Описание CD

вернуться        закрыть окно  

 


  Исполнитель(и) :
   Phillips, Barre  (Bass)
◄◄◄        ►►►

  Наименование CD :
   Three Day Moon



Год издания : 1979

Компания звукозаписи : ECM, (ru)

Музыкальный стиль : Modern Creative

Время звучания : 42:11

  Комментарий (рецензия) :

CD, стоящие на полке рядом : New Age      

All compositions by Barre Phillips

Recorded March 1978 at Talent Studio, Oslo

All Music Guide

======

Чтобы записать Three Day Moon, Барре Филипс, Трилок Гурту и Дитер Файхтнер проехали тысячу миль от Зальцбурга до Осло … в фургоне от мороженого.

Музыканты ЕСМ редко прибывают на запись таким способом, но Мишель Порталь, который должен был в ней участвовать, не захотел лететь самолётом. Когда Барре Филипс пришёл к нему за месяц до записи, чтобы обсудить проект, он обнаружил, что вся комната духовика завалена книгами, открытыми на страницах с фотографиями авиакатастроф: тлеющие кучи разбитых механизмов и спутанного в клубки металла, огромные выжженные на поверхности земли кратеры. Если бы они взошли на борт самолёта, беда, без сомнения, была бы неминуема. Когда Мишель узнал протяжённость возможного альтернативного пути (железной дороги), у него начала развиваться фобия и к железным дорогам.

Первоначальная цель сессии (с точки зрения лидера) состояла в том, чтобы свести Порталя с Терье Рипдалом - Барре много играл с обоими. (Для примера послушайте альбом Рипдала What Comes After (ECM 1031) и альбом Порталя с трио Surman/Phillips/Martin - Alors!!!, на фирме Futura.) Поскольку теперь состав сократился до квартета, нужно было срочно что-то изменить.

"Я позвонил Терье и сказал: "Послушай, ты не мог бы сыграть на акустической гитаре?" Про себя я уже начал располагать материал по-новому и думать о чём-то более 'народном', чтобы хорошо использовать таблу Трилока. Терье говорит: "Без проблем". И вот мы влезаем в фургон из-под мороженого и направляемся в Норвегию…"

(Надо объяснить, что этот фургон был к тому же и гастрольным грузовиком Файхтнера, и на обеих задних дверях были установлены большие динамики. Вооружившись генератором и пятьюдесятью метрами кабеля, этот оператор синтезатора и композитор-электронщик часто уезжал на нём поиграть в австрийские леса.)

"… и вот - через несколько дней и ночей мы наконец прибываем в студию Talent; Рипдал уже там - он, ухмыляясь, держит в руках только что подаренный ему фирмой Roland гитарный синтезатор стоимостью в несколько тысяч долларов. Он сидит там, окружённый всеми своими педалями, и говорит: "Акустическая гитара? Не думаю, что в этой машине есть акустический режим." Вот! (смеётся) Забудем про акустическую гитару, забудем о Портале, забудем про всё, что я сочинил и заново переписал за последний месяц …"

"Что делать? Нельзя же сказать: "Прости, Манфред, я вернусь через два месяца." Ты уже в студии, в процессе, и нужно идти вперёд. Для меня это была очень трудная сессия - то, что я слышал, совсем не соответствовало музыке, которая была у меня в голове. И я ещё не дошёл до точки, когда можно пустить всё на самотёк и быть Здесь-и-Сейчас, понимаете?"

Однако Терье Рипдал и Дитер Файхтнер поняли друг друга мгновенно и вместе воспарили в научно-фантастические выси (в результате чего одна американская газета описала эту музыку как "дзен-джем - что-то вроде этого могли бы сделать Grateful Dead, если бы немного выросли со времён Dark Star."). Филипсу и Гурту было не вполне ясно, что и где играть - бурные синтезаторные волны грозили захлестнуть всё. Но неблагоприятная обстановка придала Барре сил. Three Day Moon стал первым ЕСМовским альбомом Барре, на котором присутствовал пятиструнный контрабас. Его настройка: ми, ля, ре, соль, до - при этом верхнее 'до' перекрывается с виолончельным диапазоном. Пятиструнный контрабас не широко использовался в джазе, хотя Эдди Сафрански и Чабби Джексон всё же применяли его в ансамблях Стэна Кентона и Вуди Хермана в 50-е годы. Филипс - один из немногих импровизаторов, упорно придерживающихся пяти струн.

Так или иначе, но Барре в условиях плотных вихревых спиралей звука, создаваемых Рипдалом и Файхтнером, обнаружил эффективный способ прорваться сквозь эту богатую текстуру - он начал играть смычком прямо у подставки и "петь что-то высокое" на пяти струнах, поверх прочего действия. Это, в свою очередь, подвело его к новым техническим приёмам, впоследствии использованным во многих других контекстах (подходящий пример - его всепроникающий звук на фоне массированных боевых порядков Лондонского оркестра джазовых композиторов).

Космическая музыка Three Day Moon не могла прибегнуть к стандартным джазовым названиям типа Blues For Joe, и, взяв пример со старого альбома фирмы Atlantic - Ornette! (помните W.R.U. и C And D?), Барре использовал для своих пьес фонетические заглавия, инициалы и коды - этого курса он придерживается и сегодня. Правда, некоторые названия не так уж загадочны. Например, S.C.&W. - это, конечно, Space Country & Western - прямое описание этого межгалактического хоудауна (hoedown - не только народный танец, но и название плясовой вечеринки. - ПК.). В остальном Барре не заботится о конкретике. "Они имеют отношение ко всякой всячине из моего детства, примерно так."

Three Day Moon вышел в свет и был очень хорошо принят. Почти все отклики в прессе были положительны - Ричард Вильямс написал в Melody Maker, что "Джо Завинул может только мечтать о таких звуковых пейзажах." Вызывающей заметкой отозвался лишь Cashbox - журнал о музыкальном бизнесе, не пользующийся авторитетом в вопросах импровизационной музыки. Оставшись равнодушным к теплоте чудесного соло Филипса в Ms.P., это, своё в звукозаписывающей индустрии, издание напечатало следующее: "Скучно и напыщенно … если это джаз, то он холоден и тёмен, как Осло в январе."

Пластинка продавалась лучше всех остальных альбомов Филипса (по крайней мере, до сих пор) и удивила её создателя тем, что возбудила интерес в далёком Голливуде. Режиссёру Вильяму Фридкину захотелось такой же таинственной музыки для своего (определённо) вызывающего спор фильма Cruising с Аль Пачино в главной роли. Действие фильма разворачивается в "голубых" барах. После длительных телефонных переговоров между Лос-Анджелесом и Мюнхеном из Калифорнии в Осло отправилась команда из 5-ти человек, возглавляемая бывшим сотрудником Фила Спектора Джеком Ницше - она должна была записать "подражание Three Day Moon" в исполнении Филипса, Рипдала и барабанщика Пьера Фавра. Требовалось что-нибудь "примерно такое же, но по-другому". Это была "экономия денег" по-голливудски - с целью обойти вопрос издательских гонораров. Барре, чьё участие в киномузыке проходило в сотрудничестве с режиссёрами-экспериментаторами (в частности, Робертом Крамером), пустился в это предприятие из чистого любопытства - посмотреть, как работают важные шишки. В конечном результате голливудский "кратчайший" бюджетный путь вылился в новые расходы: после того, как Фридкин услышал результаты "факсимильной" сессии, он решил, что оригинальная пластинка нравится ему гораздо больше - и в звуковую дорожку Cruising были включены фрагменты настоящего Three Day Moon.

Стив Лейк

Перевод: Павел Качанов (Калуга)

ecmclub.ru/albums/1123.shtml

Аннотация перепечатана с портала Ценителей ECM Records в Рунете - ecmclub.ru


  Соисполнители :

Dieter Feichtner (Synthesizer)
Terje Rypdal (Organ, Synthesizer, Guitar)
Trilok Gurtu (Percussion, Tabla)


№ п/п

Наименование трека

Текст

Длительность

Комментарий
   1 A-I-A         0:09:43 Phillips
   2 Ms. P.         0:05:02 -"-
   3 Lafolle         0:05:21 -"-
   4 BRD         0:08:41 -"-
   5 Ingul-Buz         0:03:57 -"-
   6 S.C. & W         0:09:25 -"-

      Обозначения:

 T   'щелкнуть' - переход к тексту композиции.

вернуться        закрыть окно

Последние изменения в документе сделаны 19/10/2016 22:08:22

Главная страница коллекции

Collection main page