Описание CD

вернуться        закрыть окно  

 


  Исполнитель(и) :
◄◄◄        ►►►

  Наименование CD :
   The Creation (Leonard Bernstein)



Год издания : 

Компания звукозаписи : Грамзапись, (ru)

Время звучания : 1:56:47

К-во CD : 2

  Комментарий (рецензия) :

CD, стоящие на полке рядом : Sacred Music (Master Works)      

Bavarian Radio Orchestra

Oratorio for solo voices, chorus and orchestra

другое исполнение

Gabriel - Judith Bleqen, Sopran

Uriel - Thomas Noser, Tenor

Raphael - Kurt Moll, Bass

Eva - Lucia Popp, Sopran

Adam - Kurt Ollmann, Bariton

Chor und Symphonieorchester des Bayerischen Rundfunks

Hedwig Bilgram - Cembalo/harpsichord

========= from the cover ==========

Слова слишком бледны и невыразительны для описания красот музыки "Сотворения", и всякому научному исследователю угрожает опасность впасть в мелочное детализирование. Тем не менее необходимо хотя бы в нескольких словах подчеркнуть то общезначимое и то особенное, чем характерна эта оратория.

Перед внутренним взором композитора как бы предстает все мироздание: хаос, и звезды, и земля, и животные, и человек, и над всем этим - созидатель. В своем произведении художник охватывает взглядом всю вселенную, но в то же время описывает и самое малое: журчание ручья, прелесть малого цветка, дыхание живого.

"Сотворение" - живописная книга в картинках для взрослых и детей, где так изображен внутренний, сокровенный смысл возникновения земной жизни как это вряд ли под силу сделать кому-либо другому. Но превыше всего звучит здесь хвала небесам.

Невероятное обилие прекрасных мелодий содержит это сочинение, и трудно отдать пальму первенства какой-либо из них. Ариям ли "И растаяли перед священными лучами" с хором демонов и просветленным "новым миром", или "В рокоте пенистых волн", или "А теперь возделывайте!", или той, что тождественна мелодии бургенландской народной песни "В долине дерево растет", или же дуэту "Прекрасная супруга"?

Если в ариях мы восхищаемся совершенством мелодии, то в хорах - блеском, величием и мастерской полифонией. Чередование, развитие, противопоставление, нарастание сольных голосов как поодиночке, так и в квартете - все это наделено такой подавляющей мощью, что и в самых крупных хоровых произведениях мировой литературы трудно найти что-либо подобное. Да и немецкий текст в такой оратории для музыкальной жизни Вены, все еще находившейся под итальянским влиянием, был чем-то необычным. Доказательством этого служит тот факт, что Джузеппе Карпани написал итальянский перевод, чтобы "Сотворение" больше отвечало духу времени. Но и сама идея оратории была, да и поныне является для слушателей чем-то необычным и невольно рождает восторг. Чувство это усиливается, когда ты открываешь, что, несмотря на самую тщательную отработку каждой детали, все произведение в целом не распадается на мелкие эпизоды. Одно вытекает из другого, совпадает ли оно по настроению или контрастирует, все в разумном порядке следует одно за другим, то нарастая, то даря желаемую разрядку, а то и завершая большое построение.

Примечательна и инструментовка. Остро чувствуя звучание каждого инструмента, Гайдн использует индивидуальные краски в характерных моментах текста. Хаос он живописует классическими средствами - со щедрыми диссонансами, - пробуждая в слушателе представление с бесконечном, космическом.

Описание (или картина) рая в третьей части дана вполне современными средствами. Единую звуковую окраску трезвучию дают три флейты. Таким образом предвосхищается один из принципов Рихарда Вагнера - утроение деревянных духовых. Что касается описания хаоса, картин природы (восход солнца, луны), то это навсегда останется образцом музыкальной живописи. Особенно это относится к эпизоду "Да будет свет!". Тысячи раз оно уже прозвучало с момента рождения и всякий раз слушатели бывают потрясены, а ведь это не что иное, как простое трезвучие в C-dur, окруженное скромной каденцией, некая мистерия тональности. Перед этим и поныне бледнеют все искусственные диссонансы, все конструкции, противоречащие законам природы.

Едва "Сотворение" было завершено, весь мир понял: этим произведением с ним заговорил великий человек. Первое исполнение 29 и 30 апреля 1798 года во дворце Шварценберг, на Мучном рынке в Вене, превратилось в необычайный триумф. Дирижировал сам Гайдн, сольные партии исполняли: Христина Герарди, Маттиас Ратмейер и Игнац Зааль. Сальери сидел за фортепиано.

Дабы не задерживать подъезжающих карет и носилок, было выделено 12 верховых и 12 пеших полицейских. Торговцам мукой пришлось убрать свои лотки и мешки с мукой и бобами, дабы освободить место для подъезда. За это князю Шварценбергу пришлось уплатить 10 гульденов и 50 крейцеров компенсации. Само произведение было принято всеми с восторгом: В "Нейе Тейче Меркур" было написано: "Вот уже прошло три дня после того счастливого вечера, а она все еще звучит у меня в ушах и в моем сердце. При одном воспоминании все еще сжимается грудь от обилия чувств". Трудно описать победное шествие этой первой немецкой оратории. После первого публичного исполнения (19 марта 1799 года) она с неожиданной быстротой распространялась, особенно после того, как ее напечатали, по всем странам Европы. От Лиссабона до Петербурга, от Неаполя до Лондона возвещала она о славе своего автора.

Вся хоровая музыка.XIX века продолжала дело, начатое именно этим произведением; стиль его оплодотворял последующие поколения, музыка его привела к основанию хоровых союзов, обществ музыки.

Воздействие "Сотворения" не ограничивается областью чисто музыкальной техники, оно распространяется на всю музыкальную жизнь последующего. Оратория давала людям толчок к музицированию. Невозможно охватить все ее благотворное воздействие, но все бледнеет перед самой музыкой, принадлежащей к гениальнейшим творениям всех времен.


  Соисполнители :

Hedwig Bilgram (Cymbals, Harpsichord)
Judith Bleqen (Soprano Voice)
Kurt Moll (Bass Voice)
Kurt Ollmann (Baritone Voice)
Lucia Popp (Soprano Voice)
Thomas Noser (Tenor Voice)


№ п/п

Наименование трека

Текст

Длительность

Комментарий
   1 01 The Representation Of Chaos         0:06:50 Part One - The First Day
   1 02 Im Anfange Schuf Gott Himmel Und Erde / Und Der Geist Gottes Schwebte Auf Der Flache Der Wasser         0:03:05 Recitative - Raphael, Uriel - And Chorus
   1 03 Nun Schwanden Vor Dem Heiligen Strahle / Verzweiflung, Wut Und Schrecken         0:04:19 Aria - Uriel - And Chorus
   1 04 Und Gott Machte Das Firmament         0:02:10 Accompanied Recitative - Raphael
   1 05 Mit Staunen Sieht Das Wunderwerk / Und Laut Ertont Aus Ihren Kehlen         0:01:57 Solo - Gabriel - With Chorus
   1 06 Und Gott Sprach: Es Sammle Sich Das Wasser'         0:00:51 The Third Day - Recitative - Raphael
   1 07 Rollend In Schaumenden Wellen         0:03:53 Aria - Raphael
   1 08 Und Gott Sprach: Es Bringe Die Erde Gras Hervor         0:00:43 Recitative - Gabriel
   1 09 Nun Beut Die Flur Das Frische Grun         0:06:00 Aria - Gabriel
   1 10 Und Die Himmlischen Heerscharen Verkundigten         0:00:16 Recitative - Uriel
   1 11 Stimmt An Die Saiten'         0:02:09 Chorus
   1 12 Und Gott Sprach: Es Sei'n Lichter An Der Feste Des Himmels         0:00:52 The Fourth Day - Recitative - Uriel
   1 13 In Vollem Glanze Steiget Jetzt         0:03:06 Accompanied Recitative - Uriel
   1 14 Die Himmel Erzahlen Die Ehre Gottes / Dem Kommenden Tage Sagt Es Der Tag         0:05:27 Chorus And Trio - Gabriel, Uriel, Raphael
   1 15 Und Gott Sprach: Es Bringe Das Wasser In Der Fulle Hervor         0:00:35 Part Two - The Fifth Day - Recitative -Gabriel
   1 16 Auf Starkem Fittiche Schwinget Sich Der Adler Stolz         0:07:34 Aria - Gabriel
   1 17 Und Gott Schuf Grofie Walfische         0:02:23 Accompanied Recitative - Raphael
   1 18 Und Die Engel Ruhrten Ihr' Unsterblichen Harfen         0:00:25 Recitative - Raphael
   1 19 In Holder Anmut Stehn / Der Herr Ist Gros In Seiner Macht         0:07:44 Trio - Gabriel, Uriel, Raphael - And Chorus
   2 01 Und Gott Sprach: Es Bringe Die Erde Hervor Lebende Geschopfe         0:00:32 The Sixth Day - Recitative - Raphael
   2 02 Gleich Offnet Sich Der Erde Schos'         0:03:42 Accompanied Recitative - Raphael
   2 03 Nun Scheint In Vollem Glanze Der Himmel         0:03:20 Aria - Raphael
   2 04 Und Gott Schuf Den Menschen         0:01:01 Recitative - Uriel
   2 05 Mit Wurd' Und Hoheit Angetan'         0:03:57 Aria - Uriel
   2 06 Und Gott Sah Jedes Ding         0:00:32 Recitative - Raphael
   2 07 Vollendet Ist Das Gro&e Werk / Zu Dir, o Herr, Blickt Alles Auf         0:10:24 Chorus And Trio - Gabriel, Uriel, Raphael
   2 08 Aus Rosenwolken Bricht'         0:06:02 Part Three - Accompanied Recitative - Uriel'
   2 09 Von Deiner Gut1, o Herr Und Gott / Gesegnet Sei Des Herren Macht         0:10:30 Duet - Eva, Adam - With Chorus
   2 10 Nun Ist Die Erste Pflicht Erfiillt         0:02:33 Recitative - Adam, Eva
   2 11 Holde Gattin, Dir Zur Seite         0:09:46 Duet - Adam, Eva
   2 12 O Glucklich Paar, Und Glucklich Immerfort         0:00:28 Recitative - Uriel
   2 13 Singt Dem Herren Alle Stimmen         0:03:41 Chorus

      Обозначения:

 T   'щелкнуть' - переход к тексту композиции.

вернуться        закрыть окно

Последние изменения в документе сделаны 19/10/2016 22:09:01

Главная страница коллекции

Collection main page