|
========= from the cover ========== СКРИПИЧНЫЕ СОНАТЫ, Орр. 12, 23 & 24 Расширение творческого диапазона Бетховена в ходе его художественной эволюции можно наблюдать не только в таких жанрах как струнный квартет, фортепианная соната или симфония, но и в ряде других циклов. Скрипичные сонаты, написанные между 1797 и 1812, - яркое свидетельство роста его творческой личности. Прослеживается ясная тенденция к росту влияния на традиционную сонатную схему индивидуальных приемов, выработанных самим Бетховеном, в сочетании с растущей независимостью двух инструментальных партий. В итоге во всех десяти сонатах каждая часть представляет собой завершенную в себе целостность, преподносит собственные сюрпризы. Первая соната, Ор. 12 по. 1, начинается с Allegro con brio, которое сразу же решительно порывает с традицией дивертисмента эпохи рококо; и далее медленная часть (Tema con Variazioni - Andante con moto) выдержана в типично Бетховенском стиле, изобилующем сфорцато и сменой акцентов. Другой характерный прием построения сонатной формы, развиваемый Бетховеном, - яркая ритмическая очерченность мелодии. Последняя часть производит впечатление безупречного владения крупным жестом, кажется, что музыканты, не теряя чувства ансамбля, в то же время импровизируют. Более того, финал является предвестником того, что позже отольется в форму типично Бетховенского концертного рондо, каким мы его знаем, например, по скрипичному концерту. Как и остальные сонаты Ор. 12, первая соната посвящена композитору и дирижеру Антонио Сальери, одному из учителей Бетховена (другими двумя были Иозеф Гайден и Иоганн Георг Альбрехтсбергер). Первая часть Ор. 12 по. 2 яркий образец экономного построения. Главная тема развивается из нисходящего, построенного на двух нотах мотива; в то же время контрапунктическая связка возникает на основе скромной заключительной группы нот, очень богатой по потенциалу, особенно в отношении гармонии. Другие две части, Andante pio tosto Allegretto и Allegro piacevole, показывают, что молодой Бетховен мастерски использовал приемы, обычно ассоциирующиеся с именем Франца Шуберта. Тематические элементы медленной части проникаются все более глубокой, почти вокальной экспрессивностью. Финал свободно построенный, раскованный круговой танец с элементами вариативности при обработке тематического материала. В третьей сонате Бетховен достигает богатства фактуры как в музыкальной ткани, так и в композиционной технике, сказывающегося в бурном и разнообразном характере произведения в целом. Постепенно фактура становится легче, тематические элементы связываются более свободно. Не допуская самой возможности раздельного звучания, фортепиано и скрипка создают вдохновенное и красочное целое. Каноническое проведение темы в последней части начинается в резком темпе, отягощенном сфорцато, переходя затем в заключительный раздел, где обретает форму волнообразного движения, хорошо знакомого нам из Бетховенских симфоний. Краеугольными камнями, на которых построена обширная и амбициозная первая часть Скрипичной сонаты No. 4 т A minor, Ор. 23, сочиненной в 1800, спустя два года после завершения Ор. 12, являются неистовая начальная тема и неожиданный переход к лирическому завершению в конце разработки. В следующем далее Andante scherzo, pio Allegretto преобладают перебивки ритма; фигуры, состоящие из двух нот, разрабатываются и обогащаются мотивными элементами фугато, создавая эффект небольшого драматического представления. Заключительное Allegro molto образец утонченного мастерства. На поток звуков в быстром ритме накладывается время от времени более медленный ритм. По ходу развития фактура становится все более и более разработанной и экспрессивной, пока эти два ритма не сливаются в единое целое. Пятая скрипичная соната Бетховена, так называемая "Весенняя", посвящена, как и Четвертая, Моритцу графу фон Фрису, совладельцу респектабельного венского банковского дома Fries & Co, известному коллекционеру, любителю музыки и покровителю искусств. Бетховен задумал обе сонаты одновременно, но Пятая была закончена лишь в 1801 году; четыре ее части более лиричны, чем у ее предшественницы. В первой части прослеживается несколько очагов тематического развития; вторая часть (Adagio molto espressivo) образец совершенного взаимодействия двух инструментов в ходе диалога двух равных партнеров. Живительный эпизод в конце части, когда два инструмента поочередно инициируют эмоциональную волну, передающегося от одного к другому. Скерцо исполнено бодрости и блеска, причем яркое трио придает еще больше живости. Главная тема финала при всем своем невинном виде добавляет толику соли в общую концепцию сонаты. Молодой Бетховен создал ряд одночастных произведений в форме рондо и вариаций, тем самым введя в употребление бытовавшую в итальянской народной музыке форму "ронделло", которая широко использовала элементы вариационного развития. Некоторые их образцы представлены в настоящей записи.
|