Описание CD

вернуться        закрыть окно  

 


  Исполнитель(и) :
◄◄◄        ►►►

  Наименование CD :
   Virtuosity Of Clarinet, Vol.2 - Lev Mikhailov



Год издания : 2004

Компания звукозаписи : Vista Vera, (ru)

Время звучания : 1:08:02

Код CD : VVCD-00063

  Комментарий (рецензия) :

CD, стоящие на полке рядом : Classics (Guru)      

Maria Yudina, piano [1-8, 12-22]; Victor Pikaizen, violin [20-22]

Recorded: 1963 [1-2], 1965 [9-11], 1966 [6-8,20-22], 1967 [3-5]

========= from the cover ==========

"Танец Пёка" и "Вереск" представляют соответственно 1-ю и 2-ю тетради цикла из 24-х фортепианных прелюдий Клода Дебюсси. Здесь прелюдии представлены в версии для кларнета и фортепиано. Идея версии очень проста: мелодическая линия отдана кларнету, и правомерность этого блистательно доказывается Львом Михайловым. В исполнении кларнета и виртуозное соло в начале "Танца Пёка", и все стремительные пассажи, символизирующие причудливый, немного угловатый танец, совершенны.

Творчество Франсиса Пуленка, одного из ярчайших представителей "французской шестёрки", на мой взгляд, является наиболее принципиальной реакцией не только на импрессионизм и сопряжённый с ним символизм Дебюсси-Равеля, но и на абстрактность серьёзной музыки вообще. У" Пуленка принципиально отсутствуют бетховенская глубина или интеллектуальная сложность баховских полифонических конструкций. У него много элементов бытовой музыки, напоминающих французский шансон, а простота и ясность драматургии обеспечивает произведениям Пуленка устойчивую популярность среди крайне широкой аудитории. Соната для кларнета и фортепиано - отнюдь не исключение. В основе исполнительской концепции Льва Михайлова - тонкая тембровая игра, подчёркивающая столь важные Франсису Пуленку простые мелодии и ритмы и как бы погружающая их в ту атмосферу, из которой они попали сюда, в мир серьёзной музыки. Именно поэтому тембр и манера игры кларнета, преображаясь волшебным образом, имитируют то аккордеон, то шарманку.

Огромен контраст между Пуленком и его товарищем по "французской шестёрке" Артюром Онеггером. Сонатина для кларнета и фортепиано представляет присущий композитору во многих произведениях отстранённый, в какой-то степени инфернальный круг образов. "Аллергия" Онеггера на утончённость импрессионизма носит совершенно другой, чем у Пуленка, характер и находит иные средства выражения. Соответственно, значительно меняется и манера игры солиста. Мы слышим "внеличностный" кларнет, инструмент, за которым, казалось бы, не спрятан живой исполнитель. Это не механистичность: потусторонность обусловлена не только чётким соблюдением метро-ритмической конструкции, но также и особым тембром, особой энергетикой и продуманным динамическим планом.

Три пьесы для кларнета соло Игоря Стравинского продолжают "русскую линию" в его творчестве, которую композитор успешно чередовал с другими интересовавшими его стилистическими направлениями (с 1918 по 1920 годы Стравинский написал "Песню без названия" для двух фаготов, "Историю солдата", Рэгтайм, Три пьесы для кларнета соло, "Четыре русские песни", "Piano-Rag-Music" и "Пульчинеллу"!) Исполнение Льва Михайлова отличается прежде всего филигранной техникой. Однако виртуозность ни в коей мере не заслоняет и, тем более, не заменяет богатой образной сферы Трёх пьес. Эхо-эффекты, имитации народного наигрыша, создание почти зримых пейзажей, ощущение сельского праздника - всё это мастерски выполнено кларнетистом, заставляя порой забывать, что звучит один духовой инструмент.

Четыре пьесы для кларнета и фортепиано Альбана Берга входят в репертуар практически каждого кларнетиста. Это обусловлено рядом причин, и прежде всего тем, что Пьесы Берга сочетают романтическое и экспрессионистское начала с глубоко современным, не утратившим актуальность выражения музыкальным языком. Эта особенность в первую очередь и подчёркивается Львом Михайловым. Главное в его исполнении не виртуозность, не разнообразие красок, что, кстати сказать, в полной мере присуще Мастеру, а концептуальность. Музыкант создает специфический ракурс, демонстрирующий современное понимание образов Пьес.

Соната для кларнета и фортепиано Пауля Хиндемита занимает в калейдоскопе стилей и настроений представленной программы особое место. Это самое неоклассическое здесь произведение. Первый (!) последователь Великого Баха, Хиндемит, сохранив многое из полифонической его техники, разработал свою систему интонаций и гармонии. Принято говорить, что система Хиндемита нарочита, искусственна... На мой же взгляд, музыка Хиндемита хранит много тайн даже для музыкантов-теоретиков, и восприятие её сегодня прямым образом зависит от мастерства, музыкальности и интуиции исполнителей, В исполнении Льва Михайлова и Марии Юдиной столь дискутируемая проблема искусственности музыки Хиндемита кажется по меньшей мере странной. И дело не только в том, что ансамбль Михайлов - Юдина технически безупречен и потому убедителен: кларнет и рояль следуют музыкальной логике так же убедительно, как если бы это была логика их собственного мышления. Только глубокое, убеждён, интуитивное проникновение в глубины того или иного явления может дать такой результат!

"Контрасты" Белы Бартока погружают нас в мир, где тематически важную роль играет венгерский фольклор. В первой и в третьей частях цикла кларнет и скрипка во многом имитируют игру народных инструментов. Значительный контраст вносит отстранённость второй, медленной части. Абстрактное звучание скрипки и кларнета даёт удивительный эффект слияния тембров в самом начале части. Тонкие тембровые трансформации в дальнейшем, связанные с изменением динамики и регистров, создают ёмкий и неоднозначный образ, в котором фольклор присутствует как являющийся в сновидениях неясный и размытый знак, который мы тщетно пытаемся распознать. Замечательный ансамбль Лев Михайлов - Мария Юдина органично дополняет здесь выдающийся российский скрипач Виктор Пикайзен.

-Юрий Каспаров

www.cd-classica.ru/a63.htm


  Соисполнители :

Alban Berg (Composer)
Arthur Honegger (Composer)
Bela Bartok (Composer)
Claude Debussy (Composer)
Francis Poulenc (Composer)
Igor Stravinsky (Composer)
Paul Hindemith (Composer)


№ п/п

Наименование трека

Текст

Длительность

Комментарий
   1 Dance Of Puck / Танец Пёка (book 1 No 11)         0:02:20 Claude Debussy (1862-1918). From The 24 Preludes For Piano, Transcription For Clarinet / Из Цикла "24 Прелюдии Для Фортепиано" В Переложении Для Кларнета
   2 Heather / Вереск (book 2 No 17)         0:02:16 -"-
   3 Allegro Tristement. Allegretto         0:04:18 Francis Poulenc. Sonata For Clarinet And Piano / Соната Для Кларнета И Ф-но
   4 Романс. Tres Caime         0:04:00 -"-
   5 Allegro Con Fuoco. Tres Anime         0:02:56 -"-
   6 Moderato         0:02:51 Artur Honnegger. Sonatina For Clainet And Piano / Сонатина Для Кларнета И Ф-но
   7 Lento e Sostenuto         0:02:11 -"-
   8 Vivo e Ritmico         0:01:06 -"-
   9 I.         0:01:39 Igor Stravinsky. Three Pieces For Solo Clarinet / Три Пьесы Для Кларнета Соло (исполняются Без Перерыва)
   10 II.         0:01:10 -"-
   11 III.         0:01:11 -"-
   12 Massig         0:01:53 Albin Berg. Four Pieces For Clarinet And Piano, Op. 5 / Четыре Пьесы Для Кларнета И Фортепиано, Ор. 5
   13 Sehr Langsam         0:01:43 -"-
   14 Sehr Rash         0:01:04 -"-
   15 Langsam         0:02:34 -"-
   16 Massig Bewegt         0:04:31 Paul Hindemith. Sonata For Clarinet And Piano, Op. 1939 / Соната Для Кларнета И Ф-но (соч. 1939 Г.)
   17 Lebhaft         0:03:15 -"-
   18 Sehr Langsam         0:07:51 -"-
   19 Kleine Rondo, Gemachlig         0:02:27 -"-
   20 Verbunkos (The Dance Of Recruits) / Рекрутский Танец. Moderato Ben Ritmico         0:05:24 Bela Bartok - Contrasts For Violin, Clarinet And Piano, Op. 1938 / Контрасты. Трио Для Скрипки, Кларнета И Фортепиано (cоч. 1938 Г.)
   21 Relaxation / Пинегьё ('Отдых'). Lento         0:04:18 -"-
   22 Fast Dance / Шебеш (Быстрый Танец). Allegro Vivo         0:07:05 -"-

      Обозначения:

 T   'щелкнуть' - переход к тексту композиции.

вернуться        закрыть окно

Последние изменения в документе сделаны 20/10/2016 22:06:34

Главная страница коллекции

Collection main page