## 1-3 - Johann Nepomuk Hummel (1778-1837). "Grand Sonata for Piano 4 hamds in A flat major, op. 92" ## 4-9 - Robert Schumann (1810-1856). "Pictures of the East". Six Impromptus for piano 4 Hands, op. 66" ## 10-11 - Anton Rubinstein (1828-1894). "Grand Sonata for Piano 4 hands in D major, op. 89" Записи: Гуммель - 1985, Шуман - 1982, Рубинштейн - 1986. Более тридцати лет продолжается активная деятельность фортепианного дуэта Александр Бахчиев - Елена Сорокина. Им принадлежит первенство в возрождении интереса российских любителей, исполнителей и композиторов к игре в четыре руки. Их огромный репертуар включает большинство произведений, когда-либо написанных для одного фортепиано в четыре руки и для двух фортепиано. Елена Сорокина - музыковед, доктор искусствоведения. Она - автор монографии "Фортепианный дуэт. История жанра". В настоящее время - проректор и заведующая кафедрой Истории русской музыки в Московской консерватории. Александр Бахчиев, как и Сорокина, - воспитанник Московской консерватории. Он - лауреат Третьего Международного Фестиваля молодежи и студентов в Берлине, концертирует более сорока лет как солист и ансамблист. Он записал более 60 пластинок и компакт-дисков, представляющих широчайший репертуар - от музыки барокко до современных сочинений. Ему посвящены многие современные произведения, включая Концерт Introitus Софьи Губайдулиной. С 1990 года он преподает в Московской консерватории. Сорокина и Бахчиев - прославленный дуэт, концертирующий во многих городах России, Западной Европы, США, Канады, Израиля и Японии. Им посвящены многочисленные произведения, написанные российскими композиторами Г.Фридом, И.Манукян, Е.Подгайцем, английским композитором Т.Муром и многими другими. В 1990 году Александр Бахчиев и Елена Сорокина были избраны Президентами Общенациональной ассоциации фортепианных дуэтов. Произведения, записанные на этом диске, относятся к самым прекрасным творениям их создателей - И.Н.Гуммеля, Р.Шумана и А.Г.Рубинштейна. Лишь малым интересом к жанру четырехручного ансамбля в XX веке можно объяснить невнимание к ним исполнителей и музыковедов. Иоганн Непомук Гуммель (1778-1837) - один из выдающихся композиторов и пианистов начала XIX столетия. Современники ставили его - любимого ученика Моцарта и Клементи - даже в один ряд с Бетховеном. К числу выдающихся сочинений этого мастера принадлежит четырехручная Большая Соната As-dur, op.92 (1821). Тематический материал Сонаты необычайно богат и разнообразен. Величественное вступление, возможно, вдохновлено Фантазиями Моцарта; светлые темы сродни шубертовским; основная тема медленной части близка к бетховенским Largo и рыцарственным темам "Лоэнгрина" и "Татейзера" Вагнера. В области формы Гуммель следует закономерностям классического трехчастного цикла, но многое в музыке Сонаты предвещает "божественные длинноты" романтиков. Фортепианное письмо соединяет в себе весь арсенал сверкающей техники, унаследованной Гуммелем от Клементи, с красивыми мелодизированными пассажами, которые вплотную подводят к пианизму Шопена и Фильда. Тематизм, форма и фактура Большой Сонаты Гуммеля дают почувствовать процесс эволюции музыкального искусства в период завершения классицизма и наступления романтической эпохи. Картины Востока. Шесть экспромтов, op.66 (1848) создавались Робертом Шуманом (1810 - 1856) почти одновременно со "Сценами из Фауста" и музыкой к "Манфреду" в годы, когда его влекло к музыкальному воплощению литературных произведений философского содержания. В предисловии к изданию "Картин Востока" композитор написал, что они были сочинены под впечатлением чтения "макамов" Ф.Рюкерта - вольных переводов арабских новелл XI - XII веков из сборника "Превращения Абу-Саида" (1844). Новеллы, вдохновившие Шумана, перекликаются с вечной притчей о блудном сыне. Шесть контрастных экспромтов, словно цепь новелл, образуют законченную драматическую поэму. Финальный экспромт (VI) с ремаркой 'renig, andachtig' (покорно, покаянно), по словам Шумана, "можно воспринять как воплощение последнего макама, в котором рассказывается, как герой, в раскаянии и покаянии, завершает свою веселую жизнь". Замечательный композитор, основатель первой в России консерватории Антон Григорьевич Рубинштейн (1829 - 1894) был одним из великих пианистов своей эпохи. Соната O-dur, op.89 (1879) для фортепианного дуэта, сочинение высоких художественных достоинств, по существу неизвестна сегодня, а жаль! Сонату отличает богатство прекрасных тем - например, главная партия первой части - дифирамбическая, гордая, величавая... Основная черта стиля фортепианного изложения - певучесть. Это касается не только тем, но аккордовых последований и виртуозных пассажей. Фактура сонаты лишена звуковых "перегрузок" - фортепианное великолепие достигается здесь разнообразным использованием технических приемов. В целом для этого сочинения характерны обширные "кульминационные зоны", своей восторженностью предвосхищающие кульминации фортепианных концертов Чайковского и Рахманинова, таких произведений, как Концерт b-moll и Соната G-dur Чайковского. Впечатляют звуковые нарастания, грандиозные подъемы. Как бы хотелось вообразить живое звучание музыки Сонаты, каким оно было 28 февраля 1871 года в Петербурге, где А.Г.Рубинштейн играл ее с братом, или в Вене в начале января 1872 года, когда ее играли А.Рубинштейн и Ф.Лист! "Это было непостижимо прекрасно!" - вспоминает Ганс фон Бюлов... -Александр Бахчиев и Елена Сорокина
|