Описание CD

вернуться        закрыть окно  

 


  Исполнитель(и) :
◄◄◄        ►►►

  Наименование CD :
   Symphony No.1 (Leonard Bernstein)



Год издания : 

Компания звукозаписи : (ru)

Время звучания : 1:14:00

  Комментарий (рецензия) :

CD, стоящие на полке рядом : Classics (Symphony)      

Original - Mahler: The Complete Symphonies & Orchestral Songs (Disc 1)

##1-4 Concertgebouworkest Amsterdam - conductor Leonard Bernstein.

##5-8 Wiener Philarmoniker - Thomas Hampson, baritone, conductor Leonard Bernstein

========= from the cover ==========

Работа над симфонией началась в 1884 году, примерно в одно время с первым вокальным циклом - "Песни странствующего подмастерья". Название было автобиографическим: скитающийся по провинциальным оперным сценам в качестве дирижера, композитор считал себя еще подмастерьем в музыкальном искусстве. Автобиографическим было и содержание цикла, повествующего о несчастной, мучительной любви. "Вчера я приехал сюда... Едва я ступил на мостовую Касселя, мной овладели прежние страшные чары, и я не знаю, как восстановить внутреннее равновесие. Я снова встретился с нею. Она загадочна, как всегда. Могу сказать только: Господи, помоги мне!" - пишет он другу. Этот цикл и стал основой симфонии: вся первая часть ее - по существу развитие, распевание второй из песен, "Солнце встало над землей"; четвертая и последняя, "Голубые глазки" - звучит в медленной части.

Первая часть начинается медленным вступлением, как будто рождаясь из тишины. На фоне легчайших флажолетов струнных возникают отдельные мотивы: лесные зовы деревянных духовых, охотничьи наигрыши труб и валторн. Затаенный рокот литавр сопровождает медленное ползущее движение, зарождающееся в струнных басах. Нарастание звучности приводит к началу сонатного аллегро, простой неприхотливой песне, светлой и радостной - мелодии песни "Солнце встало над землей". В ней и главная и побочная темы, не противопоставленные, а продолжающие одна другую. Это бесхитростное и наивное прославление радости жизни. Песня повторяется дважды (собственно, звучат два ее куплета), замыкая экспозицию.

Разработка приносит иные настроения. Появляются тревожные, напряженные интонации, предвосхищающие музыку следующих частей. Как будто герой, юноша, еще совсем не знающий жизни, впервые задумался: а так ли она прекрасна и безоблачна? Но это лишь краткое раздумье. Реприза части звучит торжественным гимном.

Вторая часть симфонии - жанровая картинка - сцены народной жизни. В ее основе - народный австрийский танец лендлер, предшественник вальса. Крайние эпизоды - лендлер бодрый, чуть грубоватый, основанный на стихийной, заразительной силе ритма. В его непритязательной мелодии, исполняемой хором деревянных инструментов, угадываются очертания главной темы первой части. К деревянным присоединяются струнные, звучание становится все более мощным, наполняется стихийной силой. Средний же раздел - лендлер совершенно иного плана. Мелодия его гибкая, изящная, очень выразительная, непрестанно переходящая от одних инструментов к другим при общей прозрачной оркестровке, создает мягкий, грациозный образ.

Третья часть знаменует собой резкий перелом в образно-музыкальном развитии. Если до сих пор господствовали светлые темы, то здесь впервые срываются маски. По словам композитора, третья часть должна быть "раздирающей, трагической иронией... Это голос раненной до самой глубины и опустошенной души". Малер использовал здесь образы популярной лубочной картинки. Звери хоронят охотника. Участники траурной процессии всем своим видом стараются выразить огромное горе. Но то у одного, то у другого вырываются подлинные чувства. Начало части звучит очень "всерьез". На фоне мерных звуков литавр в необычном тембре очень высокого регистра контрабаса с сурдиной проходит скорбная тема траурного марша - вариант известного шуточного канона "Братец Мартин". К контрабасу присоединяются в канонической имитации фагот, затем виолончели с сурдинами, затем туба. Но вдруг поверх этого мерного шага вступает гобой с залихватским подпрыгивающим мотивчиком, в котором угадывается абрис темы первой части в обращении - словно вывернутой наизнанку. Еще немного, и в скорбное движение похоронного марша вливаются преувеличенно-экспрессивные интонации цыганских напевов с подчеркнутыми глиссандо струнных и форшлагами деревянных, временно оттесняя шествие на второй план. А затем музыка его снова "наплывает", завершая сцену.

Центральный эпизод части - резкое противопоставление началу, печальный задумчивый образ. То, чем живет герой симфонии. Недаром именно здесь Малер вновь обратился к вокальному циклу, позаимствовав мелодию его последней песни - "Голубые глазки, лучистый взгляд" Она звучит на фоне мерного колыбельного аккомпанемента, как всегда у Малера, переходя от инструмента к инструменту, подчеркивая выразительность мелодии сменой тембров. Такое противопоставление помогает еще глубже понять горькую иронию гротеска. И вновь возвращается карикатурное траурное шествие, завершая сложную трехчастную форму.

Финал, следующий за третьей частью без перерыва, звучит как взрыв отчаяния. Резкие фанфары тромбонов и труб, грохот литавр, судорожные короткие фразы, звучащие то у одной, то у другой группы инструментов... Ниспадающие пассажи накатываются на слушателя подобно волнам бушующего моря. Финал грандиозен. Он - основная часть симфонии, занимающая чуть ли не половину всего сочинения, смысловой центр цикла. Здесь герой впервые появляется возмужавшим, сильным, подлинным борцом, проходящим через все испытания. Его характеризует суровая, полная решимости тема маршевого склада (главная партия сонатного аллегро), появляющаяся после бурного, мятущегося вступления в полном звучании оркестра. Сменяя ее после длительного, доходящего до огромной кульминации развития, вступает мелодия скрипок и виолончелей, полная обаяния, чарующей мягкости, глубоко проникновенная в своей возвышенной лирике. Она как бы символизирует идеал, во имя которого ведется борьба. Лирический пафос побочной партии прерывает разработка. Вновь смятение, нечеловеческое напряжение сил. Перед слушателем проходят темы предшествующих частей симфонии, напоминая о прошлом. Но вот начинает постепенно концентрироваться, набирать силу героическая тема главной партии финала, нагнетая энергию перед решительным броском. И она побеждает. Кода симфонии звучит ликующим, торжественным апофеозом жизни, счастья.


  Соисполнители :

Соисполнители не найдены


№ п/п

Наименование трека

Текст

Длительность

Комментарий
   1 1. Langsam. Schleppend. Wie Ein Naturlaut         0:16:30 Symphony No.1 In D "Titan" / Royal Concertgebouw Orchestra, Leonard Bernstein
   2 2. Kraftig Bewegt, Doch Nicht Zu Schnell - Im         0:09:01 -"-
   3 3. Feierlich Und Gemessen, Ohne Zu Schleppen -         0:10:27 -"-
   4 4. Sturmisch Bewegt         0:20:32 -"-
   5 1. Wenn Mein Schatz Hachzeit Macht         0:04:30 Lieder Eines Fahrenden Gesellen / Vienna Philharmonic Orchestra, Leonard Bernstein
   6 2. Ging Heut Morgen Ubers Feld         0:04:06 -"-
   7 3. Ich Hab Ein Gluhend Messer         0:03:20 -"-
   8 4. Die Zwei Blauen Augen         0:05:34 -"-

      Обозначения:

 T   'щелкнуть' - переход к тексту композиции.

вернуться        закрыть окно

Последние изменения в документе сделаны 20/10/2016 22:06:29

Главная страница коллекции

Collection main page