Описание CD

вернуться        закрыть окно  

 


  Исполнитель(и) :
◄◄◄        ►►►

  Наименование CD :
   Complete Violin Sonatas, Vol. 1



Год издания : 1970

Компания звукозаписи : Aquarius, (ru)

Время звучания : 2:10:07

К-во CD : 2

  Комментарий (рецензия) :

CD, стоящие на полке рядом : Classics (Symphony)      

========= from the cover ==========

СКРИПИЧНЫЕ СОНАТЫ, Орр. 12, 23 & 24

Расширение творческого диапазона Бетховена в ходе его художественной эволюции можно наблюдать не только в таких жанрах как струнный квартет, фортепианная соната или симфония, но и в ряде других циклов. Скрипичные сонаты, написанные между 1797 и 1812, - яркое свидетельство роста его творческой личности. Прослеживается ясная тенденция к росту влияния на традиционную сонатную схему индивидуальных приемов, выработанных самим Бетховеном, в сочетании с растущей независимостью двух инструментальных партий. В итоге во всех десяти сонатах каждая часть представляет собой завершенную в себе целостность, преподносит собственные сюрпризы.

Первая соната, Ор. 12 по. 1, начинается с Allegro con brio, которое сразу же решительно порывает с традицией дивертисмента эпохи рококо; и далее медленная часть (Tema con Variazioni - Andante con moto) выдержана в типично Бетховенском стиле, изобилующем сфорцато и сменой акцентов. Другой характерный прием построения сонатной формы, развиваемый Бетховеном, - яркая ритмическая очерченность мелодии. Последняя часть производит впечатление безупречного владения крупным жестом, кажется, что музыканты, не теряя чувства ансамбля, в то же время импровизируют. Более того, финал является предвестником того, что позже отольется в форму типично Бетховенского концертного рондо, каким мы его знаем, например, по скрипичному концерту. Как и остальные сонаты Ор. 12, первая соната посвящена композитору и дирижеру Антонио Сальери, одному из учителей Бетховена (другими двумя были Иозеф Гайден и Иоганн Георг Альбрехтсбергер).

Первая часть Ор. 12 по. 2 яркий образец экономного построения. Главная тема развивается из нисходящего, построенного на двух нотах мотива; в то же время контрапунктическая связка возникает на основе скромной заключительной группы нот, очень богатой по потенциалу, особенно в отношении гармонии. Другие две части, Andante pio tosto Allegretto и Allegro piacevole, показывают, что молодой Бетховен мастерски использовал приемы, обычно ассоциирующиеся с именем Франца Шуберта. Тематические элементы медленной части проникаются все более глубокой, почти вокальной экспрессивностью. Финал свободно построенный, раскованный круговой танец с элементами вариативности при обработке тематического материала.

В третьей сонате Бетховен достигает богатства фактуры как в музыкальной ткани, так и в композиционной технике, сказывающегося в бурном и разнообразном характере произведения в целом. Постепенно фактура становится легче, тематические элементы связываются более свободно. Не допуская самой возможности раздельного звучания, фортепиано и скрипка создают вдохновенное и красочное целое. Каноническое проведение темы в последней части начинается в резком темпе, отягощенном сфорцато, переходя затем в заключительный раздел, где обретает форму волнообразного движения, хорошо знакомого нам из Бетховенских симфоний.

Краеугольными камнями, на которых построена обширная и амбициозная первая часть Скрипичной сонаты No. 4 т A minor, Ор. 23, сочиненной в 1800, спустя два года после завершения Ор. 12, являются неистовая начальная тема и неожиданный переход к лирическому завершению в конце разработки. В следующем далее Andante scherzo, pio Allegretto преобладают перебивки ритма; фигуры, состоящие из двух нот, разрабатываются и обогащаются мотивными элементами фугато, создавая эффект небольшого драматического представления. Заключительное Allegro molto образец утонченного мастерства. На поток звуков в быстром ритме накладывается время от времени более медленный ритм. По ходу развития фактура становится все более и более разработанной и экспрессивной, пока эти два ритма не сливаются в единое целое.

Пятая скрипичная соната Бетховена, так называемая "Весенняя", посвящена, как и Четвертая, Моритцу графу фон Фрису, совладельцу респектабельного венского банковского дома Fries & Co, известному коллекционеру, любителю музыки и покровителю искусств. Бетховен задумал обе сонаты одновременно, но Пятая была закончена лишь в 1801 году; четыре ее части более лиричны, чем у ее предшественницы. В первой части прослеживается несколько очагов тематического развития; вторая часть (Adagio molto espressivo) образец совершенного взаимодействия двух инструментов в ходе диалога двух равных партнеров. Живительный эпизод в конце части, когда два инструмента поочередно инициируют эмоциональную волну, передающегося от одного к другому. Скерцо исполнено бодрости и блеска, причем яркое трио придает еще больше живости. Главная тема финала при всем своем невинном виде добавляет толику соли в общую концепцию сонаты.

Молодой Бетховен создал ряд одночастных произведений в форме рондо и вариаций, тем самым введя в употребление бытовавшую в итальянской народной музыке форму "ронделло", которая широко использовала элементы вариационного развития. Некоторые их образцы представлены в настоящей записи.


  Соисполнители :

Соисполнители не найдены


№ п/п

Наименование трека

Текст

Длительность

Комментарий
   1 01 Allegro Con Brio         0:09:26 Sonata For Piano And Violin In D Major, Op; 12 No. 1
   1 02 Tema Con Variazioni I-IV - Andante Con Moto         0:07:17 -"-
   1 03 Rondo: Allegro         0:05:05 -"-
   1 04 Allegro Vivace         0:07:05 Sonata For Piano And Violin In A Major, Op. 12 No. 2
   1 05 Andante Piu Tosto Allegretto         0:05:21 -"-
   1 06 Allegro Piacevole         0:05:27 -"-
   1 07 Allegro Con Spirito         0:09:20 Sonata For Piano And Violin In E Flat Major, Op. 12 No. 3
   1 08 Adagio Con Molt Espressione         0:07:50 -"-
   1 09 Rondo: Allegro Molto         0:04:42 -"-
   1 10 Allegro         0:06:30 Rondo For Piano And Violin In G Major, WoO 41
   2 01 Presto         0:08:41 Sonata For Piano And Violin In A Minoir, Op. 23
   2 02 Andante Scherzoso, Piu Allegretto         0:08:44 -"-
   2 03 Allegro Molto         0:06:07 -"-
   2 04 Allegro         0:10:31 Sonata For Piano And Violin In F Major, Op. 24 'Spring'
   2 05 Adagio Molto Espressivo         0:06:24 -"-
   2 06 Scherzo: Allegro Moito         0:01:31 -"-
   2 07 Rondo: Allegro Ma Non Troppo         0:07:27 -"-
   2 08 Coda         0:12:39 Twelve Variations On 'Se Vuoi Ballare' From Mozart's Opera 'Le Nozze Di Figaro' For Piano And Violin In F Major, WoO 40 Thema: Allegretto - Variazioni I-XII - 12.38

      Обозначения:

 T   'щелкнуть' - переход к тексту композиции.

вернуться        закрыть окно

Последние изменения в документе сделаны 19/10/2016 22:08:54

Главная страница коллекции

Collection main page