Описание CD

вернуться        закрыть окно  

 


  Исполнитель(и) :
◄◄◄        ►►►

  Наименование CD :
   Литургия Иоанна Златоуста



Год издания : 2004

Компания звукозаписи : Исон, (ru)

Время звучания : 1:17:46

  Комментарий (рецензия) :

CD, стоящие на полке рядом : Sacred Music (Orthodox)      

Литургия Иоанна Златоуста знаменитого распева XVI века по рукописям Супрасльской Лавры.

Божественную литургию совершает игумен Иларион (Алфеев). Хор Данилова Ставропигиального монастыря г.Москвы. Регент - Георгий Сафонов. Составление, реконструкция и обработка напевов - Анатолий Конотоп.

Место записи - Ильинская церковь с. Лемешево Московской области.

========= from the cover ==========

Божественная Литургия является главным богослужением Православной Церкви. За этим богослужением православные христиане причащаются Тела и Крови Господа Иисуса Христа под видом хлеба и вина.

Литургия является воспоминанием Тайной Вечери, во время которой Господь Иисус Христос преломил хлеб и раздал Своим ученикам со словами: "Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов". Затем Он взял в руки чашу с вином, воздал благодарение Отцу Своему и дал пить из чаши ученикам, сказав: "Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя, Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов". И добавил: "Сие творите в Мое воспоминание". С тех самых пор, в течение почти уже двух тысяч лет, последователи Христа совершают Евхаристию в воспоминание Тайной Вечери, и священник произносит те же самые слова, которые произнес Сам Спаситель на Тайной вечери, а верующие причащаются того же самого Тела и той же самой Крови Христа, которых причастились апостолы. По учению Православной Церкви, единственным истинным совершителем Литургии является Сам Христос: священник - лишь орудие в Его руках.

Литургия состоит из трех основных частей: проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных. Проскомидия (от греч. "приношение") представляет собой подготовительную часть, которая совершается священником в алтаре: во время проскомидии хлеб и вино подготавливаются к Евхаристии. Литургия оглашенных включает в себя начальный возглас "Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа", великую ектению (серию молитвенных прошений, чередующихся с пением "Господи, помилуй"), антифоны (избранные стихи псалмов), малый вход, во время которого выносится Евангелие, пение Трисвято-го (молитвы "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас"), чтение Апостола и Евангелия. Наконец, Литургия верных, называемая также Евхаристией (греч. "благодарение"), включает в себя пение Херувимской песни, великий вход, во время которого выносятся для поклонения Святые Дары, просительную ектению, пение или чтение Символа веры, Евхаристический канон, пение или чтение молитвы "Отче наш" и причащение.

Евхаристический канон является главной составной частью Литургии верных. Он начинается сразу же после Символа веры и включает в себя анафору (греч. "возношение") - молитву, в которой священник от лица верующих приносит благодарение Богу за всю историю мира от его сотворения до настоящего времени и за все благодеяния Божий к роду человеческому и к каждому конкретному человеку. Анафора обращена к Богу Отцу, но основным ее содержанием является воспоминание искупительного подвига Сына Божия, Господа Иисуса Христа, принесшего Себя в жертву ради спасения людей.

В современной практике анафора читается священником про себя, в алтаре, и верующие лишены возможности слышать слова евхаристического благодарения. Однако в древности эта молитва читалась вслух. В Древней Церкви, кроме того, песнопения исполнялись всем народом, а не хором, состоящим из профессиональных певцов, как это принято в наше время.

Само пение в Древней Церкви отличалось от современного. Это не была концертная музыка, услаждающая слух: это было строгое одноголосное пение, настраивающее верующих на молитву позволяющее им сосредоточиться, углубиться, прочувствовать слова богослужебных текстов. В Русской Православной Церкви вплоть до начала XVIII века в богослужении повсеместно употреблялся "знаменный распев". Знаменные песнопения не сочинялись композиторами, а составлялись из готового набора канонических попе-вок, подобно тому как древние мозаики составлялись из готового набора разноцветных камней. Современному человеку не просто привыкнуть к древнему пению, так же как нелегко, отрешившись от суеты мира, сойти в глубины молитвенного созерцания. Но именно такое пение является подлинно каноническим, максимально соответствующим духу православного богослужения.

На настоящем диске записана Литургия, совершенная в соответствии с древними традициями: все основные песнопения, исполняемые на ней, восстановлены по певческим рукописям XVI века. Образцы древнерусского пения в настоящее время приобретают все большую известность. Подобно древнерусским иконам, некогда забытым, но в сравнительно недавнее время (в начале XX века) возрожденным к жизни, очищенным от многовековых наслоений копоти и засиявшим в своей первозданной красоте, знаменное пение ныне восстанавливается мастерами, способными читать крюковые рукописи.

Среди древнерусских певческих рукописей особое значение имеют два ирмология Супрасльского монастыря, датируемые 1598 и 1638 годами. В состав этих сборников включены, помимо ирмосов, догматиков, богородичных и других песнопений всенощного бдения, также и избранные песнопения Литургии. Уникальность ирмология 1598 года обусловлена тем фактом, что это пока единственная читаемая певческая книга периода наивысшего расцвета одноголосного знаменного пения. В книге содержатся редкой красоты мелодии широкого дыхания, с изысканным ритмом, строгостью и сдержанностью чувства, обладающие глубокой проникновенностью.

Чинопоследование Литургии Иоанна Златоуста в супрасльских рукописях представлено только основными песнопениями, такими как великая, малая, сугубая и просительная ектений, песнопения "Единородный Сыне", "Приидите, поклонимся", "Святый Боже", "Иже херувимы", "Милость мира", "Достойно есть", "В память вечную", "Да исполнятся уста наша". Можно предположить, что прочие песнопения, сложившиеся на протяжении столетий, были настолько хорошо известны, что в их письменной фиксации не возникало необходимости. Для настоящей записи отсутствующие тексты были распеты известным знатоком знаменного распева, расшифровавшим не один десяток древних певческих рукописей, профессором А. В. Конотопом по принципу стилевого моделирования на супрасльские подобны (структурно оформленные певческие образцы разных гласов) и попевки (мелодические формулы знаменного распева).

Выдающийся русский духовный писатель XIX века святитель Игнатий (Брянчанинов) после посещения древнего Валаамского монастыря так писал о монастырской службе знаменного распева: "Тоны этого напева величественны, протяжны... изображают стоны души кающейся, воздыхающей в стране своего изгнания о блаженной, желанной стране радования вечного, наслаждения чистого, святого... Эти тоны то тянутся плачевно, тоскливо, как ветер пустынный, то постепенно исчезают, как эхо среди скал и ущелий, то гремят внезапно... Величественное Господи помилуй подобно ветру пустынному: так оно плачевно, уми- лительно, протяжно!.. Песнь Тебе поем оканчивается протяжным, переливающимся звуком, постепенно стихающим, теряющимся незаметно, как теряется эхо под сводами храма. Когда же братия запоют на вечерне Господи воззвах к Тебе, услыши мя, то звуки сперва как бы исходят из глубокой пропасти, по- том с быстротою и громом исторгаются из нея, несутся к небу, несут туда мысль и желание, пламенные, как молния: тогда они гремят!.. Здесь все должно быть важно, грандиозно. Все веселое, легкое, игривое показалось бы странным, уродливым".

Так воспринималось знаменное пение в середине XIX века, так воспринимается оно и в наши дни. Это пение предназначено не для концертного исполнения, а для богослужения и молитвы. Именно поэтому создатели настоящего диска поставили своей целью не просто записать песнопения Литургии, что можно было бы сделать и в студии, но записать реальную Божественную Литургию, отслуженную в храме. Ибо знаменное пение не есть "искусство для искусства": это искусство, посвященное Богу. И только в контексте православного богослужения оно может быть адекватно воспринято и по достоинству оценено.

Игумен Иларион (Алфеев)

доктор богословия, доктор философии


  Соисполнители :

Соисполнители не найдены


№ п/п

Наименование трека

Текст

Длительность

Комментарий
   1 Ектения         0:05:10  
   2 1-й Антифон         0:02:13  
   3 2-й Антифон. Единородный Сыне         0:02:34  
   4 Малая Ектения         0:01:37  
   5 3-й Антифон         0:03:48  
   6 Приидите, Поклонимся         0:01:14  
   7 Тропарь         0:01:34  
   8 Трисвятое         0:04:43  
   9 Прокимен         0:01:45  
   10 Чтение Апостола         0:03:40  
   11 Чтение Евангелия         0:03:04  
   12 Сугубая Ектения         0:03:53  
   13 Херувимская Песнь         0:10:46  
   14 Отца И Сына...         0:03:04  
   15 Милость Мира         0:09:33  
   16 Достойно Есть         0:04:18  
   17 Отше Наш         0:04:36  
   18 Видехом Свет Истинный         0:04:29  
   19 Окончание Литургии         0:05:45  

      Обозначения:

 T   'щелкнуть' - переход к тексту композиции.

вернуться        закрыть окно

Последние изменения в документе сделаны 20/10/2016 22:06:53

Главная страница коллекции

Collection main page