Описание CD

вернуться        закрыть окно  

 


  Исполнитель(и) :
◄◄◄        ►►►

  Наименование CD :
   Misterioso. Thelonious In Action



Год издания : 1958

Компания звукозаписи : Riverside, (ru)

Музыкальный стиль : Bop

Время звучания : 1:27:00

К-во CD : 2

  Комментарий (рецензия) :

CD, стоящие на полке рядом : Jazz (Piano - Bop)      

2LP on 2CD - Live at the Five Spot Cafe

##101-106 Misterioso, Riverside, 1958, (3*)

This is the second long-player to be taken from the same August 1958 Five Spot recordings that had yielded the similarly brilliant Thelonious in Action The quartet heard on these sets includes Monk (piano), Johnny Griffin (tenor sax), Roy Haynes (drums), and Ahmed Abdul-Malik (bass). Their overwhelming and instinctual capacities directly contribute to the powerful swingin' and cohesive sound they could continually reinvent. While these are Monk's tunes, arrangements, and band, it is Griffin who consistently liberates the performances. During "Nutty," his flurry of activity - which adeptly incorporates several lines from "Surrey With the Fringe on Top" - has a maniacal swing that is highlighted by some definitive counterplay from both Haynes and Monk. Additionally, the transition between Haynes and Monk is organic and seemingly psychic. "Blues Five Spot" - a 12-bar blues homage to their current residence - features solos from each band member. Griffin and Monk again display the seemingly innate ability to instantly recalculate chord structures as well as transmute melodies. The show-stopping solo vamp from Griffin hurls the rhythm along while simultaneously dropping in quotes from other tunes - such as the theme for the animated Popeye cinematic shorts. Malik's brief solo, like his band interaction, is underrated yet precisely executed. The title track is given an exploratory performance. While Griffin aptly seizes the reins to blow his bop onslaught, Haynes' natural and subdued agility perfectly supports the extended tenor solo, creating some unique passages. Ironically, the one Monk solo performance, "Just a Gigolo," is the only composition not by Monk.

- Lindsay Planer (All Music Guide)

## 201-207 Thelonious In Action, Riverside, 1958, (4.5*)

см. также

One of the most exciting groups that pianist-composer Thelonious Monk ever led was his 1958 quartet with tenor saxophonist Johnny Griffin, bassist Ahmed Abdul-Malik and drummer Roy Haynes. During one night at the Five Spot Cafe they recorded enough music to fill up two CDs; all of the performances are also on Monk's large Riverside box set. In Action, a companion to Misterioso, shows that Griffin was possibly even a more perfect sideman for Monk than John Coltrane had been the year before. Highlights include "Rhythm-A-Ning," "Blue Monk," "Evidence" and "Blues Five Spot."

- Scott Yanow (All Music Guide)

========= from the cover ==========

MISTERIOSO

Это восьмой альбом Телониуса Мон-ка, записанный компанией "Riverside". Как все предшествующие и, без сомнения, последующие творения удивительного артиста, эта запись предлагает несколько аспектов - хотя и не полную картину- его особенных талантов.

В альбом включены 4 версии ранее записанных композиций (абсолютно очевидно, что Монк находится в постоянном поиске как композитор-аранжировщик-музыкант, и каждая новая запись "старого" произведения, особенно исполненная новым составом музыкантов, представляет свежий взгляд, практически: новую композицию). На альбоме лишь одно новое произведение: Blues Five Spot. Как видно из названия этот альбом был записан в 1958 году во время выступления Монка в знаменитом нью-йоркском клубе "Five Spot Cafe". Поэтому вначале звучит короткая стандартная тема без аккомпанемента (Just a Gigolo). Большинство своих выступлений в клубах Телониус открывал подобной темой.

Так как это "живое" выступление Монка, то вполне естественно, что фортепьяно звучит более отчетливо, не так интроспективно, как студийные записи. Это также и реакция Монка на энтузиазм публики, которая каждый вечер приходила на его выступления в клубе "Five Spot". Примерно в это время высоко профессиональное выступление Монка принесло ему первое место среди джазовых пианистов в ежегодном международном опросе критиков, проводимом журналом "Down Beat".

Название альбома "Misterioso" - это не просто название одной из композиций. Монк любил использовать в произведениях ненавязчивую игру слов (смесь слов "mist" и "mystery" - "туман" и "тайна"), тем самым вызывая еще одну характерную черту его музыки чувство сложности и глубины, заставляющее таких писателей как Гюнтер Шуллер называть Телониуса "загадочным и великолепным".

В последние годы я достаточно много писал о Телониусе Монке и его музыке. И я решил, что было бы неплохо включить в подборку записей о Монке мнение кого-нибудь еще. Нижеприведенные параграфы написаны Гюнтером Шуллером, композитором, критиком, а также музыкантом, играющем на классической и джазовой валторне. Комментарии по поводу манеры исполнения и влияния Монка взяты из статьи, впервые опубликованной в ноябре 1958 года в журнале Ната Хентоффа и Мартина Уилльямса "Jazz Review" и перепечатанные с их разрешения.

"...Монк держит свои пальцы не изогнуто, как того требует классическая школа игры на фортепьяно, а плоско горизонтально. Это определяет ряд характерных черт музыки Монка. Он не только воспроизводит очень странный тон, но и чересчур смело исполняет октавы. Например, при октаве из двух "ми" очень легко случайно задеть "ре" (эта нота расположена ниже верхнего "ми") и "фа" (эта нота находится выше нижнего "ми"). Я думаю, что Монк очень быстро обнаружил, что может воспользоваться своим нестандартным положением пальцев на клавишах, и стал использовать эти "дополнительные" ноты, которые другие музыканты сочли бы "неправильными" и попытались удалить. Здесь также подходит старая традиция сближения промежуточных нот при исполнении малой секунды. Но Монк смог пойти еще дальше. Конфликт малой секунды звучал для него настолько естественно, что вслед за одной промежуточной нотой он добавил другую, как в "Misterioso", когда к "ре-бемоль" - уже промежуточной ноте как спутник добавилась промежуточная нота "до".

Монк также берет гораздо более длинные интервалы правой рукой, чем многие пианисты. Это очень заметно в манере его игры. Пальцы Монка очень естественно достают до этих интервалов; и хотя это характерно не только для него одного, из-за удивительной черты таланта Монка данный фактор приобретает особое значение. Тогда как многие пианисты думают только об исполнении "правильных" (или приемлемых) нот, Монк рассматривает все формы, проекты и идеи. Эти формы, по большей части, определяются его пальцами. А так как Монк необычайно талантлив, или, возможно, гениален, то он исполняет "правильные" ноты как бы между прочим. И именно это отличает гения от хорошего музыканта.

Что касается влияния Монка, то оно распространялось на всех музыкантов, кроме пианистов. Музыка Монка, порожденная, в основном, его нестандартным подходом к игре на фортепьяно, противостоит имитации, которая всегда является начальной точкой для явного влияния. Монк излагает свои мысли на фортепьяно так, как не может никто другой. Особенно это касается тембра. У Монка, в отличие от Эллингтона, получается насыщенный, солидный звук, похожий на звучание трубы. (Бесспорно, звук, издаваемый инструментом какого-либо музыканта, неразрывно связан с характером его музыки). Поэтому совершенно естественно, что Монк оказывал влияние, в основном, на трубачей, например Роллинса и Гриф-фина, которые впитывали его музыкальные идеи без технических особенностей его стиля. Эти музыканты просто переносили сущность идей на свои инструменты.

Идеи Монка были приняты не сразу, и это нормально. Его идеи не были бы настолько прогрессивными и неортодоксальными, если бы десятки музыкантов сразу воспользовались ими. Самобытность встречается редко. Оригинальность ценится высоко и противостоит легкой ассимиляции. Во время стандартизации и слабого конформизма мы должны быть благодарны, что у нас все еще есть такие талантливые люди, как Телониус Монк, который по-прежнему немного загадочен и великолепен".

Во время этой записи, также как и на всех выступлениях Монка в середине 1958 года в клубе "Five Spot" главную роль в оркестре исполнял молодой чикагский тенор Джонни Гриффин. Именно Монк привлек внимание компании "Riverside" к личности Гриффина, и с тех пор его имя часто упоминается на обложках альбомов в качестве музыканта и руководителя своих собственных групп.

- Оррин Кипньюз (текст воспроизведен с оригинального альбома)

THELONIOUS IN ACTION

Этот альбом передает восхитительное настроение, которое было создано выступлением уникальной джазовой группы в необычном клубе. Эта группа уникальна хотя бы потому, что ее создал и возглавляет Телониус Монк, а клуб необычен тем, что, будучи обыкновенным баром в глубине нью-йоркского Ист-Сайда, он резко отличается от внешней элегантности или нетрадиционной агрессивной псевдо хиппи атмосферы большинства современных джаз-клубов.

Когда в будущем будет написана история джаза, Монк и клуб "Five Spot" будут упоминаться, как одни из основных легенд и вех джазовой музыки. Именно в этом клубе Телониус провел большую часть времени в 1957 и 1958 годах, когда критики и поклонники джазовой музыки, наконец, осознали ту важную роль, которую Монк играл в джазовой культуре, а также значение огромной энергии и простого наслаждения, получаемого от его композиций и их исполнения. В истории джаза известные личности не раз имели тесную связь с различными местами: Кинг Оливер и чикагский Линкольн Гарденс, где впервые совместно с ним выступил Луи Армстронг, Бенни Гудман и театр "Парама-унт" в Нью-Йорке, где публика впервые стала танцевать в проходах, чем ознаменовала начало безумства свинга. Для современного джаза уже определилось несколько подобных мест: клуб "Минтон Плейхаус" в Гарлеме, где Монк, Гиллеспи и другие музыканты впервые сформулировали стиль "бибоп"; и "52nd Street", где его впервые представили публике. Таким образом, связь клуба "Five Spot" и Монка возникла относительно поздно в его карьере и в истории современного джаза; однако Телониус в течение нескольких лет выступал в недозволенной полутьме, частично возведенной из подлинной сложности его музыки и частично из того, что рекламные издания и слухи раздули факт его "безумной гениальности". И конечно, все это усугублялось слишком редкими выступлениями. Летом 1957 года, когда последние записи (самая заметная из них - "Brilliant Corners") начали приносить Монку известность, квартет Монка впервые выступил в клубе "Five Spot".

Пришли толпы людей. Небольшой клуб не мог их вместить, и они приходили снова и снова. Нельзя не согласиться, что опыт выступления перед восторженной публикой и получение непосредственного отклика, были очень полезны для Монка: всем артистам требуется общение, а здесь исполнитель (которого часто обвиняли в контактах лишь с ограниченным кругом поклонников) постоянно, каждый вечер общался со слушателями.

Какое-то время Телониус работал в клубе "Five Spot", затем сделал короткую передышку и вновь вернулся на сцену в конце весны 1958 года. Публика встретила его с неизменным восторгом. Однако состав группы изменился. Из-за различных сложностей (в основном, связанных с контрактами) квартет Монка в первоначальном составе (Джон Колтрейн - тенор, Уилбур Уар - басе, Шедоу Уилсон - ударные) ни разу не записывался вместе. Надеемся, что это досадное упущение еще можно будет исправить. Группа в своем нынешнем составе, конечно; отличается от предыдущей. Звучит она тоже по-другому. Иначе и быть не могло. Сам по себе Монк постоянно изменяется, как исполнитель. Он также очень восприимчив к характеру людей, с которыми работает. Отчасти Телониус формирует свои группы таким ; образом, как считает нужным. Однако, очень важно, что в этих группах учитываются определенные качества членов группы; Джонни Гриффин и Джон Колтрейн аберг лютно разные люди, за исключением того, что оба теноры. И Монк это прекрасно знает. Ему не важно, что определенному слушателю может нравиться тот или иной музыкант. Эта группа - квартет Монка с участием Гриффина, и все подходы, стиль и даже репертуар (в рамках представлений Монка) подтверждают этот факт. И это относится не только к последним двум композициям Монка, записанным впервые на этом альбоме ("Coming on the Hudson" и "Light Blue"), но и к новым формам более старых произведений, например "Evidence" и "Blue Monk".

При прослушивании старых мелодий Монка очень важно понять, что он постоянно изменяет свои произведения. Это сопоставимо с тем, как музыкант создает новую аранжировку для старого произведения. Ему так нравится мелодия и структура, что он хочет использовать их как помощь в написании новых идей. Единственное отличие в том, что Телониус использует свои собственные композиции, потому что Телониус сегодня не похож на Телониуса десять лет назад. (В действительности альбом "Monk's Music" с классическими произведениями Монка основывается исключительно на этом принципе).

Впервые Телониус записывается "вживую" за пределами студии. Самое заметное отличие - кажется, что Монк во время выступления более заинтересован собой как пианистом, исполнителем и шоуменом. Конечно, во время концерта музыканты поддерживают общение с публикой: аплодисменты, разговоры, одни зрители приходят, другие уходят, что типично для посетителей клуба "Five Spot" (состоящих в различном соотношении из представителей новой богемы, проживающих поблизости, музыкантов, поклонников джазовой музыки, просто любопытных и тех, кто принадлежит сразу к нескольким вышеперечисленным категориям). На каждой стороне этого альбома содержатся записи целого выступления, без изменений, завершающиеся, как и практически каждый концерт группы, короткой композицией "Epistrophy".

- Оррин Кипньюз (текст воспроизведен с оригинального альбома)


  Соисполнители :

Ahmed Abdul-Malik (Bass)
Johnny Griffin (Tenor Saxophone)
Roy Haynes (Drums)


№ п/п

Наименование трека

Текст

Длительность

Комментарий
   1 01 Nutty         0:05:24 Monk
   1 02 Blues Five Spot         0:08:16 -"-
   1 03 Let's Cool One         0:09:15 -"-
   1 04 In Walked Bud         0:11:22 Hendricks / Monk
   1 05 Just A Gigolo         0:02:08 Brammer / Caesar / Casucci
   1 06 Misterioso         0:10:56 Monk
   2 01 Light Blue         0:05:15 Monk, Thelonious Quartet
   2 02 Coming On The Hudson         0:05:25 -"-
   2 03 Rhythm-A-Ning         0:09:25 -"-
   2 04 Epistrophy         0:01:07 Theme - Monk, Thelonious Quartet
   2 05 Blue Monk         0:08:31 Monk, Thelonious Quartet
   2 06 Evidence         0:08:49 -"-
   2 07 Epistrophy         0:01:07 Theme - Monk, Thelonious Quartet

      Обозначения:

 T   'щелкнуть' - переход к тексту композиции.

вернуться        закрыть окно

Последние изменения в документе сделаны 19/10/2016 22:10:11

Главная страница коллекции

Collection main page