Описание CD

вернуться        закрыть окно  

 


  Исполнитель(и) :
◄◄◄        ►►►

  Наименование CD :
   Complete Violin Sonatas, Vol. 2



Год издания : 1970

Компания звукозаписи : Aquarius, (ru)

Время звучания : 2:23:00

К-во CD : 2

  Комментарий (рецензия) :

CD, стоящие на полке рядом : Classics (Symphony)      

========= from the cover ==========

Героический стиль Бетховена нашел выражение в сонатах c-moll и A-dur ("Крейцерова"). Написанные в период становления бетховенской симфонии, они отразили процесс проникновения симфонического метода в камерную музыку. Героическая концепция выражена в них в различных аспектах.

Соната c-moll (ор. 30 № 2, 1802) отличается "прямолинейной" активностью, наступательностыо, известной лапидарностью стиля. В тематизме ее сонатного allegro рельефно проступает связь с музыкой французской революции. В главной партии - лаконизм, собранность, энергия ритма, подчеркнутые унисонным изложением. Героическую трактовку имеет и побочная партия. Ей свойственна четкая маршеобразная поступь; воодушевленно и блестяще звучат "трубные" интонации. Наряду с побочной партией Allegro Второй симфонии это образец яркой исторической конкретности героических тем у Бетховена.

Общий тонус первой части - бурный и страстно-волевой. Яростно бушующая, клокочущая фактура фортепианной партии, хроматизмы, уменьшенные септаккорды как бы предваряют "Аппассионату". Равная активность и яркость партий скрипкии фортепиано способствует усилению динамичности развития и драматизма. В разработке (с такта 75) контрастные тематические элементы изложены в разных партиях (мотив главной партии у фортепиано и лирические фразы у скрипки), что приводит к особенно рельефному выражению борьбы "двух принципов". В центре разработки, как и во Второй симфонии, происходит развитие маршеобразной темы побочной партии (в As-dur). Это подчеркивает значение героического начала. Отметим также "триумфальность" C-dur'ной краски в репризе побочной и заключительной партий.

Промежуточные части цикла ближе раннему бетховенскому стилю. В Adagio contabile (As-dur) много мягкости и моцартовский характер контраста (внезапное омрачение колорита, патетический строй музыки в среднем, as-moll'ном разделе). Скерцо имеет сходство с менуэтом; его основная тема - грациозная, с форшлагами.

Финальное Prestissimo (c-moll) вновь возвращает в сферу музыки бурной и суровой. Его основные образы можно было бы определить как образы бури и героического танца, воплощающего идею мужества. Оба эти начала выражены в самой главной партии: рокочущие басы, настораживающая гармоническая неустойчивость ее вступительного раздела сменяются четкой темой с танцевальным ритмом, в которой звучит гневное веселье (вспомним коду из последней части "Аппассионаты" ).

"Крейцерова" соната (A-dur, ор. 47, 1803) имеет более сложную психологическую концепцию. Ее действенность сопряжена с глубокими философско-психологическими конфликтами. Написанная всего годом позже с-moll'ной, она является огромным скачком в развитии бетховенского стиля. Ее можно назвать скрипичной "Аппассионатой". Наряду с последней "Крейцерова" соната явилась наиболее значительной "инструментальной драмой" в камерной музыке Бетховена. Пафос мысли, драматизм раскрытия душевных переживаний обусловили необыкновенную силу воздействия этого произведения.

Логика идейно-образного развития в сонате имеет много общего с циклами героических симфоний: от трагического пламенения, острых конфликтов первой части (Presto a-moll) к мажорному финалу, пронизанному ритмом танца. Глубоко симптоматично проникновение в финал сонаты ритма "Карманьолы" - вскоре после "Крейцеровой" Бетховен заканчивает симфоническую эпопею, свою Eroica.

Драматургия сонаты ярко индивидуальна. Начинается соната как своеобразный монолог-импровизация. Ее вступительное Adagio sostenuto (A-dur) - образ философского размышления - заставляет вспомнить традиции баховских инструментальных импровизаций-речитативов. Но вступление "Крейцеровой" сонаты заключает в себе и бетховенский принцип: в нем происходит становление нового, контрастного образа главной партии. В самом контрасте и взаимосвязи вступления с сонатным allegro (Presto) определяется диалектическая сущность драматургии этой сонаты, отличающейся исключительной динамикой, внутренней обусловленностью контрастов. Основное противоречие -раздумье и действие, мятежность и покой, пламенная страстность и волевая сдержанность - находит здесь различные формы выражения, проявляясь в контрастном действии многих факторов. Так, появившаяся во вступлении "робкая" интонация малой секунды становится динамическим импульсом главной партии (являясь ее заглавным мотивом), а также и всего сонатного allegro. Значение этого ямбического мотива как мотива-импульса ясно выражено в процессе развития его в главной, связующей, заключительной партиях, в разработке.

Действие противоположных факторов проявляется в мелодической структуре главной партии: "спиральный" подъем вверх сдерживается упорным возвращением к нижнему опорному звуку. Действием конфликтных сил определяется и своеобразие темпа первой части сонаты: движение Presto прерывается частыми ферматами, свободными каденциями, замедлениями (при непременном возвращении к единому, неуклонному темпу, четкому ритмическому стержню).

Ярчайший драматургический контраст вносит побочная партия хорального склада. Мгновенно останавливается движение: в E-dur звучит лирическая тема, полная торжественного покоя, душевной просветленности. Изложенная протяженными аккордами, побочная партия противоположна остальным темам Presto, ярко выделяясь среди шквала неистовой, страстной музыки. Характерно, что такой переход из области действия, борьбы в глубины душевной сосредоточенности, раздумья не только не нарушает динамичности целого, но, наоборот, усиливает ее.

Новый героический образ - заключительная партия (кульминация экспозиции), тема которой, продолжая линию главной, вырастает из ее начальной интонации. По силе, насыщенности контрастами и вместе с тем, единству целого экспозицию "Крейцеровой" сонаты можно сравнить, пожалуй, только с экспозицией "Аппассионаты", являющейся высшим выражением симфонического метода Бетховена в камерной музыке. Общность драматургии этих произведений сказывается и в глубокой взаимосвязи эмоционально-стихийного и строго логического начал. Возбужденный тонус музыки прорывается сквозь строгий "каркас" главной партии и особенно в переходных и развивающих разделах формы (связующая партия, переход к заключительной партии, разработке). Виртуозная инструментальная техника служит здесь созданию бурных, стремительных образов.

В разработке основными действующими факторами являются тема заключительной партии, которая моментами сводится к начальной интонации, и бурное сопровождение, поддерживающее страстный тонус всей музыки. Импульс развития очень силен: ложная реприза (в d-moll) воспринимается как неудавшаяся сначала попытка ввести "пламенный поток" в устойчивое русло. Отсюда и более прерывистое по сравнению с экспозицией изложение главной партии. В итоге всего развития в коде концентрируются героические интонации, образуя новую тему с маршеобразной поступью, простой, четкой мелодией.

Лирической интермедией перед апофеозом-финалом звучит II часть сонаты - Andante F-dur, вариации. Здесь все изящно, улыбчиво. В теме - мягкие синкопы, подчеркивающие ее танцевальную грацию. Вариации расцвечены орнаментом; в их трелях - отзвуки природы. Это - светлая пасторальная идиллия в духе Руссо, оттененная мгновениями трогательной скорби (3-я вариация, f-moll); мир, противоположный неистовой мятежности первой части.

Очень важный аспект содержания "Крейцеровой" сонаты - ее финал. Сложные психологические конфликты первой части разрешаются утверждением идеи победоносной радости, образов героико-триумфального звучания. Основной образ финала воплощен в танцевальном ритме "Карманьолы". С особенной рельефностью он вырисовывается в первой теме побочной партии. Лирическая тема финала (вторая тема побочной партии) - тоже народного склада. Применив слова Вагнера о Седьмой симфонии, весь финал можно назвать "апофеозом танца". Масштабы, характер тематизма и напряженность развития позволяют сравнить его с финалами бетховенских симфоний. Так еще до завершения Героической симфонии Бетховен в скрипичной сонате воплотил основную идею своего симфонического творчества.

Если с-ьщддэная и "Крейцерова" сонаты явились инструментальными драмами, типичными для центрального периода творчества Бетховена, то последняя скрипичная соната G-dur ор. 96 (1812) посвящена интимно-лирическим образам. Она принадлежит к группе таких сочинений, как фортепианные сонаты ор. 78 и 81, квартет Es-dur, ор. 74, намечающих камерный стиль Бетховена последних лет.

Круг образов G-dur'ной сонаты - лирико-пасторальный. Хорошо чувствуется обаяние венской бытовой музыки, преподнесенной в поэтически задушевном, почти что Шубертовском плане. Облик первой части - светлого, простого и вместе с тем утонченного по языку сонатного allegro -определяется певучими интонациями главной партии (особенно характерна прилегающая к тоническому трезвучию секста) и танцевальным ритмом побочной темы (D-dur, такты 50 и дальше). Песенный характер тематизма особенно ярко проступает в Adagio, основная тема которого написана в духе колыбельной. Простота, четкая оформленность тематизма сочетаются с импровизационной свободой вариационного развития.

В композиции сонаты в целом намечаются тенденции, характерные для поздних бетховенских циклов: слияние частей (Adagio и скерцо идут без перерыва), внезапность контрастов, включение медленного импровизационного эпизода (Adagio espressivo) в финальное Allegretto.


  Соисполнители :

Соисполнители не найдены


№ п/п

Наименование трека

Текст

Длительность

Комментарий
   1 01 Allegro         0:07:49 Sonata For Piano And Violin In A Major, Op. 30 No. 1
   1 02 Adagio Molto Espressivo         0:08:54 -"-
   1 03 Allegretto Con Variazioni I-VI         0:09:04 -"-
   1 04 Allegro Con Brio         0:08:29 Sonata For Piano And Violin In C Minor, Op. 30 No. 2
   1 05 Adagio Cantabile         0:10:35 -"-
   1 06 Scherzo: Allegro         0:03:41 -"-
   1 07 Finale: Allegro - Presto         0:06:02 -"-
   1 08 Allegro Assai         0:06:44 Sonata For Piano And Violin In G Major, Op. 30 No. 3
   1 09 Tempo Di Minuetto, Ma Molto Moderato Egrazioso         0:08:04 -"-
   1 10 Allegro Vivace         0:03:58 -"-
   2 01 Adagio Sostenuto - Presto - Adagio - Tempo I         0:14:53 Sonata For Piano And Violin In A Major, Op, 47 'Kreutzer'
   2 02 Andante Con Variazioni I-IV         0:16:07 -"-
   2 03 Finale: Presto         0:09:57 -"-
   2 04 Allegretto Moderato         0:11:02 Sonata For Piano And Violin In G Major; Op. 96
   2 05 Adagio Espressivo         0:06:20 -"-
   2 06 Scherzo: Allegro         0:01:54 -"-
   2 07 Poco Allegretto-Adagio-Tempo I - Allegro - Poco Adagio - Presto         0:09:27 -"-

      Обозначения:

 T   'щелкнуть' - переход к тексту композиции.

вернуться        закрыть окно

Последние изменения в документе сделаны 19/10/2016 22:08:54

Главная страница коллекции

Collection main page