|
Maria Yudina, piano [1-8, 12-22]; Victor Pikaizen, violin [20-22] Recorded: 1963 [1-2], 1965 [9-11], 1966 [6-8,20-22], 1967 [3-5] ========= from the cover ========== "Танец Пёка" и "Вереск" представляют соответственно 1-ю и 2-ю тетради цикла из 24-х фортепианных прелюдий Клода Дебюсси. Здесь прелюдии представлены в версии для кларнета и фортепиано. Идея версии очень проста: мелодическая линия отдана кларнету, и правомерность этого блистательно доказывается Львом Михайловым. В исполнении кларнета и виртуозное соло в начале "Танца Пёка", и все стремительные пассажи, символизирующие причудливый, немного угловатый танец, совершенны. Творчество Франсиса Пуленка, одного из ярчайших представителей "французской шестёрки", на мой взгляд, является наиболее принципиальной реакцией не только на импрессионизм и сопряжённый с ним символизм Дебюсси-Равеля, но и на абстрактность серьёзной музыки вообще. У" Пуленка принципиально отсутствуют бетховенская глубина или интеллектуальная сложность баховских полифонических конструкций. У него много элементов бытовой музыки, напоминающих французский шансон, а простота и ясность драматургии обеспечивает произведениям Пуленка устойчивую популярность среди крайне широкой аудитории. Соната для кларнета и фортепиано - отнюдь не исключение. В основе исполнительской концепции Льва Михайлова - тонкая тембровая игра, подчёркивающая столь важные Франсису Пуленку простые мелодии и ритмы и как бы погружающая их в ту атмосферу, из которой они попали сюда, в мир серьёзной музыки. Именно поэтому тембр и манера игры кларнета, преображаясь волшебным образом, имитируют то аккордеон, то шарманку. Огромен контраст между Пуленком и его товарищем по "французской шестёрке" Артюром Онеггером. Сонатина для кларнета и фортепиано представляет присущий композитору во многих произведениях отстранённый, в какой-то степени инфернальный круг образов. "Аллергия" Онеггера на утончённость импрессионизма носит совершенно другой, чем у Пуленка, характер и находит иные средства выражения. Соответственно, значительно меняется и манера игры солиста. Мы слышим "внеличностный" кларнет, инструмент, за которым, казалось бы, не спрятан живой исполнитель. Это не механистичность: потусторонность обусловлена не только чётким соблюдением метро-ритмической конструкции, но также и особым тембром, особой энергетикой и продуманным динамическим планом. Три пьесы для кларнета соло Игоря Стравинского продолжают "русскую линию" в его творчестве, которую композитор успешно чередовал с другими интересовавшими его стилистическими направлениями (с 1918 по 1920 годы Стравинский написал "Песню без названия" для двух фаготов, "Историю солдата", Рэгтайм, Три пьесы для кларнета соло, "Четыре русские песни", "Piano-Rag-Music" и "Пульчинеллу"!) Исполнение Льва Михайлова отличается прежде всего филигранной техникой. Однако виртуозность ни в коей мере не заслоняет и, тем более, не заменяет богатой образной сферы Трёх пьес. Эхо-эффекты, имитации народного наигрыша, создание почти зримых пейзажей, ощущение сельского праздника - всё это мастерски выполнено кларнетистом, заставляя порой забывать, что звучит один духовой инструмент. Четыре пьесы для кларнета и фортепиано Альбана Берга входят в репертуар практически каждого кларнетиста. Это обусловлено рядом причин, и прежде всего тем, что Пьесы Берга сочетают романтическое и экспрессионистское начала с глубоко современным, не утратившим актуальность выражения музыкальным языком. Эта особенность в первую очередь и подчёркивается Львом Михайловым. Главное в его исполнении не виртуозность, не разнообразие красок, что, кстати сказать, в полной мере присуще Мастеру, а концептуальность. Музыкант создает специфический ракурс, демонстрирующий современное понимание образов Пьес. Соната для кларнета и фортепиано Пауля Хиндемита занимает в калейдоскопе стилей и настроений представленной программы особое место. Это самое неоклассическое здесь произведение. Первый (!) последователь Великого Баха, Хиндемит, сохранив многое из полифонической его техники, разработал свою систему интонаций и гармонии. Принято говорить, что система Хиндемита нарочита, искусственна... На мой же взгляд, музыка Хиндемита хранит много тайн даже для музыкантов-теоретиков, и восприятие её сегодня прямым образом зависит от мастерства, музыкальности и интуиции исполнителей, В исполнении Льва Михайлова и Марии Юдиной столь дискутируемая проблема искусственности музыки Хиндемита кажется по меньшей мере странной. И дело не только в том, что ансамбль Михайлов - Юдина технически безупречен и потому убедителен: кларнет и рояль следуют музыкальной логике так же убедительно, как если бы это была логика их собственного мышления. Только глубокое, убеждён, интуитивное проникновение в глубины того или иного явления может дать такой результат! "Контрасты" Белы Бартока погружают нас в мир, где тематически важную роль играет венгерский фольклор. В первой и в третьей частях цикла кларнет и скрипка во многом имитируют игру народных инструментов. Значительный контраст вносит отстранённость второй, медленной части. Абстрактное звучание скрипки и кларнета даёт удивительный эффект слияния тембров в самом начале части. Тонкие тембровые трансформации в дальнейшем, связанные с изменением динамики и регистров, создают ёмкий и неоднозначный образ, в котором фольклор присутствует как являющийся в сновидениях неясный и размытый знак, который мы тщетно пытаемся распознать. Замечательный ансамбль Лев Михайлов - Мария Юдина органично дополняет здесь выдающийся российский скрипач Виктор Пикайзен. -Юрий Каспаров www.cd-classica.ru/a63.htm
|