полным страсти дуэтом "О царевич, умоляю".

Первая картина четвертого акта-драматически напряженная народная сцена. Из жалобного стона песни Юродивого "Месяц едет, котенок плачет" вырастает потрясающий по силе трагизма хор "Хлеба!".

Вторая картина четвертого акта завершается психологически острой сценой смерти Бориса. Его последний монолог "Прощай, мой сын!" окрашен в трагически просветленные, умиротворенные тона.

Третья картина четвертого акта - исключительная по размаху и мощи монументальная народная сцена. Начальный хор "Не сокол летит по поднебесью" (на подлинную народную мелодию величальной песни) звучит насмешливо и грозно. Песня Варлаама и Мисаила "Солнце, луна померкли" основана на мелодии народной былины. Кульминация картины-бунтарский хор "Расходилась, разгулялась", полный стихийного, неукротимого разгула. Средний раздел хора "Ой ты, сила" - размашистый напев русской хороводной песни, который, развиваясь, приводит к грозным, гневным возгласам "Смерть Борису!". Опера завершается торжественным въездом Самозванца и плачем Юродивого.

www.belcanto.ru/godunov.html


  Соисполнители :

Andrzej Hiolski (Vocals)
Bohdan Papkocki (Vocals)
Bozena Brun-Baranska (Vocals)
Eugeni Uszjedrych (Vocals)
Halina Lukomska (Vocals)
Jan Gyralski (Vocals)
Joachim Luks (Vocals)
Kazimierz Fustelak (Vocals)
Kazimierz Sergiel (Vocals)
Paulos Raptis (Vocals)
Piotr Komarek (Vocals)
Roman Dyllus (Vocals)
Stefania Toczyska (Vocals)
Wiera Baniewicz (Vocals)
Wladyslaw Juroszek (Vocals)
Wlodzimierz Zalewski (Vocals)


№ п/п

Наименование трека

Текст

Длительность

Комментарий
   1 01 Ну, Что Же Вы?         0:02:27 Пристав. Пролог. Картина Первая.
   1 02 На Кого Ты Нас Покидаешь, Отец Наш!         0:04:58 Хор Бояр / Митюха / Пристав
   1 03 Православные! Неумолим Боярин!         0:03:24 Щелкалов
   1 04 Слава Тебе, Творцу Всевышнему На Земли!         0:04:05 Калики Перехожие
   1 05 Слышь, Что Божий Люди Говорили?         0:03:38 Хор / Митюха / Пристав
   1 06 Да Здравствует Царь Борис Федорович!         0:04:40 Шуйский / Хор. Картина Вторая
   1 07 Скорбит Душа         0:02:32 Борис
   1 08 Слава, Слава, Слава!         0:01:45 Хор
   1 09 Еще Одно, Последнее Сказанье         0:04:08 Пимен. Действие Первое. Картина Первая
   1 10 Однако Близок День...         0:04:03 Пимен / Хор / Григорий
   1 11 Ты Все Писал И Сном Не Позабылся         0:03:00 Григорий / Пимен
   1 12 Не Сетуй, Брат, Что Рано Грешный Свет Покинул         0:02:24 Пимен
   1 13 А Сын Его Феодор!         0:01:36 Пимен
   1 14 Давно, Честной Отец         0:06:06 Григорий / Пимен
   1 15 Звонят К Заутрене...         0:03:36 Пимен / Хор / Григорий. Картина Вторая
   1 16 Поймала Я Сиза Селезня         0:03:29 Хозяйка / Мисаил / Варлаам
   1 17 Жено, Мир Дому Твоему!         0:02:33 Варлаам / Хозяйка Мисаил / Григорий
   1 18 Как Во Городе Было Во Казани         0:02:21 Варлаам
   1 19 Что ж Ты Не Подтягиваешь?         0:01:35 Варлаам / Мисаил / Григорий
   1 20 Как Едет Он         0:05:01 Варлаам / Григорий / Хозяйка / Пристав
   1 21 Ну. Отцы Мои, Каково Промышляете?         0:02:43 Пристав / Варлаам / Хозяйка
   1 22 Я Грамотный         0:03:53 Григорий / Пристав / Варлаам / Мисаил
   2 01 Где Ты, Жених Мой?         0:04:36 Ксения / Мамка / Феодор
   2 02 Как Комар Дрова Рубил         0:01:55 Мамка
   2 03 Эх, Мама, Мамушка         0:02:34 Феодор / Мамка
   2 04 Чего? Аль Лютый Зверь Наседку Всполохнул?         0:01:52 Борис / Мамка / Ксения
   2 05 А Ты, Мой Сын, Чем Занят?         0:02:20 Борис / Феодор
   2 06 Достиг Я Высшей Власти         0:05:56 Борис
   2 07 Что Такое?         0:02:06 Хор / Борис / Боярин / Феодор
   2 08 Папинька Наш Сидел с Мамками А Светлице         0:02:07 Феодор / Борис
   2 09 Мой Сын. Дитя Мое Родное!         0:01:54 Борис
   2 10 А, Преславчый Вития!         0:02:39 Борис / Шуйский
   2 11 Конечно, Царь, Сильна Твоя Держава         0:01:55 Шуйский / Борис / Феодор
   2 12 Взять Меры Сей Же Час         0:03:48 Борис
   2 13 В Угличе, В Соборе Пред Всем Народом         0:01:41 Шуйский / Борис
   2 14 Уф' Тяжело! Дай Дух Переведу...         0:03:39 Борис
   2 15 На Висле Лазурной         0:03:12 Хор Девушек / Марина. Действие Третье. Картина Первая
   2 16 Красотка-панна Благодарна         0:02:55 Марина
   2 17 Как Томительно И Вяло         0:03:54 Марина
   2 18 Ах! Ах, Это Вы, Мой Отец...         0:04:50 Марина / Рангони
   2 19 Красою Своею Плени Самозванца         0:02:12 Рангони / Марина
   2 20 Пламенем Адским Глаза Твои Заблистали         0:02:10 Рангони / Марина. Картина Вторая
   2 21 В Полночь, В Саду, У Фонтана...         0:03:21 Самозванец
   2 22 Царевич! Опять За Мной!         0:01:11 Рангони / Самозванец
   2 23 Злой Демон!..         0:03:56 Самозванец / Рангони
   2 24 Но Если Димитрий Внушеньем Божьим         0:00:53 Рангони / Самозванец
   2 25 (Полонез) Вашей Страсти Я Не Верю, Пане         0:06:01 Марина / Хор / Самозванец
   3 01 Как Томительно, Как Долго         0:02:24 Самозванец / Марина
   3 02 Мы И В Хижине Убогой         0:03:51 Марина / Самозванец
   3 03 Стой Марина!         0:01:22 Самозванец
   3 04 О Царевич, Умоляю         0:04:24 Марина / Самозванец
   3 05 Что, Отошла Обедня? (         0:05:13 Действие Четвертое. Картина Первая. Народ / Митюха
   3 06 Тррр, Тррр, Тррр, Тррр!         0:02:48 Мальчишки / Юродивый
   3 07 А-а! А-а! Кормилец-батюшка         0:01:27 Юродивый / Народ
   3 08 А-а! А-а! Борис, А Борис! (         0:05:28 Картина Вторая. Юродивый / Борис / Шуйский
   3 09 Сановитые Бояре!         0:03:12 Щелкалов
   3 10 Что Ж, Пойдем На Голоса, Бояре         0:02:57 Хор Бояр
   3 11 Жаль, Шуйского Нет Князя         0:04:55 Хор Бояр / Шуйский / Борис
   3 12 Я Созвал Вас, Бояре         0:02:16 Борис / Шуйский
   3 13 Смиренный Инок         0:05:31 Пимен / Борис
   3 14 Царевича Скорей!         0:07:30 Борис
   3 15 Звон!.. Погребальный Звон!         0:04:45 Картина Третья. Борис / Певчие / Феодор
   3 16 Вали Сюда!         0:02:12 Народ
   3 17 Не Сокол Летит По Поднебесью         0:02:40 Хор
   3 18 Солнце, Луна Померкнули         0:01:19 Варлаам / Мисаил / Хор
   3 19 Гайда! Расходилась, Разгулялась         0:02:47 Варлаам / Мисаил / Хор
   3 20 Domine, Domine, Salvum Fac         0:04:37 Левицкий / Черниковский / Варлаам / Мисаил / Хор
   3 21 Мы, Димитрий...         0:01:33 Самозванец / Хрущев / Хор / Лазицкий / Чесниковский
   3 22 Лейтесь, Лейтесь, Слезы Горькие         0:02:47 Юродивый

      Обозначения:

 T   'щелкнуть' - переход к тексту композиции.

вернуться        закрыть окно

Последние изменения в документе сделаны 20/10/2016 22:06:54

Главная страница коллекции

Collection main page