Описание CD

вернуться        закрыть окно  

 


  Исполнитель(и) :
◄◄◄        ►►►

  Наименование CD :
   Masonic Music



Год издания : 1981

Компания звукозаписи : Артель 'Восточный ветер', (ru)

Время звучания : 1:01:33

Код CD : AS-364-A

  Комментарий (рецензия) :

CD, стоящие на полке рядом : Classics (Symphony)      

Staatskapelle Dresden

Maurerische Trauermusik for orchestra in C minor (Masonic Funeral Music), K. 477 (K. 479a)

Wolfgang Mozart joined the order of the freemasons at the lodge "Zur Wohltдtigkeit" (Benefaction) in Vienna on December 14, 1784. Mozart and freemasonry seemed an ideal match, and in a little over a year he would achieve the status of "master mason." A small number of works among Mozart's late output was intended directly for use in Masonic lodges, and two major non-Masonic works, the opera Die Zauberflцte (The Magic Flute, K. 620) and the Requiem K. 626, share strong Masonic connections. The best known of Mozart's Masonic compositions is the Maurerische Trauermusik, K. 477 (479a) scored originally for two violins, two violas, clarinet, basset horn, two oboes, two horns, and bass. Mozart later added parts for two additional basset horns and bassoon, resulting in an instrumentation absolutely unique in Mozart's vast output.

According to Mozart's handwritten inventory of his music, the Masonic Funeral Music was written "on the death of brothers Mecklenburg and Esterhбzy" in November 1785. Duke Georg August of Mecklenburg-Strelitz and Count Franz Esterhбzy von Galбntha were both members of the Viennese aristocracy, the former a major-general in the Army and the latter Hungarian Court Chancellor. Their combined memorial service was given at the Lodge of Sorrows on November 17, 1785. Research undertaken in the 1980s suggests that an early version of the Maurerische Trauermusik was played at the induction of a new Mason at the lodge "Zur wahren Eintracht" on August 12, 1785. Also, the instrumental incarnation that we now know did not make its bow until the occasion of a concert performance given December 9, 1785.

The music, marked Adagio, is dark and serious in the manner of Mozart's Requiem, K. 626. He makes use of the plainchant Tonus peregrinus, which appears at first in the clarinet part. This tone is used in connection with the Lamentation chants sung on Good Friday and the "miserere" section of the Requiem Mass. In the Maurerische Trauermusik, the tone is used to hold together what is for Mozart an unusually thin texture. The strings and winds alternate in antiphonal groups, finally settling on a C major chord, which suggests a transcendent spirituality rather than a pleasing conclusion to a musical piece cast in a predominantly minor mood. This may well reflect sentiments expressed by Mozart in his letters of the time, such as "Death, if we think about it soberly, is the true and ultimate purpose of our life. (The) image (of Death) holds nothing terrifying for me anymore; instead it holds much that is soothing and consoling!"

- David Lewis

All Music Guide

========= from the cover ==========

Не представляется возможным точно установить, когда Моцарт вступил в орден. Это должно было произойти до марта 1785 года; к тому времени, когда в орден был принят его отец Леопольд, Вольфганг уже был членом ордена Согласно новейшему предположению, его вступление было инспирировано бароном Отто фон Геммингеном старым знакомым Моцарта по Мангейму, который летом 1782 года переселился в Вену и вскоре стал гроссмейстером ложи "Zur Wohltatigkeit" ("К благотворительности"). Моцарт вступил в ложу "Zur gekronten Hoffnung im Orient von Wien" ("К коронованной надежде на Востоке Вены"); в нее входили многие дворяне и богатые люди; и на этом основании членов ложи упрекали в склонности к блистательным праздничным пирам. 11 декабря 1785 года ложа, членом которой был Моцарт, слилась с ложами "Zur Wohltatigkeit" и "Zu den drei Feuern" ("К трем огням") образовав новую - "Zur neugekronten Hoffnung" ("К вновь коронованной надежде"), гроссмейстером здесь был граф Франц Эстергази.

Причины, которые побудили Моцарта вступить в масонский орден, были обусловлены его характером и всем предшествующим развитием. Тот, кто видит в этом проявления карьеризма, обнаруживает полное непонимание Моцарта. Мы уже познакомились с тем, что потребность в дружбе и гуманистический идеал составляли все более отчетливо проступающую основу его нравственности. После тишины мелкобуржуазной жизни в Зальцбурге путешествия, как по мановению волшебной палочки, ознакомили его почти со всем образованным миром, и он лишь с трудом мог переработать все время меняющиеся впечатления. Теперь он жил оседлой жизнью и вместе с тем осознал все заключенное в самом себе богатство. Поэтому было только естественно, что в нем, как и в каждом великом человеке, заговорило инстинктивное стремление осмыслить свое место в мире, тем более что мир, в котором он жил, был особенно богат резкими противоречиями. Церковь более не удовлетворяла его, хотя он по прежнему оставался ее верным сыном. Нам уже известно, что он, как и его отец, был иногда весьма критичен в отношении ее слуг, "попов" и естественно, что после вступления обоих в орден эта критика стала еще более резкой.

Однако одно это наверняка не побудило бы его ко вступлению в масонский орден, скорее он был захвачен всеобщим стремлением того времени освободить веру от поверхностных, внешних атрибутов церковного богослужения и способствовать укреплению личной связи с Богом при помощи религиозного переживания. Но за отношением к Богу непосредственно следовало отношение к ближнему, человеку, брату. Оно также освобождалось от оков традиций и полностью основывалось на личном чувстве. Все эти цели в тогдашней Вене защищались в первую очередь масонами. В их рядах Моцарт встретил большинство тех образованных людей, которые попадались ему на каждом шагу в обществе; объединиться с ними для того, чтобы ответить на самые высокие вопросы, подкрепить действиями свою готовность оказать помощь и удовлетворить свою потребность в дружбе вот что казалось ему желанным. Поэтому он до самой своей смерти относился к масонству со священной серьезностью. Насколько при этом привлекали его творческую фантазию таинственные церемонии ордена, сейчас уже невозможно установить; важным, однако, представляется его план создания самостоятельного (eigene) тайного общества под названием "Die .Grotte" ("Грот"), устав которого он хотел составить; следовательно, нельзя исключить мысль о том, что в ложе, к которой он принадлежал, ему нравилось не все и поэтому он носился с планами реформ.

Красноречивым свидетельством того, каким авторитетом Моцарт пользовался в ложе, является траурная речь произнесенная по случаю его кончины:

Вечный зодчий мира нашел необходимым вырвать из нашей братской цепи одного из наших любимейших наших достойнейших членов. Кто не знал его? кто не ценил его? кто не любил его, нашего почтенного брата Моцарта? Минуло всего лишь несколько недель с тех пор, как он стоял здесь среди нас, прославляя волшебными звуками освящение нашего масонского храма.

- Кто из нас, мои братья, мог бы тогда отмерить ему столь короткую нить жизни? Кто из нас подумал бы что спустя три недели мы будем носить траур по нему? - Сие есть правда, сие - печальная судьба человечества, часто вынуждающая прерывать незавершенный жизненный путь, сложившийся столь превосходным; короли умирают, передавая потомкам невыполненные планы; артисты умирают после того, как используют отпущенный им жизненный срок, дабы довести до высшей степени совершенство своего искусства. Всеобщее восхищение следует за ними в их могилу, целые государства скорбят о них, а общий удел сих великих людей - стать забытыми своими почитателями. Мы не таковы, мои братья! Ранняя смерть Моцарта останется невозместимой потерей для искусства. Таланты, кои он проявил в самом раннем детском возрасте, уже тогда сделали его редчайшим феноменом эпохи: половина Европы ценила его, великие называли его своим любимцем, а мы называем его братом. Но сколь сильно требует справедливость, чтобы мы воскресили в нашей памяти его способность к искусству, столь же мало можем мы забыть принести заслуженную жертву его прекрасному сердцу.

Он был ревностным приверженцем нашего ордена; любовь к своим братьям, терпимость, готовность к хорошим делам, благотворительность, истинное сердечное чувство удовольствия, ежели он мог своими талантами принести пользу своим братьям, - таковы главные черты его характера. Он был супругом, отцом, другом своих друзей, братом своих братьев - лишь сокровищ не хватало ему, чтобы соответственно желанию своего сердца осчастливить сотни.

А в стихотворении, добавленном к речи, говорилось: Он был в жизни добр, и мягок, и прямодушен, масон по разумению и чувству; Музыки любимец! - ибо он снова пробуждал нас к возвышенным чувствам. Разорван теперь сей союз! его должно сопровождать масонское благословение, радостно и смело, - ибо наша братская любовь должна ввести его и в страну гармонии; Мы, кто в тиши пытался следовать за его шагами, кои судьба проложила, когда он столь часто в бедные вдовьи хижины нес неисчислимые дары; Когда он строил свое счастье на благословении сирот, давал одежду неприкрытой нищете и тем заслужил себе Божию награду, каковая сопровождает его до могилы; Убаюканный ласковыми песнями сирен, он умел радоваться веселым взглядам своих бедных братьев и не забывал быть человеком.

В собраниях масонов музыка издавна играла большую роль, и это также увлекало Моцарта. Действительно, сохранился целый ряд его сочинений, которые были написаны для тех или иных масонских мероприятий. Естественно, что они предназначены только для мужских голосов и за немногими исключениями не ставят сколько-нибудь сложных технических задач.

Одними из первых были созданы две песни, имевшие назначение открывать и закрывать собрания ложи; текст уточняет, что дело идет об открытии ложи "К вновь коронованной надежде", возникшей после повеления Йозефа II о слиянии масонских лож (KV 483, KV 484). В обеих песнях к соло присоединяется трехголосный хор; аккомпанирующим инструментом служит орган.

Помимо этих песен сохранилось несколько кантат. Такова, например, оставшаяся незаконченной кантата "Тебе, душа мироздания" ("Dir, Seele des Welltalls"; KV 429), возникшая, быть может, еще в 1783 году. Она дошла до нас в двух редакциях: для двух теноров и баса с клавирным сопровождением и для четырехголосного хора с сопровождением струнного квартета, двух гобоев, двух валторн и двух фаготов. Вторая редакция наверняка является сделанной позднее переработкой. Художественная трактовка теноровой партии в этой и последующих кантатах указывает на обладающего хорошей школой певца - Адамбергера.

24 апреля 1785 года была исполнена еще одна масонская кантата Моцарта "Die Maurerfreude" ("Радость масона", KV 471), которую слышал его отец во время своего пребывания в Вене. Ложа собралась в честь Борна, заслужившего блистательную похвалу императора за изобретение нового метода амальгамирования. Автором текста был масон - брат Петран, партитура была позднее опубликована в пользу бедных с титульным листом, награвированным Мансфельдом. Сопровождение состоит из струнного квартета, двух гобоев, двух валторн и кларнета, что указывает на участие в исполнении Штадлера.

Вторая "Небольшая масонская кантата" (KV 623) на слова Шиканедера была закончена 15 ноября 1791 года и спустя несколько дней исполнена на освящении нового масонского храма; это последняя работа, которую завершил Моцарт.

Не связана непосредственно, но идейно близка масонству кантата "Вы, чествующие создателя беспредельного мироздания" ("Die ihr des unermesslichen Weltalls Schopfer ehrt', KV 619), сочиненная в июле 1791 года.

Наиболее значительна среди масонских композиций Моцарта, однако, "Масонская траурная музыка" ("Maurerische Trauermusik"; KV 477), возникшая в июле 1785 года по случаю смерти членов масонского ордена, Мекленбурга и Эстергази.

Сочинение написано для струнного квартета, двух гобоев, кларнета, двух валторн, трех бассетгорнов и контрфагота. От этой весьма значительной композиции тянутся нити к "Волшебной флейте", произведению, в котором масонству, еще обремененному всяческими земными пороками, суждено было получить созданный руками Моцарта высочайший просветленный художественный образ.


  Соисполнители :

Andreas Schmidt (Bass)
Hans Peter Blochwitz (Tenor Voice)
Raphael Alpermann (Organ)
Rudolf Jansen (Piano)


№ п/п

Наименование трека

Текст

Длительность

Комментарий
   1 Laut Verkunde Unsre Freude         0:03:16 Laut Verkunde Unsre Freude K 623
   2 Dieser Gottheit Allmacht         0:03:11  
   3 Wohland,ihr Bruder         0:01:00  
   4 Lange Sollen Diese Mauern         0:02:57  
   5 Laut Verkunde Unsre Freude         0:01:32  
   6 Adagio         0:02:17 Adagio & Fugue In C Minor, K546
   7 Fuge         0:04:04  
   8 Die Ihr Einem Neuen Grade         0:03:00  
   9 O Heiliges Band Der Freundschaft Treuer Bruder         0:03:42  
   10 Dir, Seele Des Weltalls         0:03:29 Massonic Cantata
   11 Dir Danken Wir Die Freude         0:04:04  
   12 Maurerische Trauermusik         0:04:46  
   13 Zerfliesert Heut...         0:02:09  
   14 Ihr Unsre Neun Leiter         0:03:21  
   15 Sehen, Wie Dem Starren Forscherauge         0:05:11 Die Maurertreude
   16 Drum Singet Und Jauchzet, Ihr Bruder         0:01:44  
   17 Die Ihr Des Unermeslichen Weltalis Schopfer Ehrt         0:07:02  
   18 Last Uns Mit Geschlung'nen Handen         0:04:48  

      Обозначения:

 T   'щелкнуть' - переход к тексту композиции.

вернуться        закрыть окно

Последние изменения в документе сделаны 19/10/2016 22:06:40

Главная страница коллекции

Collection main page