Описание CD

вернуться        закрыть окно  

 


  Исполнитель(и) :
◄◄◄        ►►►

  Наименование CD :
   Art Of Maria Yudina Vol. 1 (J. Brahms)



Год издания : 1970/2004

Компания звукозаписи : Melodiya, (ru)

Время звучания : 1:09:31

Код CD : Melodiya 10 00821

  Комментарий (рецензия) :

CD, стоящие на полке рядом : Classics (Guru)      

Maria Yudina: Variations & Fugue on a Theme by Handel, recorded 1948; w.Tzyganov, Druzhinin & Shirinsky: Piano Quartet #2 in A, recorded 1969 (both Brahms).

========= from the cover ==========

Произведения Брамса всегда занимали значительное место в репертуаре Юдиной. Она играла все три фортепианные Сонаты, Вариации на тему Генделя, Первый фортепианный концерт, ряд ансамблевых сочинений. Кроме того множество Интермеццо, Каприччио и других пьес.

Вариации и Фуга на тему Генделя ор.24, как и Вариации на тему Шумана ор. 9, создавались Брамсом с мыслью о Кларе Шуман и для нее, хотя посвящение стоит лишь на цикле ор. 9. Однако, вариации на тему Генделя он закончил точно ко дню ее рождения, 13 сентября 1861 года, что можно было рассматривать как своеобразное посвящение. Клара исполнила их 7 декабря того же года в Гамбурге. Лето 1861 года было для Брамса необычайно плодотворным: помимо создания двух упомянутых вариационных циклов, он дописывает первый, соль-минорный фортепианный Квартет и завершает второй, ля-мажорный.

Темой для Вариаций послужила Ария из Сюиты Генделя си-бемоль мажор, где она сопровождается пятью вариациями - Брамс написал двадцать пять! Брамсовский цикл поражает своим концертно-симфоническим размахом и богатством фантазии в разработке темы. В калейдоскопическом вихре перед нами проносится вся история жанров, стилей, образов от времен Генделя до Брамса.

Известно, что в жанре вариаций дар исполнительской изобретательности, подлинного остроумия проявлялся у Юдиной особенно ярко. Здесь она как бы вступает в соревнование с самим композитором, стремившемся в своей разработке темы исчерпать все ее потенциальные возможности, используя интонационную и ритмическую структуру, гармонические ресурсы, "одевая" ее в одежды разных стилей и эпох. Вот и здесь у Юдиной сверкающая виртуозность, безоглядность, танцевальность, выражающаяся в потрясающе легком, веселом и упругом штрихе (вар.1,3) сменяются распевной, теплой, удивительно нежной интонацией (вар.5,11); ритмическая и динамическая гибкость, импровизационность в сочетании с таинственной приглушенностью звучания (вар. 5, 6,12) - строгой ритмичностью и звуковой определенностью "ансамбля духовых" в жанровой пьеске типа каччи (охотничьи рога в вар. 7); очаровательный народный колорит с подчеркнуто-монотонным танцевальным ритмом и волшебно звучащая у Юдиной пастораль (вар. 8, 22) уступают место мрачной торжественности похоронного марша (вар. 13). Нельзя не упомянуть 9-ю вариацию, атмосфера, звучание которой в исполнении Юдиной неожиданно, но несомненно, вводит нас в мир Мусоргского - средняя часть пьесы "Гном". Та же октавная фактура, те же резкие sforzandi, затем приглушенная, вязкая, словно вслепую нащупываемая мелодия. В целом исполнение поражает ощущением цельности, передачей сквозной драматургии цикла. Начиная с вариации № 23 мощная центростремительная сила влечет Юдину к финалу. В Фуге, при всей ее грандиозности, Юдина находит удивительно нежные, журчащие звучности, в одном месте подчеркивающие интонационное и образное сходство с Шубертом ("Маргарита за прялкой"). После этого лаконичные, волевые мотивы темы звучат еще более убедительно и сильно. фортепианный квартет №2, ля-мажор, ор.2б. написан в 1861 году. В музыке Квартета сильно ощущается влияние венской классики. Даже первая фраза своей аккордовой структурой и светлым колоритом звучания напоминает начало 4-го Концерта Бетховена, одного из наиболее любимых Брамсом. Сама тональность ля-мажор - в значительной степени определяет господствующий настрой: это тональность будущей скрипичной Сонаты № 2 ор.100 и Интермеццо ор.118. Невольно мелькают ассоциации с фортепианной Сонатой Шуберта ор.120. Квартет классичен, одушевлен тонкой лирикой, но и обнаруживает внутренний нерв, скрытые темные глубины брамсовской музыки, этот романтический "Innere Stimme".

Запись Второго фортепианного Квартета Брамса была осуществлена Юдиной совместно с участниками квартета имени Бетховена (это же сочинение ансамбль сыграл на последнем публичном выступлении Марии Вениаминовны 18 мая 1969 года). "Бетховенцы" принадлежали к давним и любимым партнерам пианистки. Совершенно удивительно то единство мироощущения, единство пульса, дыхания, которое объединяет артистов и в результате которого рождается эта прекрасная интерпретация.

Первая часть пленяет радостным, светлым ощущением жизни. Сколько красок, находит Юдина для главной темы, сколь гибки и разнообразны ее интонации. С очаровательной грацией звучит у Юдиной побочная тема. Вторая часть проникнута явными пантеистическими мотивами. При звуках лирической песенной мелодии, которая покоится на мерно колышущихся басах, мы погружаемся в тишину и созерцательность, нарушаемую затем романтическими раскатами уменьшенных септаккордов. По шубертовски чиста и наивна в исполнении Юдиной Третья часть, по окраске звука напоминающая пастораль. А в Четвертой - увлекает стихия народного танца, звучащего у Юдиной так молодо, живо и захватывающе. Это то, что больше всего любила она в Брамсе, - фольклор, претворенный фантазией композитора Вот, что писала Юдина о Втором квартете:

"Тема Квартета - это счастье, это борьба человека за счастье, это блаженство. Этот квартет ни с чем не сравним по романтической наполненности, интенсивности, насыщенности, это как бы гимн, это дифирамб, это воспевание бытия... Затем трио - некоторый отдых, а потом финал, он опять очень романтичен -это как бы баллада. И если можно найти аналогию, это все-таки будет светлый, может быть, несколько наивный, но утешающий душу Вальтер Скотт..."

Марина Дроздова


  Соисполнители :

Dmitri Tzyganov (Viola)
Feodor Druzhinin (Viola)
Sergei Shirinsky (Cello)


№ п/п

Наименование трека

Текст

Длительность

Комментарий
   1 Theme         0:00:56 Variations And Fugue On Haendel's Theme Op. 24
   2 Variation 1         0:00:46 -"-
   3 Variation 2         0:00:33 -"-
   4 Variation 3         0:00:30 -"-
   5 Variation 4         0:00:51 -"-
   6 Variation 5         0:00:53 -"-
   7 Variation 6         0:00:48 -"-
   8 Variation 7         0:00:35 -"-
   9 Variation 8         0:00:34 -"-
   10 Variation 8         0:01:10 -"-
   11 Variation 10         0:00:39 -"-
   12 Variation 11         0:00:39 -"-
   13 Variation 12         0:00:37 -"-
   14 Variation 13         0:01:52 -"-
   15 Variation 14         0:00:38 -"-
   16 Variation 15         0:00:39 -"-
   17 Variation 16         0:00:30 -"-
   18 Variation 17         0:00:34 -"-
   19 Variation 18         0:00:38 -"-
   20 Variation 19         0:00:51 -"-
   21 Variation 20         0:00:54 -"-
   22 Variation 21         0:00:35 -"-
   23 Variation 22         0:00:39 -"-
   24 Variation 23         0:00:27 -"-
   25 Variation 24         0:00:33 -"-
   26 Variation 25         0:00:28 -"-
   27 Variation 26         0:00:15 -"-
   28 Fugue         0:04:33 -"-
   29 I. Allegro Non Troppo         0:15:02 Piano Quartet No. 2, In A Major, Op. 26
   30 II. Poco Adagio         0:11:44 -"-
   31 III. Scherzo. Poco Allegro         0:09:55 -"-
   32 IV. Finale. Allegro         0:09:12 -"-

      Обозначения:

 T   'щелкнуть' - переход к тексту композиции.

вернуться        закрыть окно

Последние изменения в документе сделаны 20/10/2016 22:06:33

Главная страница коллекции

Collection main page