Описание CD

вернуться        закрыть окно  

 


  Исполнитель(и) :
◄◄◄        ►►►

  Наименование CD :
   Symphony No. 1 In D Minor. The Isle Of Dead



Год издания : 1975

Компания звукозаписи : Elite Classic, (ru)

Время звучания : 1:06:25

  Комментарий (рецензия) :

CD, стоящие на полке рядом : Classics (Symphony)      

London Symphony Orchestra conducted by Andre Previn

## 1 - 4 - Symphony No 1 In D Minor, Op.13, recorded 11.1975, Abbey Road, London

другое исполнение

# 5 - The Isle Of The Dead Op. 29, recorded 10.1975, Kingsway Hall, London

========= from the cover ==========

В Первой симфонии ярко проявляется эпическое начало, идущее от древнерусского искусства, и его преломления в творчестве петербургских композиторов. Своеобразная, во многом новаторская по стилю и содержанию симфония воскрешает стихию знаменного распева с его плавными, поступенными ходами, с оригинальными приемами вариантного развития гласовых попевок. Музыка эта как бы "овеяна чарами дремучих новогородских лесов" и заставляет вспомнить произведения П. И. Мельникова-Печерского, М. П. Мусоргского. Эпиграфом к симфонии взяты те же слова, что стоят в романе Л. Н. Толстого "Анна Каренина"-"Мне отмщение, и Аз воздам".

Симфония монотематична. В основе всех ее четырех частей лежат однотипные попевки, ритмы. Красной нитью пронизывает музыкальную ткань напев, своего рода лейтмотив, придающий композиции органическую целостность и единство. Правда, Рахманинов не оставил сведений о происхождении этого напева - является ли он подлинным или сочинен им самим? Но это и не существенно: с детства глубоко постигнув своеобразие старинных песнопений, он умел создавать мелодии, которые трудно было отличить от заимствованных. Лейтмотив служит источником основных образов симфонии и в результате мелодических, метроритмических, темповых и фактурных преобразовании принимает различные облики. В наиболее напряженные моменты подчеркивается его близость к средневековому песнопению Dies irae" ("День гнева").

Первая часть - тематический и драматургический узел симфонии, концентрирующий основные образы, подчеркивающий трагический конфликт между ними. После звучного возгласа духовых медленно проходит у струнных тема справедливого возмездия - лейтмотив произведения. В главной партии, построенной на той же теме, солирующий кларнет ведет суровое эпическое повествование. Нежная изысканно-прихотливая побочная партия вызывает у некоторых исследователей ассоциации с страдающим женским образом - слышатся жалобные стоны, всплывающие в дальнейшем во всех частях симфонии. Решительно, властно начинает та же тема разработку. Последовательное изложение ее в различных голосах (фугато) переходит в свободное развитие -мотив то тонет в стихии беспокойно вьющихся попевок, тревожных возгласов, то всплывает на поверхность мелодической волны; как скорбный стон израненной души слышатся причеты у деревянных. На гребне кульминации тема звучит на фоне колокольных звонов.

Вторая часть - стремительное скерцо, сумеречные тоны которого рождают сказочные образы: кажется, что встает темный, дремучий лес, шелестящий листвой или угрожающе выпрямляющийся во весь свой гигантский рост; всплывают песни - удалые, молодецкие или полные тоски и печали. Скерцо поражает монолитностью при многоплановости музыкальной ткани. Начальная песенная попевка, выросшая из лейтмотива симфонии, играет роль рефрена, который неоднократно повторяется. В среднем разделе напряжение нарастает: колючие, острые ритмы тонут в стремительном, завораживающем вихре. И только призывный клич труб прорезает звучность оркестра. После репризы в заключении еле слышно проходит лейтмотив, все больше сближаясь с "Dies irae".

Третья часть - картина северной русской природы, пленяющая своей неприхотливой красотой: как бы расстилаются вдали поля, реки и озера, овеянные утренней свежестью. Меланхолическая мелодия кларнета напоминает русские песни, задушевные напевы Чайковского. Правда, по мере развития в ней появляется какой-то болезненный излом, истома страдания. Первый раздел Larghetto выдержан в тонких, пастельных тонах камерного оркестра. В среднем разделе появляются мрачные полуфантастические образы, оцепенелые гармонии, неясные арабески. Кажется, что откуда-то из глубин зачарованного "волшебного" озера доносится угрожающий гул, вздымаются воды. Постепенно мрак рассеивается, светлая тема пробивается сквозь толщу грузных аккордов. В репризе мелодия обвивается, как кружевом, многочисленными подголосками. Но заключение опять полно мрака, безысходности.

Кульминация симфонии - финал. Здесь получает окончательное разрешение драматургический конфликт - утверждается победа сил возмездия. Открывается финал стремительной поступью торжественного и в то же время яростного марша с фанфарами труб. В эпизодах мелькают странные образы-маски - то грузное шествие, то полетное скерцо. Томная побочная партия завершает развитие лирических образов симфонии - мелодия звучит широко и насыщенно с напряженным нарастанием. В ней уже нет хрупкости и проникновенной трогательности побочной партии, хотя нет еще и утверждающего пафоса гимнических тем. В разработке завершается напряженная борьба с силами мрака. Реприза и особенно скорбная кода (Largo) полны трагической безысходности и отчаяния измученного сердца, для которого нет больше светлых надежд, радостных порывов, веры в счастье.

Последним произведением дрезденского периода была симфоническая поэма "Остров мертвых", исполненная в апреле 1909 года в симфоническом концерте Московского филармонического общества под управлением автора.

"Остров мертвых" - наиболее значительное из программных сочинений композитора для оркестра. Поэма от начала до конца выдержана в тусклых тонах, как бы подернута "траурным флером". Написана она под впечатлением от одноименной картины швейцарского художника-символиста Арнольда Беклина, с репродукцией которой Рахманинов познакомился в Дрездене.

При типичной для этого художника эффектной театральной декоративности композиции картина отличается некоторым романтическим пафосом, мистическим ореолом, который, очевидно, и привлек Сергея Васильевича. Остров мертвых, по Беклину, -место вечного покоя, где нет ни болезней, ни печали, как нет и трепета жизни, Угрюмые, голые скалы окружают с трех сторон остров с высокими кипарисами. Существует мнение, что художник нарисовал небольшой островок Понза в Тирренском море, где стоит капелла с кипарисами.

В интервью с корреспондентом композитор сказал: "Сочиняю я медленно. Долго гуляю на лоне природы. Мои глаза охватывают отблески света на свежей от дождя листве, шепот деревьев в лесу, или я наблюдаю бледные оттенки неба на горизонте, и в душе возникают голоса - все сразу. Не так, что капля здесь, капля там, а все разом - вырастает целое. "Остров мертвых" написан в апреле и мае. Когда он возник, как это началось? Как я могу сказать? Он возник во мне. Я его принял как дорогого гостя и записал". Рахманинов насыщает свое произведение философским содержанием, воплощая вечность жизни в непрерывном движении моря, раскрывая глубокие и скорбные переживания перед лицом смерти. В этом отличие его музыки от картины, где море изображено мертвенным и неподвижным, как и остров.

Величественная композиция обрамляется панорамой моря (Lento): из небольшого мотива виолончелей с остииатным ритмическим движением вырастает монументальное полотно, как бы рисующее свинцово-серые волны и плеск весел Харона -легендарного перевозчика умерших. На фоне однообразного движения всплывают щемящие возгласы, суровые гармонии, пробиваются ростки "Dies Irae", пронизывающие в дальнейшем все сочинение. Порой морская стихия приходит в волнение, словно слышатся сдержанные рыдания, а затем снова все тонет в величавой музыке "тишины и моря". В конце первого раздела напряжение спадает, мерное движение прекращается: как будто Харон кончил грести, лодка причалила к берегу и призрачный пришелец может перейти в другой, неведомый мир.

Как взрыв отчаяния при прощании навеки со всеми земными радостями и печалями звучит средний раздел поэмы, начинающийся хрупкой, нежной мелодией. Про эту тему композитор сказал: "Она должна быть огромным контрастом ко всему остальному; ее надо исполнять быстрее, более нервно и эмоциональнее: так как это место не связано с образом "картины", оно в действительности своего рода дополнение к ней, и поэтому контраст чрезвычайно необходим. Сначала - смерть, потом - жизнь". В наиболее напряженный момент течение мелодии внезапно обрывается зловещими аккордами. Чуть слышно, затем все громче доносятся звуки "Dies Irae ", символизирующие смерть и вступающие в борьбу с темой жизни: мертвенно-оцепенелые вначале, они постепенно железным ритмом охватывают весь оркестр. Нежная мелодия в последний раз проходит у солирующего гобоя и беспомощно замирает. Опять мерно колышатся волны, и Харон снова берется за весла. Тяжелые раздумья, трагические переживания сменяются мыслями о вечности.

Дирижер Леопольд Стоковский, неоднократно включавший поэму в программы своих концертов, 1932 году писал композитору: "При вторичном изучении я был поражен единством стиля и формы этого произведения. Его психологическое воздействие на меня еще больше, чем когда-либо. Никогда прежде я так ясно не ощущал совершенства его структуры. Оно растет от корней к ветвям, листьям, цветам и плодам подобно дереву и сходно с тем, как это бывает в музыке Баха. Я надеюсь, что Вы не будете в обиде, что я не следую тем купюрам, которые Вы сделали, а исполняю все произведение целиком. Я один раз прослушал все в таком виде на репетиции, и мне кажется, что оно звучит совершеннее без сокращений".


  Соисполнители :

London Symphony Orchestra (Orchestra)


№ п/п

Наименование трека

Текст

Длительность

Комментарий
   1 Grave         0:13:35 Symphony No 1 In D Minor, Op.13
   2 Allegro Animate         0:09:26  
   3 Larghetto         0:09:59  
   4 Allegro Con Fuaco         0:12:16  
   5 The Isle Of The Dead Op. 29         0:21:09 The Isle Of The Dead Op. 29

      Обозначения:

 T   'щелкнуть' - переход к тексту композиции.

вернуться        закрыть окно

Последние изменения в документе сделаны 19/10/2016 22:06:19

Главная страница коллекции

Collection main page