Описание CD

вернуться        закрыть окно  

 


  Исполнитель(и) :
◄◄◄        ►►►

  Наименование CD :
   Translinear Light



Год издания : 2004

Компания звукозаписи : Impulse!, (ru)

Музыкальный стиль : Avant-Garde Jazz, Modal Music, Modern Creative

Время звучания : 1:13:46

  Комментарий (рецензия) :

CD, стоящие на полке рядом : Jazz (Free - Avant-Garde)      

Tracks 1, 3, 9 recorded April 28-29, 2000 at Ocean Way Studio, Hollywood, CA

Tracks 5, 8 recorded February 18, 2004 at Capitol Studios, Hollywood, CA

Tracks 2, 4, 7, 10 recorded April 27-28, 2004 at O'Henry Sound Studios, Burbank, CA

Track 6 recorded June 12, 2004 at Shivani Studios, Woodland Hills, CA

Track 11 recorded April 14, 2002 in The Vedantic Center Mandir, Agoura, CA

Tracks 1, 2, 5, 11 are traditionals

Translinear Light marks Alice Coltrane's return to recording after a 26-year hiatus. Her last outing, the live and marvelous Transfiguration, was issued by Warner Bros. in 1978. Coltrane's son, saxophonist and composer Ravi, produced the disc; he plays saxophones on five of the set's 11 cuts and contributes percussion to two others. Other musicians here include Charlie Haden, James Genus, Jeff Watts, Jack DeJohnette, and son Oran who plays alto in duet with her on one selection Translinear Light opens with a reprise of Alice's "Sita Ram," originally recorded for 1971's Universal Consciousness. Ms. Coltrane plays her signature style on the Wurlitzer organ with DeJohnette playing a synth drum and Ravi contributing organic percussion. Her long lines of individually played notes are set against a droning chorded backdrop, and are instantly recognizable. There is no speculation in her playing; an authoritative, deeply Eastern melodic sensibility saturates her improvisation. The shimmering piano intro of the traditional "Walk With Me," with its deep gospel roots set against a modal framework, brings the ancient hymn into the modern world and traces the artist's steps from her Detroit roots in the church to playing blues to the edge of the jazz vanguard without slipping into dissonance. It strolls back into a gently swinging lyric that almost literally sings atop the rhythm section of Watts and Genus before moving back to the open minor mode. The title cut is a ballad with Ravi on soprano and Haden and DeJohnette in support. The interplay betweenAlice and Ravi from the tune's slowly evolving head into the knotty modal chords and single-note runs that spark the dialogue, is simply breathtaking. The pair wind around and through one another as the rhythm section offers an insistent chromatic foundation. Though she has recorded them before, there are new readings of her late husband's "Crescent" and "Leo"; both offer new harmonic dimensions and emotional interpretations on the originals. She doesn't revisit them so much as recontextualize them musically. Ms. Coltrane plays piano on the former and a driven, fiery Wurlitzer on the latter, making the track a blistering maelstrom of activity. DeJohnette's drumming on these cuts is wildly incisive and canny. Ravi's soloing and accompaniment here - and indeed throughout the album - make this his most inspired performance on record. "Triloka," a duet with Haden, is sublime; a deeply meditative and lyrical work, it is especially poignant after the workout of "Leo." Ultimately, Translinear Light offers a poetic, well-rounded, and utterly convincing portrait of the artist's return to the public eye, at the top of her game. Translinear Light is a major entry in Coltrane's catalog. It is a defining, aesthetically brilliant statement from a master composer, improviser, and player. If ever there were a candidate for jazz album of 2004, Translinear Light is it.

-Thom Jurek (All Music Guide)

=====

С 1978 г. вдова великого саксофониста Джона Колтрейна, пианистка Элис Колтрейн (урожденная Маклауд), практически не появлялась на сцене, и уж совсем не появлялась в грамзаписи. В начале 1970-х ее сольные альбомы вполне убедительно продемонстрировали, что и без своего легендарного супруга, в ансамбле которого она сменила самого Маккоя Тайнера (и проработала с Колтрейном до самой его внезапной смерти летом 1967 г.), она представляет собой вполне самостоятельную и интересную творческую единицу, интересно экспериментирующую со смешением авангардного джаза и внеевропейских музыкальных систем. Но ее глубокий интерес к религиозным проблемам победил, и на долгих два с половиной десятилетия Элис Колтрейн отошла от публичного исполнения музыки.

И вот - ее первая студийная работа за 26 лет, спродюсированная сыном, саксофонистом Рави Колтрейном. Он, кстати, и играет на тенор- и сопрано-саксофонах в пяти из 11 треков, а еще в одном треке на альт-саксофоне играет еще один сын Элис - Оран. Но оба они - совсем не Джон Колтрейн, хотя носят ту же фамилию. Нет, дело не в технике игры: оба они вполне мастеровитые музыканты, а Рави так и просто довольно известный саксофонист. Просто они - музыканты совершенно иного, нежели Джон, плана. Звук саксофона Рави - сыроватый, земной, очень блюзовый и при этом не слишком богатый микротонами. Такова же и манера его продюсирования.

Правда, Элис в новом альбоме вполне верна себе. Диск открывает тема "Sita Ram", которая украшала один из лучших сольных альбомов пианистки - "Universal Consciousness" (1971). По-прежнему основной, самый узнаваемый прием импровизационного развития, который она применяет - протяженные, идущие скорее не от джаза, а от азиатской (прежде всего индонезийской) музыки цепочки нот равной длительности. По-прежнему и ее рояль, и ее старый добрый электрический Wurlitzer вполне узнаваемы. Вот только из бескомпромиссного авангарда эта музыка, три-то с половиной десятилетия спустя, превратилась в величественный, но слегка потускневший памятник своей великой эпохе. Нисколько, правда, не потеряв при этом в ясности мысли и одухотворенности изложения.

(Вариант для Play)

Вопреки устоявшейся легенде, Элис Колтрейн стала профессиональным джазовым музыкантом задолго до того, как в ее жизнь вошел саксофонист Джон Колтрейн. Юная Элис Маклауд с семилетнего возраста изучала классическую музыку, а после школы уже играла на фортепиано в ансамблях таких звезд джазовой сцены ее родного Детройта, как Юсеф Латиф и Кенни Беррелл. Только в 1962-м она повстречала Джона Колтрейна, чьей женой стала три года спустя. В 66-м она сменила Маккоя Тайнера на посту пианиста в ансамбле Колтрейна - и оставалась в его составе до самой смерти мужа в 1967-м, став участницей самых радикальных, самых новаторских его проектов, на долгие годы определивших направление поисков многих джазовых авангардистов.

До 1978 г. Элис Колтрейн вела довольно активную музыкальную деятельность, но в последовавшие два десятилетия почти перестала играть, поскольку ее гораздо больше занимала деятельность религиозная. Только в начале нового столетия под влиянием своих сыновей, саксофонистов Рави (тенор, сопрано) и Орана (альт), она вновь вернулась к выступлениям и записям - и это первый ее полноценный альбом с 1978 г.

В качестве продюсера (и саксофониста в 5 из 11 треков) выступает старший сын Элис и Джона - Рави Колтрейн. Его приземленный, сырой, блюзовый звук (совершенно не похожий на манеру отца, кстати) доминирует в настроении альбома, своеобразно контрастируя с фирменными длинными импровизированными цепочками нот равных длительностей, которые Элис играет то на рояле, то на стареньком органе Wurlitzer, сразу отсылая памятливого слушателя к своим лучшим записям прошлых десятилетий - как, например, в открывающей альбом пьесе "Sita Ram", которую мадам Колтрейн записала еще на своем альбоме 1971 г. "Universal Consciousness". Вообще музыкальная ткань альбома вполне ностальгична, если такое можно сказать о музыке на грани авангарда (или, точнее, в духе авангарда прошлых лет), и в то же время насыщенна - если и не новаторскими идеями, то, во всяком случае, добротным импровизаторским мышлением, причем благодаря не только участникам с фамилией Колтрейн (Элис, Рави и Орану), но и ветеранам поколения Элис - контрабасисту Чарли Хэйдену, барабанщику Джеку ДеДжонетту и другим.


  Соисполнители :

Charlie Haden (Bass)
Jack DeJohnette (Drums)
James Genus (Bass)
Jeff 'Tain' Watts (Drums)
Oran Coltrane (Alt Saxophone)
Ravi Coltrane (Soprano Saxophone, Tenor Saxophone)


№ п/п

Наименование трека

Текст

Длительность

Комментарий
   1 Sita Ram         0:06:09 Traditional
   2 Walk With Me         0:07:50 -"-
   3 Translinear Light         0:09:50 Coltrane
   4 Jagadishwar         0:05:48 -"-
   5 This Train         0:06:07 Traditional
   6 The Hymn         0:03:05 Coltrane
   7 Blue Nile         0:08:06 -"-
   8 Crescent         0:06:23 -"-
   9 Leo         0:09:41 -"-
   10 Triloka         0:05:08 -"-
   11 Satya Sai Isha         0:05:41 Traditional

      Обозначения:

 T   'щелкнуть' - переход к тексту композиции.

вернуться        закрыть окно

Последние изменения в документе сделаны 20/10/2016 22:06:49

Главная страница коллекции

Collection main page