Описание CD

вернуться        закрыть окно  

 


  Исполнитель(и) :
◄◄◄        ►►►

  Наименование CD :
   Johannes - Passion (Peter Schreier). Missa A-dur



Год издания : 

Компания звукозаписи : Aquarius, (ru)

Время звучания : 2:28:08

К-во CD : 2

Код CD : SI-1403 a,b

  Комментарий (рецензия) :

CD, стоящие на полке рядом : Sacred Music (Master Works)      

"Страсти по Иоанну" - Kammerorchester C.Ph.E.Bach / Staatskapelle Dresden

About BWV 245 on 'bach-cantatas.com'

см. исполнение

Johannes - Passion:

Peter Schreier, Tenor (Evangelist)

Robert Holl, Bass (Jesus)

Egbert Junghanns, Bariton (Petrus)

Andreas Scheibner, Bariton (Pilatus)

Ekkehard Wagner, Tenor (Servus)

Andrea Ihle, Soprano (Ancilla)

Arias:

Roderta Alexander, Soprano

Marjana Lipovsek, Alt

Peter Schreier, Tenor

Olaf Bar, Bariton

MISSA A-dur:

Barbara Bonney, Soprano

Birgit Remmert, Contralto

Rainer Trost, Tenor

Olaf Bar, Bariton

About BWV 234 on 'bach-cantatas.com'

========= from the cover ==========

В творчестве Баха пассионы, как и месса h-moll, занимают, вне сомнений, центральное место и представляют собой высокую кульминацию. Возможно, что сохранились не все партитуры написанных Бахом "страстей". Полностью дошла до нас музыка "Страстей по Иоанну" (1723) и "Страстей по Матфею" (1729). Текст "Страстей по Марку" (1731) и музыкальные номера, перешедшие оттуда в другие произведения, позволяют лишь частично восстановить произведение. Однако на примере двух сохранившихся партитур со всей убедительностью предстает перед нами величие баховских "страстей". Бах не только возвышается здесь над общим уровнем музыкального искусства в Европе, но поистине достигает новой вершины в истории художественного творчества вообще. Ничего равновеликого нельзя назвать ни в одной области искусства той эпохи!

В пассионах Бах прямо соприкасается с наиболее глубоким содержанием своих духовных кантат, с миром их образов. Но героем становится не просто подразумеваемый герой-человек, чьи чувства воплощены в кантатах, а Богочеловек, всем своим существом связанный с простой, земной человечностью, но идущий на подвиг самопожертвования - высший подвиг в глазах Баха, который отнюдь не стремился создать образ действенного, дерзновенного героя. На пути этой творческой концепции у Баха были сильные предшественники, и прежде всего X. Шютц в его "Страстях" (1664-1666). Да и в немецкой поэзии XVII века многое по существу вело к образности Баха. В то же время в немецком искусстве XVII века - в поэзии, театре, живописи стиля барокко - заметно нарастала экспрессивность, достигавшая подчас бурного, безудержного выражения. Бах наследовал и ей, но при этом поднялся до подлинного трагизма, ибо в его искусстве высокий накал чувств соединился с мудрым действием разума (принцип единовременного контраста).

"Страсти по Иоанну" и "Страсти по Матфею" - два разных произведения на одну тему, точнее - два разных этапа в овладении ею. Оба они представляют первостепенный интерес и основаны на общности композиционных приемов при неодинаковой в итоге композиции целого. Общим свойством для них является совмещение драматического, эпического и лирического планов изложения. "Страсти" в принципе сюжетны и наиболее драматичны среди других сочинений Баха. Повествование евангелиста несет в себе эпическое и отчасти драматическое начало, ибо не остается только рассказом, а в моменты кульминаций становится и переживанием происходящего. Как в драме, раздаются реплики Иисуса, апостола Петра, Иуды, Пилата, первосвященников, толпы (хор). Кроме того, пассионы у Баха заключены в величественные хоровые рамки: вступительный хор становится как бы увертюрой, заключительный дает умиротворенное завершение композиции. Сверх евангельского текста в пассионы введены поэтические вставки к нему - взволнованные лирические отклики на события (обычно в ариях и ариозо). Важна роль хоралов, изложенных по преимуществу в строгом четырехголосии (инструменты в унисон с голосами). Они несут в себе некое объективное, эпическое начало и выражают в этой традиционной форме глубокое, истовое чувство, общую реакцию на происходящее.

В "Страстях по Матфею" шире представлено лирическое начало. "Страсти по Иоанну" несколько более лаконичны, более сосредоточены на повествовании и действии, развертывающемся непосредственно по евангелию. Основу композиции "Страстей по Иоанну" составляют речитативы и короткие драматизированные хоры (толпа). В отличие от общегоэмоционального тона в речитативах с их отдельными "пиками напряжения" (партия Иисуса вообще строга и спокойна}, вся линия кратких хоровых выступлений толпы исполнена редкого у Баха действенного драматизма - более острого, чем в опере того времени. Таковы злобные возгласы: "Не этого, не этого [отпусти], но Варраву!", "Радуйся, царь иудейский!" (поношение Иисуса), "Распни его". Слово "Распни!", повторяясь много раз, звучит в двадцати четырех тактах полифонического хора, напряженного и страшного в своей жестокой экспрессии. Каждый важный поворот в развитии драмы вызывает проникновенно-лирический отклик в более широкой музыкальной форме. Рассмотрим вкратце, как выстроил Бах музыкальные номера в зоне кульминации "Страстей по Иоанну". Она наступает со словами Иисуса на кресте "Свершилось!". Этот простой возглас, словно предсмертный вздох, становится тематической основой следующей тут же арии альта "Es ist vollbracht (Molto adagio, с виолой da gamba и органом). Глубокая печаль ее величава, в темном колорите. Траурные звучания сменяются в средней части арии победным Vivace, знаменующим конечное торжество героя, после чего снова возвращаются похоронные возгласы "Свершилось!". "И, склонив голову, скончался", - возвещает евангелист. Здесь еще не место рыданиям и лирике отчаяния. Чувства словно умеряются в торжественном размышлении: следует ария баса с хором "Mein teurer Heiland ("Мой дорогой спаситель", Adagio, с органом). По существу это оригинальная обработка хорала, в которой солист и орган плетут свою прелюд и и но-пол и фоническую ткань, а хор ведет хорал в строгом четырехголосии. Именно звучание хорала придает целому относительную объективность выражения. Дальше уже разражается буря. Евангелист бросает быстрые, отрывистые фразы. Сопровождая его слова, после шумного пассажа-низвержения глухо рокочет орган в низком регистре, расширяя тревожную звучность: это картина видимого потрясения, когда завеса в храме разошлась надвое и мертвые восстали из гробов. Только теперь сострадающее чувство бурно вырывается на волю: полно пламенного соучастия, страстного напряжения ариозо тенора "Mein Herz!" (с флейтами, гобоями и струнными). Здесь применены экстраординарные средства в интонационном строе и разомкнутой форме целого, в ладогармоническом складе и тембро-фактурных приемах, создающих эффект нарастающей тревоги. Принцип единовременного контраста здесь не действует: драматизм выражается открыто. Но Бах не ограничивает этим зону кульминации. Ее завершает большая ария сопрано "Zerfliesse, mein Herze, in Fluten der Zaehren" ("Изойди, мое сердце, потоками слез", с флейтами, гобоями и органом), исполненная трагического чувства. Слезная экспрессия выражена с необычайной силой в широкой и интонационно острой мелодии голоса, в страстных возгласах флейт и гобоев, в импровизационно-патетическом складе всей музыки с ее синкопическими ритмами. И тут же в неуклонно медленном движении целого, в удивительной цельности материала и всей композиции (развитие выведено от изначального тематизма), в постоянной пульсации басов, в исходных ритмах колыбельной заложено властное сдерживающее начало. Торжествует принцип единовременного контраста. Достигнута трагическая вершина.

Своего рода увертюрой, к "Страстям по Иоанну" служит большой вступительный хор "Herr, unser Herrscher" ("Бог, наш господь", g-moll, со всем оркестром). Одновременно очень цельная и очень гибкая по сложному сочетанию различных композиционных приемов и признаков (близость к изложению concerto grosso, черты рондообразности, схема da capo), эта хоровая увертюра раскрывает две стороны одного образа - величие и трагедию темы "страстей". Единство целого достигается выдержанным движением средних голосов (параллелизмы шестнадцатыми), нестрогой остинатностью баса. Этот гулкий и торжественный рокот, почти не умолкающий в оркестре, сообщает всему звучанию одновременно и трепетность и силу, как того требует общий замысел произведения.

=====

St. John Passion (Johannespassion), BWV 245 (BC D2)

J.S. Bach's Johannes-Passion, or St. John Passion, BWV 245 - one of just two surviving Bach Passion works out of an original four or five - is, simply put, a headache for editors and performers wishing to recreate the authentic, stamped-and-approved original work. There is no such beast: the work was performed at least four times during Bach's lifetime, and for each new presentation he overhauled the music, adding numbers, deleting numbers, changing numbers, so that today we really have four different St. John Passions through which to pick and choose our way. Happily enough, however, Bach misses the mark in not a single one of those numbers, and the director can hardly go wrong selecting from such a wealth of fine material. The St. John Passion was first heard on April 7, 1724 (Good Friday), and then reproduced for Leipzig churchgoers in 1725, sometime in the early 1730s (perhaps 1732), and then again in 1749. Perhaps in part because of its sometimes bewildering compositional history and the fact that its texts were not really conceived as a single entity (Bach seems to have arranged the texts himself from a number of disparate sources, and sometimes his efforts - which seem to have been hasty ones - are not altogether graceful), the St. John Passion has never been a sweepingly popular work like the St. Matthew Passion, BWV 244. But it is a monumental work that must have made quite an impression indeed at its first performance, early on in Bach's tenure as Cantor of Leipzig.

The St. John Passion calls for four vocal soloists, four-part chorus, and a large orchestra including not only the now-usual string instruments, flutes, oboes, and basso continuo, but also oboes d'amore, oboes da caccia, and violas d'amore; and there is even the possibility of letting a lutenist into the ensemble! Although the work perhaps lacks the scope of its cousin the St. Matthew Passion, it has an immediate, dramatic quality. Bach enacts, as a kind of musical equivalent of the Passion Play, an episode from the story detailing the arrest, trial, and crucifixion, with the words of the historical persons - Christ, Pilate, Peter, and John as Evangelist - set in recitatives, followed by a solo commenting on the emotional and spiritual meaning of the event described. The chorus portrays the crowd - soldiers, priests, and populace - in addition to singing chorales, based on familiar themes. By contrast, the arias are special events (there are just three in the whole of the first part) during which the course of the Passion drama is paused and room is made for profound reflection

- Blair Johnston (allmusic.com)


  Соисполнители :

Соисполнители не найдены


№ п/п

Наименование трека

Текст

Длительность

Комментарий
   1 01 Herr, Unser Herrscher         0:09:50 Part One - Chorus
   1 02 Jesus Ging Mit Seinen Jungern         0:02:33 Evangelista, Jesus
   1 03 O Grose Lieb, o Lieb Ohn' Alle Mase         0:00:48 Choral
   1 04 Auf Das Das Wort Erfullet Wurde         0:01:20 Evangelista, Jesus
   1 05 Dein Will Gescheh, Herr Gott, Zugleich         0:00:51 Choral
   1 06 Die Schar Aber Und Der Oberhauptmann         0:00:44 Evangelista
   1 07 Von Den Stricken Meiner Sunden         0:04:46 Aria / Alto
   1 08 Simon Petrus Aberfolgete Jesu Nach         0:00:14 Evangelista
   1 09 Ich Folge Dir Gleichfalls Mit Freudigen Schritten         0:03:45 Aria / Soprano
   1 10 Derselbige Junger War Dem Hohenpriester Bekannt         0:03:22 Evangelista, Ancilla, Petrus, Jesus, Servus
   1 11 Wer Hat Dich So Geschlagen         0:01:38 Choral
   1 12 Und Hannas Sandte Ihn Gebunden Zu Dem Hohenpriester Kaiphas         0:02:08 Evangelista
   1 13 Ach, Mein Sinn         0:02:21 Aria / Tenore
   1 14 Petrus, Der Nicht Denkt Zuruck         0:01:09 Part Two - Choral
   1 15 Christus, Der Uns Selig Macht         0:01:02 Part Two - Choral
   1 16 Da Fuhreten Sie Jesum         0:04:07 Evangelista, Pilatus
   1 17 Ach, Groser Konig, Gros Zu Allen Zeiten         0:01:31 Choral
   1 18 Da Sprach Pilatus Zu Ihm Evangelista, Puatus, Jesus         0:02:10 Evangelista, Pьatus
   1 19 Betrachte, Meine Seel         0:02:20 Arioso / Basso
   1 20 Erwage, Wie Sein Blutgefarbter Rucken         0:07:49 Aria / Tenore
   1 21 Und Die Kriegsknechte...         0:05:40 Evangelista
   1 22 Durch Dein Gefangnis, Gottes Sohn         0:00:51 Choral
   1 23 Die Juden Aber Schrieen Und Sprachen         0:03:59 Evangelista
   1 24 Eilt Ihr Angefochtnen Seelen         0:04:11 Aria / Basso - Coro
   1 25 Evangelista: 'Allda Kreuzigten Sie Ihn' 25b. Chorus: 'Schreibe Nicht: Der Juden Konig' 25c. Evangelista, Pilatus: 'Pilatus Antwortete'         0:01:56  
   1 26 Choral: 'In Meines Herzens Grunde'         0:00:56  
   1 27 Evangelista: 'Die Kriegsknechte Aber' 27b. Chorus: 'Lasset Uns Den Nicht Zerteilen' 27c. Evangelista, Jesus: 'Aufdab Erfullet Wurde Die Schrift'         0:03:38  
   1 28 Choral: 'Er Nahm Alles Wohl In Acht'         0:01:08  
   2 01 Allda Kreuzigten Sie Ihn         0:01:56 Evangelista -
   2 02 In Meines Herzens Grunde         0:00:56 Choral
   2 03 Die Kriegsknechte Aber         0:03:38 Evangelista
   2 04 Er Nahm Alles Wohl In Acht         0:01:08 Choral
   2 05 Und Von Stund An         0:01:22 Evangelista, Jesus
   2 06 Es Ist Vollbracht         0:05:00 Aria / Alto
   2 07 Und Neiget Das Haupt Und Verschied         0:00:24 Evangelista
   2 08 Mein Teurer Heiland         0:04:37 Aria / Basso - Choral
   2 09 Und Siehe Da         0:00:29 Evangelista
   2 10 Mein Herz, Indem Die Ganze Welt         0:00:47 Arioso / Tenore
   2 11 Zerfliese, Mein Herze         0:06:44 Aria / Soprano
   2 12 Die Juden Aber         0:02:12 Evangelista
   2 13 O Hilf, Christe, Gottes Sohn         0:01:02 Choral
   2 14 Darnach Bat Pilatum         0:01:56 Evangelista
   2 15 Ruht Wohl, Ihr Heiligen Gebeine         0:07:07 Chorus
   2 16 Ach Herr, Las Dein Ueb Engelein         0:02:01 Choral
   2 17 Kyrie         0:05:39 Missa A-dur BWV 234
   2 18 Gloria         0:05:30 -"-
   2 19 Domine Deus         0:05:43 -"-
   2 20 Qui Tollis Peccata Mundi         0:06:38 -"-
   2 21 Quoniam Tu Solus         0:03:27 -"-
   2 22 Cum Sancto Spiritu         0:03:05 -"-

      Обозначения:

 T   'щелкнуть' - переход к тексту композиции.

вернуться        закрыть окно

Последние изменения в документе сделаны 19/10/2016 22:08:07

Главная страница коллекции

Collection main page