Описание CD

вернуться        закрыть окно  

 


  Исполнитель(и) :
◄◄◄        ►►►

  Наименование CD :
   Turangalila Symphonie



Год издания : 1992

Компания звукозаписи : Deutsche Grammophon, (wb)

Время звучания : 1:18:48

Код CD : 431781

  Комментарий (рецензия) :

CD, стоящие на полке рядом : Classics (Modern Classics)      

Турангалила-симфония (фр. Turangali^la Symphonie) - одно из наиболее популярных сочинений французского композитора Оливье Мессиана. Представляет собой симфонию с сольными партиями фортепиано и волн Мартено. Произведение имеет программу, связанную с индийской мифологией (в переводе с санскрита её название значит "Песнь любви").

'Wikipedia lib.'

Оливье Мессиан "Турангалила"

Турангалила-симфония - одно из наиболее популярных, ярких и необычных сочинений французского композитора, классика XX века Оливье Мессиана.

Написанна по заказу Кусевицкого для Бостонского оркестра в 1948 году. Вместе с вокальным циклом "Ярави, песни любви и смерти" и хоровыми "Пятью перепевами" "Турангалила" составляют триптих. Именно в этот период французский мастер начинает широко обращаться к неевропейским культурным традициям, стремясь расширить границы своей музыки. Мессиан серьезно увлекся древнеиндийскими религиозными учениями. Считая что они предвосхищают христианство и несут в себе представления о любви как основе жизни , он с глубоким интересом изучал духовную литературу и ладовые системы индийской музыки.

"Турангалила" осталась единственным образцом жанра симфонии в творчестве композитора , симфонией весьма своеобразной - с двумя солирующими инструментами: фортепиано и экзотическим инструментом под названием "волны Мартено".

И все же это подлинная симфония, обладающая всеми важнейшими признаками жанра: она состоит из последовательности контрастных по характеру и тематизму частей, которые объединены сквозными темами, и в ней присутствует довольно редкое для творчества Мессиана интенсивное развитие тем. Сам Мессиан охарактеризовал её как "одно из самых мелодичных, вдохновенных, красочных и богатых находками своих сочинений".

Образный и символический смысл симфонии зашифрован в её названии. Как объяснил сам композитор, в слове Турангалила, заимствованного из индийского санскрита, заложено множество значений "лила - это игра, но игра в смысле божественного действия в космосе, игра созидания и разрушения, игра жизни и смерти Лила - это еще и любовь. Туранга - это бегущее, словно скачущий конь, время… Это также движение и ритм. Турангалила - песня любви, гимн радости, движению, ритму жизни и смерти". И еще один комментарий композитора: "Турангалила-симфония - это симфония любви и смерти - индийский вариант Тристана и Изольды".

Турангалила - монументальная десятичастная симфония. Она написана для тройного состава оркестра с расширенной группой ударных и, как уже отмечалось, с двумя солирующими инструментами. Солирующее фортепиано в дальнейшем будет присутствовать едва ли не во всех оркестровых сочинениях Мессиана, как и расширенная группа ударных инструментов.

Архитектоника симфонии весьма своеобразна, ибо в ней имеет место повторение названий частей и повторение образно-смысловых контрастов. I. Интродукция, II. Первая песнь любви, III. Турангалила, IV. Вторая песнь любви, V. Кровавое ликование звезд, VI. Сад сна любви, VII. Вторая Турангалила, VIII. Развитие любви, IХ. Третья Турангалила, X. Финал.

Как видно из перечисления названий частей, все четные части воплощают главную тему симфонии - тему любви, которая раскрыта как возвышенная медитативная сфера, наиболее богатая в мелодическом плане. Три Турунгалилы посвящены теме игры жизни и смерти и контрастируют медитативным образам грозным драматическим характером. Центр симфонии и ее первая кульминация - V часть - "Кровавое ликование звезд". Вторая кульминация и итоговое обобщение всей симфонии находятся в Финале. Обе эти части решены в жанре двух гигантских скерцо. Однако различные образные сферы в общей структуре симфонии переплетаются, обуславливая контрасты внутри частей. С этой особенностью мессиановской драматургии связана предусмотренная автором возможность сокращенного исполнения симфонии, о чем заявлено в комментарии к партитуре. Композитор предложил три варианта III, IV и V части, или III, VII и IX (три Турангалилы), или VI, II, IV.

Через всю симфонию проходят четыре лейттемы, выделенные и названные самим Мессианом: тема статуи, тема цветка, тема любви, тема аккордов.

Тема статуи (ц. 2 партитуры) в аккордовом изложении поручена тромбонам и низким духовым, звучит всегда fortissimo, рельефно выделяясь во всех частях, где она встречается. По ремарке композитора, она обладает "фатальным, устрашающим характером в духе древних мексиканских монументов". Отсюда и её название.

Тема цветка (ц. 9 партитуры), очень лаконичная, поручена двум кларнетам pianissimo. Она олицетворяет, по замыслу автора, "нежную орхидею, красный гладиолус, гибкий вьюнок". Темы статуи и тема цветка представляют характерные, чисто мессиановские образные сферы, знакомые и по Рождеству Господнему, по Квартету на конец света: грозную, драматическую и отрешённо созерцательную, медитативную.

Тема любви - это комплекс лирических тем, звучащих в разных частях. Интонационная основа их варьируется, но сохраняются темп Lento и тембр солирующей скрипки и "волн Мартено", излагающих мелодию в унисон с аккордовым сопровождением.

Тема аккордов, по ремарке композитора, "это, скорее, не тема, а материал для разнообразных звуковых фонов. Она может быть брошена в низкие регистры в виде тяжелых темных скоплений, либо рассеяна в отдельных штрихах и легких арпеджио".

Формы частей складываются из чередования нескольких тематических блоков (иногда контрастных, иногда развивающегося типа), которые при повторении подвергаются варьированию.

Турангалила-симфония продолжает линию французского симфонизма в плане колористической красочности, картинной звукописи. Симфония изобилует тембровыми находками. Широко используются ударные, часто имитирующие яванский гамелан. Особую организующую роль в симфонии играют фортепианные каденции. Краска солирующего фортепиано рельефно выделяется на фоне оркестрового звучания: в Интродукции каденция подготавливает звучание центрального раздела, в IV части каденция служит связкой между репризой и кодой, в V - фортепиано вступает перед генеральной кульминацией, каденцией открывается VII часть.

Несколько слов о "волнах Мартено" - электрическом инструменте, изобретенного во Франции в 1920-х гг. и получившем распространение преимущественно в произведениях французских композиторов. Поиски альтернативного звука начинают занимать умы многих музыкантов на протяжении всего ХХ века. В их числе и Оливье Мессиан. Жена Месиана, пианистка и первая исполнительница "Турангалилы" Ивонн Лорио вспоминала: "инструмент привлек композитора необычайной музыкальностью и сверх того неземным звуком, парящим надо всем оркестром. Мессиан был католиком, и примерно такой звук ожидал услышать на небесах".

Мессиан демонстрирует нам все выразительные возможности этого инструмента, однако главный эффект он приберегает напоследок - в завершении симфонии тембр волн Мартено приобретает звучание высокого женского голоса, исполняющего в запредельном регистре трели на звуках восходящей гаммы.

Интересен эстетико-стилевой синтез Турангалилы: это и многокрасочная, ликующая импрессионистическая симфония, и симфония романтическая (ее называют современной Фантастической), и симфония "фовистская" с диковатым заклинательным началом, "варварскими" ритуальными плясками, идущими от "Весны священной" Стравинского.

Турангалила стала вехой не только в творчестве самого композитора, как его первое монументальное симфоническое произведение, но и в области всего симфонизма XX века. Новизна в подходе к самой концепции жанра симфонии, оригинальный оркестровый стиль, находки в области формы и процесса развертывания тематического материала оказали огромное влияние на творчество младших современников Мессиана.

Впервые была исполнена в Бостоне под управлением Леонарда Бернстайна.

intoclassics.net/news/2011-03-02-21789

======

Turangalila-symphonie, for piano, ondes martenot, & orchestra, I/29

Bastille Opera Orchestra Orchestra

Myung-Whun Chung, Conductor

Olivier Messiaen's Turangalila-Symphonie (1948) was commissioned - without restrictions to instrumentation or length - by Sergey Koussevitzky for the Boston Symphony Orchestra. Consequently, Turangalila is scored for a large orchestra with a solo piano part, and makes use of the Ondes Martenot - an early electronic instrument - for eerie glissandi and sustained melodic gestures. The work is written in ten movements and lasts in excess of 75 minutes. It was premiered by Leonard Bernstein and the BSO in 1949. Though Turangalila is Messiaen's most popular orchestral work, it is often mistaken for his most typical; its secular subject material and relatively sparse use of bird songs makes it unique in his orchestral oeuvre. Along with the song cycles Harawi (1945) and Cinq Rechants (1948), Turangalila is the second of a three-work cycle inspired by the "Tristan" myth. Compiled by Messiaen, the title is derived from Sanskrit and collectively means love song, and hymn to joy, time, movement, rhythm, life, and death.

Turangalila contains many themes that relate to each of its ten movements, but there are also four larger, cyclic themes that recur throughout the work. The first cyclic theme is based on thirds and is most often played by fortissimo by the trombones. Messiaen refers to this as the "statue theme," metaphoric for the oppressive brutality of ancient Mexican monuments. The second "flower" theme is heard pianissimo in the clarinets, alluding to the colors of flowers. Messiaen considers the third "love" theme to be the most significant of the four. The fourth theme is a chain of chords that undergoes rhythmic, contrapuntal, and registral transformations.

Messiaen uses three rhythmic "characters" that function in contrapuntal augmentation (attackers), diminution (victims), and unchanging (observers) note values. He also makes extensive use of non-retrogradable rhythms, or rhythmic units that are the same forwards as backwards. Relating to architecture and other decorative arts, non-retrogradable rhythms are ordered around a central axis where two equivalent halves meet.

Turangalila also displays Messiaen's vivid sense of orchestral color. The woodwinds are grouped in threes and have extensive solos, dense contrapuntal webs, bird songs, and highly colored harmonic collections. The brass are led by the trumpets, especially the brilliant piccolo trumpet in D, along with three trumpets in C, cornet, four horns, three trombones, and tuba. The string section is generally heard as a homogeneous group, with the exception of the ninth movement, where 13 individual string parts play independently of the orchestra. The percussion writing emphasizes pitched and metallic instruments such as xylophone, glockenspiel, celeste, gongs, and vibraphone. Coupled with the piano, the percussion section forms an orchestra within an orchestra, and bears a likeness to the Balinese gamelan. The solo piano part is concerto-like in scope, including fiery displays of virtuosity in the cadenzas, several bird songs, and its role as part of the gamelan percussion orchestra. The piano part was written for and dedicated to his wife Yvonne Loriod, as was the Ondes Martenot part for her sister Jeanne Loriod.

Turangalila is also a study in contrasts: melismatic contrapuntal strands contrast with sustaining, block-like sonorities moving in homorhythm; loud and arresting orchestral sound with passages of near inaudibility; dense chromaticism with the major mode; mystery with ecstasy; and brightness with darkness.


  Соисполнители :

Yvonne Loriod (Piano)


№ п/п

Наименование трека

Текст

Длительность

Комментарий
   1 Introduction - Modere, Un Peu Vif         0:06:27  
   2 Chant D'amour 1 - Modere, Lourd         0:08:16  
   3 Turangalila 1 - Presque Lent, Reveur         0:05:28  
   4 Chant D'amour 2 - Bien Modere         0:11:05  
   5 Joie Du Sang Des Etoiles - Vif, Passionne, Avec Joie         0:06:45  
   6 Jardin Du Sommeil D'amour - Tres Modere, Tres Tendre         0:12:40  
   7 Turangalila 2 - Un Peu Vif - Bien Modere         0:04:13  
   8 Developpement De L'amour - Bien Modere         0:11:43  
   9 Turangalila 3 - Bien Modere         0:04:29  
   10 Final - Modere, Presque Vif, Avec Une Grande Joie         0:07:43  

      Обозначения:

 T   'щелкнуть' - переход к тексту композиции.

вернуться        закрыть окно

Последние изменения в документе сделаны 20/10/2016 22:06:23

Главная страница коллекции

Collection main page