Описание CD

вернуться        закрыть окно  

 


  Исполнитель(и) :
◄◄◄        ►►►

  Наименование CD :
   Piano Concertos Nos. 1 - 5. Concert Piece For Harp & Orchestra



Год издания : 1972/1975

Компания звукозаписи : Elite Classic, (ru)

Время звучания : 2:32:11

К-во CD : 2

  Комментарий (рецензия) :

CD, стоящие на полке рядом : Classics (Symphony)      

Orchestre De Paris, conductor Serge Baudo

Aldo Ciccolini, piano

Recorded 1972, 1974, 1975

========= from the cover ==========

Первый концерт для фортепиано с оркестром (ре мажор, ор. 17) возник в 1858 году. По признанию Сен-Санса его ученику И. Филиппу, этот концерт был вдохновлен "лесом Фонтенбло". О смысле такого указания приходится только гадать.

Так или иначе, но в своем Первом фортепианном концерте Сен-Санс с полной свободой отдался усладам виртуозности. Одновременно в концерте проявились эффектность и репрезентативность, уходившие корнями в героическую эпоху Великой французской революции. Первый фортепианный концерт заложил основы фортепианного концертного жанра у Сен-Санса и, прежде всего, очень уверенно утвердил принцип диалогичное фортепиано и оркестра, ритмической, фактурной и тембровой игры-состязания.

В апреле 1868 года Антон Рубинштейн попросил Сен-Санса организовать концерт, на котором он сам мог бы выступить дирижером. Обстоятельства сложились так, что зал Плейель можно было абонировать только через три недели. Сен-Санc уверенно заявляет о своей готовности написать для такого случая фортепианный концерт и исполнить его под управлением Рубинштейна. Факт сочинения Второго концерта для фортепиано с оркестром (соль минор, ор. 22) за 17 дней не может не поражать. Уже 13 мая концерт был Сен-Сансом исполнен (под управлением А. Рубинштейна) вместе с рядом других его сочинений.

Друзья Сен-Санса показали партитуру Второго концерта Листу в Риме. В одном из своих писем к Сен-Сансу Лист, делая попутно мелкие критические замечания, горячо одобрил концерт, указав на новизну формы, единство пианистических эффектов и композиторского замысла, неизменно возрастающий интерес музыки на протяжении трех частей. С годами Второй концерт для фортепиано Сен-Санса стал одним из самых популярных сочинений композитора - он сохраняет чрезвычайную популярность до сих пор.

Чайковский писал об этом концерте: "Сочинение это чрезвычайно красиво, свежо, изящно и богато прелестными деталями. В нем отражается и замечательно близкое знакомство с классическими образцами, от которых автор заимствовал необыкновенное искусство в уравновешенности, законченности формы, и вместе весьма самобытная творческая индивидуальность. Все симпатические черты его национальности: искренность, горячность, теплая сердечность, ум - дают себя чувствовать на каждом шагу... Концерт г. Сен-Санса очень оригинален по форме: - в нем нет средней части с тихим тэмпо. Вместо нее он написал прелестное, необыкновенно пикантное скерцо, в котором, так же как и в финале, обнаружил замечательное искусство в инструментовке, много юмора, фантазии и ловкости в фактуре. В первой части г. Сен-Санс как бы дает понять слушателям, насколько он проникнут культом Баха... Замечательно, что г. Сен-Сансе ...так умеренно пользуется в этом блестящем сочинении теми условными приемами формы и оркестровки, от которых очень часто зависит успех сочинения. Везде виден превосходный музыкант, чуждый того невинного шарлатанства, от которого несвободны многие сильные таланты и которое состоит в том, чтобы каким-нибудь резким, хотя не вызванным формой эффектом удивить и увлечь слушателя".

Первая же часть Второго фортепианного концерта показывает огромное и естественное умение Сен-Санса соединять и сливать, казалось бы, несоединимое. В самом деле. Начальный фрагмент вступления (написанный без тактовых черт), очень "органный" по звучности, заставляет нас вспомнить о скорбных раздумьях и горестно вздыхающих интонациях И. С. Баха. Но уже на второй странице партитуры бурные сбег и взбег виртуозного пассажа выбивают наш слух из первоначальной колеи. Вслед за этим короткие волны арпеджий правой руки сопровождаются акцентами-"уколами" левой, опять словно бы напоминая Баха (вспомним его "Хроматическую фантазию"). Но это уже гораздо ближе к С. Франку, в чем-то предвещая начало его Прелюдии, хорала и фуги. Дальше - в разгоне тяжелых басов и аккордов, в громогласном tutti оркестра с резкими акцентами пунктированных групп, со словно обрубленным кадансом на доминанте - чувствуется уже нечто бетховенское и шумановское. И вот выразительные фразы солирующего фортепиано: Вновь заметны интонации драматической лирики Шумана (вспомним тему "Симфонических этюдов"). Но мы знаем (по свидетельству А. Корто), что тут Сен-Сансе воспользовался темой одного из сочинений Габриэля Форе, тем самым как бы оказав честь своему ученику. Усматривали в первой части и влияние манеры Антона Рубинштейна. Но когда десяток тактов спустя начинается стремительный и легкий бег терций, перемежающихся с секстами и квинтами, когда вслед за этим жужжат и звенят пассажи четкой пальцевой техники, взвиваются и обрушиваются перемежающиеся октавы - мы уже вполне в царстве пианизма Сен-Санса?

В чем же дело? И как удается композитору присваивать то, что в случае придирки кажется заимствованным? Дело в том, что Сен-Санс с его исключительной нотной эрудицией как бы всегда располагает огромными музыкальными богатствами прошлого. Он сам скажет впоследствии, что "поиски оригинальности смертельны для искусства. Оригинальными становятся вопреки себе, в силу своей природы; оригинальными не делаются при посредстве воли и поиска - в таких случаях приходят только к странностям, бессвязности, сумасбродству".

Постоянно избегая подобных поисков, Сен-Санс, влекомый эмоциями и впечатлениями жизни, вместе с тем свободно пользуется запасами традиционных музыкальных высказываний, накопленных веками. Притом он - крупная и своеобразная творческая личность, а не ремесленник или подражатель. Все в его руках так или иначе преображается, и он с волшебством превосходного мастера соединяет самое различное, заставляет те или иные интонационные элементы служить его образным целям. Поэтому и первая часть Второго фортепианного концерта - не агломерат чужеродных частиц, а свободная и, вместе, стройная поэма, обращенная к переживанию и претворению не только жизни, но и впечатлений от художественных образов.

К тому же в первой части прекрасно реализован принцип, провозглашенный самим Сен-Сансом в его ответе одной газете: "Соло в концерте есть роль, которая должна быть задумана и представлена как роль драматического персонажа". Второй фортепианный концерт - один из блистательных образцов симфонической драматургии Сен-Санса, где отчетливость высказываний "персонажей", четкость и уверенность "режиссуры" поражают и восхищают.

Вторая часть концерта (Allegro scherzando) недаром понравилась публике уже при первом своем исполнении. Это скерцо очень самородно и покоряюще изящно, составляя один из шедевров шутливо-грациозной французской музыки.

Все в этом уникальном Скерцо полно редкого, живого и веселого чувства меры: и вступительные перебивки литавр, и тембровые переклички (от звонкости фортепиано и тусклости струнных, к прозрачности деревянных), и стремительные, неудержимо озорные пробеги гамм, и богатство оттенков, вызванное сменами ритмов, фактуры - от бойкости до утонченного кокетства и от лукавства до вызова. Идеальный расчет звучностей фортепиано и оркестра восхищает на каждом этапе. Ничего лишнего или отяжеляющего. Характерная деталь: Лист, очень похвалив концерт, все же посоветовал Сен-Сансу ввести некоторые дополняющие контрапункты - например, к одному из пассажей. Однако острая графичность пассажей Сен-Санса, напоминающая линии офорта, была преднамеренной, в сущности далекой от сочности листовских фигурации - вероятно, именно поэтому Сен-Санс не последовал совету своего высокочтимого друга.

Финал концерта - новый и заключительный триумф оригинальной, неотразимо радостной и жизненной образности. Это стремительная тарантелла и, естественно, дело не обходится без отзвуков Россини (в первых же тактах Сен-Санс как бы цитирует в ускоренном темпе триоли "Фигаро, Фигаро, Фигаро, Фигаро" из "Севильского цирюльника"). Сухой, прозрачный блеск оркестра и равновесие его с солирующим фортепиано вновь удивляют своей выдержанностью. Необыкновенны упругость и устремленность ритма.

Достоинства Второго фортепианного концерта Сен-Санса так велики, что его можно считать первым классическим образцом французского фортепианного концерта.

Третий фортепианный концерт Сен-Санса (ми-бемоль мажор, ор. 29) был написан вслед за Вторым, в 1869 году.

Впечатляет начало первой части концерта (Moderato assai) с его звукописью водного потока. С началом Allegro maestoso слушатель оказывается во власти красноречивой риторики и непреднамеренной виртуозности. Последующие эффекты контрастов (внезапный переход в ре мажор с узорчатыми фигурами фортепиано, каденция посередине части, возвраты звукового потока, звонкое пасторальное соло флейты в начале репризы) - образцы яркой, выразительной музыки. В начале второй части (Andante) Сен-Санс воспользовался смелым и даже шокирующим в то время эффектом ля-минорных трезвучий фортепиано, наложенных на органный пункт си струнных и духовых. Музыка этой маленькой части полифонически разработана и ритмически беспокойна. Переходя непосредственно в финал, она сменяется буйством народного в основе танца.

Наиболее значительным сочинением Сен-Санса в 1875 году явился Четвертый концерт для фортепиано с оркестром (до минор, ор. 44). Этот концерт, по справедливому мнению А. Корто, в сущности, одночастен и представляет обширную поэму, распадающуюся на четыре фрагмента, объединенные попарно. Вряд ли можно оспорить и утверждение Корто, согласно которому Четвертый концерт представляет в своем целом "самое совершенное из сочинений, написанных Сен-Сансом для фортепиано". Этому совершенству способствуют не только обычная для Сен-Санса ясность формы, но и чрезвычайная "досказанность", опирающаяся, кстати сказать, на циклическое использование тематизма, который испытывает очень действенные трансформации. В музыке Четвертого концерта сказались с исключительным блеском качества победоносного (иначе не скажешь!) эклектизма Сен-Санса, без колебаний пользующегося различными интонационными элементами и приемами, выразительными факторами разных эпох, и умеющего придавать их конгломерату цельность и образную целеустремленность. В концерте мы явственно чувствуем воздействия, идущие от эпохи Баха и Рамо (начальная тема с ее интонациями вздохов и размеренными перекличками), но также от Шумана, Листа (в понимании самой концерта ости). Однако дает себя знать и Бетховен.

Некоторые исследователи творчества Сен-Санса так или иначе сопоставляли Четвертый концерт с его Третьей симфонией. Так, Э. Бауман полагает, что Четвертый концерт - такая же вершина в своем жанре, как Третья симфония - в ; своем. По мнению А. Корто, в Четвертом фортепианном концерте складывается живая интерпретация Сен-Сансом, классических форм, которая достигает совершенного блеска в Третьей симфонии. Тем не менее, Сен-Санс оставался самостоятельным - и не только оттого, что мыслил как французский композитор, но и в силу своей индивидуальности.

Характерен образный склад первой части концерта. Здесь уже в конце первого раздела первоначальный драматический до минор разрешается в триумфально звучащий до мажор. И это - предварительный итог. В начале последующего Анданте (глухие аккорды деревянных и струнных, арпеджии фортепиано) чувствуется нечто, приближающееся к смутным краскам C. Франка. Но вскоре вслед за этим прозрачный хорал деревянных намечает безупречно ясные (хотя еще и совершенно спокойные) очертания победной темы Финала. Значительный последующий период - типичное для Сен-Санса развертывание то изящного, то блестящего пианистического красноречия, склонного красоваться гулкими раскатами басов, колоннадами громкозвучных аккордов, взбегами гамм, подобных стрелам. А поэтическая жемчужина показывается и сияет все же позднее, в самой коде первой части. После журчащих хроматических орнаментов фортепиано, влекомых нисходящей секвенцией, и краткой модуляции (тихо, сосредоточенно звучит она у валторн, фаготов и кларнетов) льются тихие и пленительные, слегка нарастающие, ширящиеся и затихающие звуки фортепианной каденции, поддержанной тоническим басом оркестра. Эта музыка, почти сплошь диатоничная, подобная легкой зыби блаженных созерцаний, бесконечно проста и невыразимо трогает возвышенной тонкостью эмоции.

Второй раздел концерта - обычный для Сен-Санса разгул бодрости, шутливости, а то и озорства. Начальная тема концерта с ее архаическими вздохами получает тут совершенно светский характер и эффектно варьируется. В фанфарной теме на 6/8 начинают выделяться черты бетховенских интонаций, волевых утверждений и призывов. В последующем фрагменте Анданте (переход к финалу) звучит музыка, слегка напоминающая Шумана.

Финал концерта (Аллегро, третий, заключительный раздел второй части) сразу обращает внимание резкими фанфарными ходами валторн и труб, словно отрубленным автентическим кадансом в до мажоре. Вслед за этим пианист выстукивает одноголосную тему на фоне пиццикато струнной группы.

Какой разительный контраст в отношении первого варианта того же тематического материала, данного как нежный и светлый хорал в первой части! Иных критиков эта настойчивая тема шокировала своей " эстрадностью". Но тем более важно понять ее смысл. На наш взгляд, это демократическая по складу тема радости, в силу чего так закономерны в финале концерта сближения с ритмами и гармониями Бетховена. Характерно и отмеченное А. Корто обстоятельство, что в финале фортепиано становится лишь сочленом оркестрового ансамбля, теряя тематическую инициативу. Этим растворением соло в оркестре опять-таки выражен "массовый" характер образов финала. Первое исполнение Четвертого фортепианного концерта Сен-Санса состоялось 31 октября 1875 года под управлением Э. Колонна и прошло с большим успехом (партию фортепиано исполнял автор).

1 В марте 1896, после поездки по Нилу на дахабье (парусной барке) к Ассуану, Сен-Санс написал Пятый концерт для фортепиано с оркестром (фа мажор, ор. 103), который был посвящен Луи Дьемеру и который часто называют (в соответствии с кругом породивших его впечатлений) "Египетским концертом".

Пятый концерт - одно из самых концепционных произведений среди инструментальной музыки Сен-Санса. Сущность его | образов представляется нам пусть во многом и скрытой, но последовательно продуманной.

В первой части (Allegro animato) еще нет экзотических картин. Это как бы автопортрет Сен-Санса того времени, слегка | постаревшего после многих постигших его потрясений, утрат и разочарований, но еще обладающего полнотой и действенностью душевного мира. В первой теме Пятого концерта звучит образ просветленной и грустной покорности. Правда, этот образ вскоре словно бы растворяется в толкущихся аккордах духовых, в быстрых пассажах фортепиано. Но яркий след его остается в памяти.

Вторая тема первой части (излагаемая фортепиано в ре миноре) - иной круг эмоций. Здесь переживания грусти гораздо отчетливее, они развиваются до горестных стонов с увеличенными трезвучиями. А чуть дальше страстные нисходящие хроматические ходы октав у фортепиано заставляют (по справедливому замечанию А. Корто) вспомнить о любовных призывах Далилы. В разработке первой части в тезис резиньяции и тезис страстных порывов получают энергичное развитие. А под конец господствует и замирает на тонике фа мажора образ обретенного покоя.

Вторую часть концерта назвали бы теперь "экспериментальной" - так много в ней фантазии и выдумки (впрочем, все "причуды" реализованы с полной уверенностью). Здесь вторгается Восток. Правда, по мнению А. Корто (вряд ли оспоримому), это "видение Востока" схвачено "глазами слишком западными". Но, так или иначе, картина Востока ярка и колоритна - и внезапным ударом оркестра (на доминанте гармонического ре минора) с последующей неистовой толчеей синкоп и, далее, причудливыми тематическими узорами фортепиано с появлением новой альтерации ре минора (соль-диеза).

А затем Сен-Санс демонстрирует новые и новые эффекты. Он вводит в партию фортепиано сложные созвучия обертонов. Вслед за этим (уже в соль мажоре) на фоне звонких переливов водного пейзажа звучит песня нубийских лодочников, услышанная Сен-Сансом во время поездки по Нилу. Еще дальше, в фа-диез мажоре, появляется чисто изобразительный эпизод, где пентатонный напев - наигрыш левой руки выступает на остинатном фоне до-диез у правой руки (с упорными форшлагами редиез) и первых скрипок spiccato с сурдинами. По собственному признанию композитора, он имитировал здесь упорный, неумолчный крик нильских лягушек.

До конца этой словно бы коллекционирующей курьезы и особые эффекты части мы слышим еще своеобразную каденцию фортепиано (с быстрой дробью репетиций и новым эффектом обертоновых призвуков), речитатив фортепиано на фоне первоначального синкопированного ритма части. Примечательна и кода, где у альтов выделяются диссонансы малых секунд в тремоло и где звуки рояля замирают в медленно восходящей цепи секст и квинт. Несмотря на всю экзотику второй части, в ней проглядывает, обретя новые звуковые формы, и образ печали, тоски, так ясно выраженной музыкой первой части.

Финал концерта знаменует типичную для Сен-Санса победу волевого начала, радости жизни. Нельзя не увлечься его жизненной силой, стремительностью, великолепной по ясности и блеску оркестровкой (феноменальные достоинства которой отмечал Корто).

Пятый концерт для фортепиано явился не только последним фортепианным концертом Сен-Санса, но и последней его симфонической концепцией (самой значительной после Третьей симфонии), выражающей очень ярко существенные эстетические и этические основы его искусства. Конечно же, это был несколько иной Сен-Санс, чем Сен-Санс Третьей симфонии - гораздо более вовлеченный в быт и непосредственный! Совокупность тех и этих начал представляет нам Сен-Санса в целом, характеризует основополагающие противоречия и контрасты натуры композитора.


  Соисполнители :

Nicanor Zabaleta (Harpsichord)


№ п/п

Наименование трека

Текст

Длительность

Комментарий
   1 01 I Andante - Allegro Assai         0:12:25 Concerto Pour Piano No. 1 In D Major, Op. 17
   1 02 II Andante Sostenuto Quasi Adagio         0:07:53 -"-
   1 03 III Allegro Con Fuoco         0:07:22 -"-
   1 04 I Andante Sostenuto         0:12:11 Concerto Pour Piano No. 2 In G Minor, Op. 22
   1 05 II Allegro Scherzando         0:05:46 -"-
   1 06 III Presto         0:06:35 -"-
   1 07 I Allegro Moderato - Andante         0:12:34 Concerto Pour Piano No. 4 In C Minor, Op. 44
   1 08 II Allegro Vivace - Andante - Allegro         0:15:04 -"-
   2 01 I Moderato Assai - Piu Mosso (Allegro Maestoso)         0:14:14 Concerto Pour Piano No. 3 In E Flat Major, Op. 29
   2 02 II Andante         0:07:40 -"-
   2 03 III Allegro Ma Non Troppo         0:08:21 -"-
   2 04 I Allegro Animato         0:11:06 Concerto Pour Piano No. 5 In Fmajor, Op. 103
   2 05 Andante - Allegretto Tranquillo - Andante         0:11:03 -"-
   2 06 Molto Allegro         0:06:02 -"-
   2 07 Allegro Non Troppo - Allegro Moderato         0:04:58 Bonus Tracks - Concert Piece In G Major For Harp And Orchesta, Op. 154
   2 08 Andante Sostenuto         0:04:17 -"-
   2 09 Molto Allegro Quasi Presto         0:01:52 -"-
   2 10 Molto Allegro         0:02:47 -"-

      Обозначения:

 T   'щелкнуть' - переход к тексту композиции.

вернуться        закрыть окно

Последние изменения в документе сделаны 20/10/2016 22:06:28

Главная страница коллекции

Collection main page