Описание CD

вернуться        закрыть окно  

 


  Исполнитель(и) :
◄◄◄        ►►►

  Наименование CD :
   Symphony Of Psalms. Symphony In C. Concerto In D.



Год издания : 1972/1979

Компания звукозаписи : Elite Classic, (ru)

Время звучания : 1:04:31

  Комментарий (рецензия) :

CD, стоящие на полке рядом : Sacred Music (Master Works)      

Berliner Philarmoniker - Herbert Von Karajan, recorded in 1972, 1979

## 1 - 4 Symphony In C For Orchestra

## 5 - 7 Symphony Of Psalms For Chours And Orchestra On Text From Psalms 38, 39 And 150, Chorus of deutsche Oper, berlin (chorus master: Walter Hagen-Groll)

## 8 -10 Concerto In D For Orchestra (revised Version Of 1946)

"Симфония псалмов" написана в 1930 году по заказу русского дирижера Сергея Кусевицкого, возглавившего прославленный в США Бостонский оркестр. В честь пятидесятилетия этого коллектива были написаны также Четвертая симфония Прокофьева, "Бостонская симфония" Хиндемита, Первая симфония Онеггера и другие произведения.

В инструментально-хоровой композиции с большим контрапунктическим развитием Стравинский, по его собственному признанию, стремился отойти от привычных схем немецкой романтической симфонии XIX века, от традиций ушедшей эпохи, идеи и язык которой нам теперь "особенно чужды именно потому, что мы на них выросли". Желая во что бы то ни стало избежать "излишней" экспрессивности, автор исключил из состава оркестра скрипки и альты. В партитуре почти равная роль отведена и оркестру и хору, как это бывало у старых мастеров эпохи барокко. Тексты для хоровой партитуры взяты из псалтыря в ортодоксальной редакции католической церкви (Vulgata).

Премьера "Симфонии псалмов", написанной "Во славу Господа Бога" и посвященной Бостонскому оркестру в честь его пятидесятилетнего юбилея, состоялась в том же году одновременно" в двух городах: в Брюсселе - под управлением Эрнеста Ансерме и в Бостоне - под управлением Сергея Кусевицкого.

Для "Симфонии псалмов", как уже указывалось, был выбран трехчастный цикл с большим контрапунктическим развитием. Автор стремился достичь здесь порядка построения частей, отличающего симфонию от сюиты и устанавливающего правильные взаимоотношения обращалась с хором и оркестром, как с равными величинами, не сводя роль хоров к гомофонному пению, и функции специально для пения. И, вполне естественно, первое, что мне пришло в голову, это обратиться к псалтырю". Композитор отобрал три "ортодоксальных" псалма - 38-й, 39-й, 150-й.

Первый из псалмов выражает взывание грешника к небесному милосердию, второй - благодарность за полученную милость и третий - можно танцевать, как Давид перед ковчегом). С него он и начал сочинение "Симфонии". Первой возникла тема в быстром движении, близкая к арии Иокасты "Oracula, oracula" из "Эдипа", но "Аллилуйя" и медленная музыка в начале 150-го псалма сочинялись в последнюю очередь, после первой и второй частей.

Текст, как и в "Эдипе", латинский (хотя автор указывал, что поначалу он стал сочинять "Симфонию псалмов" на русский текст и только

Оркестр "Симфонии" - без скрипок, альтов и кларнетов, но с двумя роялями, трактуемыми аскетично и сухо; выбор такого состава был обусловлен опять-таки боязнью впасть в романтическую "чувствительность". Первая часть - "Услышь мою молитву, о Господи!" -создавалась, по признанию композитора, "в состоянии религиозного и музыкального экстаза". "Последовательность двух малых терций, к которым примыкает большая - коренная музыкальная (интонационная) идея всей пьесы, - исходила из мотива у трубы и арфы в начале Allegro 150-го псалма". В основе первой части лежат две контрастные темы: одна из них - драматична, с резкими оркестровыми аккордами sforzando и сменяющими их беспокойными, но ровными восьмыми (гобои и фаготы, английский рожок), вторая - секундовые суровые интонации хора на остинатном основании. Скромный интервал малой секунды, благодаря обычным для Стравинского горизонтальным сдвигам и ритмическим метаморфозам, создаст непрерывную пульсацию в пределах крайне скупого мелодического диапазона.

Оркестровое остинато (то восьмыми, то шестнадцатыми) не замолкает, создавая ощущение драматического напряжения; преимущественно используются духовые и рояли. Хор же, поющий почти непрерывно ровными, аскетически бесстрастными длительностями, звучит несколько архаически; таким образом, активное остинатное движение в оркестре как бы компенсирует истовость хорового звучания. Контрастные образы - драматическая оркестровая тема и жалобные интонации хора - сопоставляются дважды: во второй раз оба элемента, развиваясь, достигают напряженного звучания, затем "аскетическая" реприза завершает всю первую часть.

Вторая часть открывается элегически-пасторальной "симфонией" духовых: тему четырехголосного фугато последовательно проводят первый гобой, первая флейта, третья флейта, второй гобой, далее в развитие музыкального материала включается четыре флейты divisi. Тема второй части типично полифоническая, с широкими и несколько терпкими интервалами, характерным кодеттным движением шестнадцатыми. Ее "староклассическая" природа становится особенно заметной в дальнейшем, при имитационной разработке вычлененных мотивов. Верхний регистр деревянных создает общий прозрачный лирический колорит. Превосходно звучат виолончели в высоком "скрипичном" регистре.

Вступающий хор изглагает вторую, также полифоническую тему, контрастную по рисунку. Затем обе темы соединяются. После хоровой стретты на второй теме духовые излагают разработку первой темы. И вновь хоровая вторая тема соединяется с разработкой первой темы у духовых, где первая тема проходит и в увеличении. В целом вторая часть является примером великолепной двойной фуги.

В своих беседах с Крафтом Стравинский дает любопытное определение второй части симфонии как "перевернутой пирамиды из фуг". Звучание сдвигается - через "ход аккорда к неизбежному событию" (Стравинский) - в параллельный с-то11. Хор возглашает: "Аллилуйя!". Начинается третья часть. Хор звучит торжественно, органно, с мажоро-минорным и "мерцаниями". Но вскоре происходит неожиданная смена интонационных планов: валторны создают новый динамический фон: вступают пульсирующие "ритмы тревожные"(с которых началось сочинение произведения) и на них, словно крадучись, "паузированной" поступью накладываются звуки труб; движение все более "завихряется", доходит до кульминации и триолями скатывается вниз. Активная, превосходно инструментованная кульминация!

Видимо, этот эпизод связан с содержанием тех слов 150-го псалма, которые призывают: "Славьте Бога трубами и цимбалами, хором и органами". Хор заметно динамизируется, он интонирует "ритмы тревожные". Они рельефно выступают на остинатном фоне роялей вместе с духовыми и арфами. Валторны также остинатно интонируют нисходящую хроматическую гамму от т. Во второй-яркой динамической вершине звучит новое, хоровое остинато, остроумно подхватываемое духовыми, и далее следует нечто вроде репризы: тема "крадущихся" труб и развитие, приводящее к повторению первой кульминации.

После восторженного "беснования" медных ( в котором, возможно, не обошлось без влияния джазовых приемов) снова наступает медленное торжественное просветление: на дом и найтовом органном пункте величаво звучит хор, поющий гимническую мелодию, построенную по ступеням восходящих трезвучий (О-D-dur, G-dur, e-moll, a-moll). Эта ладовая "эстафета" мастерски имитирует волны человеческих голосов, торжественно устремляющихся ввысь.

АНе^го третьей части, окаймленное медленными движениями, - самая сильная и, безусловно, самая впечатляющая часть "Симфонии". Здесь композитор оставляет суровую сдержанность, и взрывом человеческих чувств расширяет эмоциональную гамму произведения, воплощая ее с очень высоким мастерством.

Вся часть заканчивается продолжительной кодой. Она тоже представляет большой интерес. В крайних голосах почти непрерывно излагаются одни и те же остинатные формулы. В то же время в средних голосах (особенно в оркестре, у деревянных инструментов) происходит периодическое "соскальзывание"- появляются звуки с, des, d и т. д. И все звучание осложняется басовым органным пунктом, который в своем квартовом вращении систематически создает как бы искусственное задержание звуков. Вот-вот, казалось бы, наступит тоника Es-dur, но нет, бас снова изменяет основу созвучия - мелькают B-dur (со второй пониженной ступенью), c-moll (с дорийской секстой). Возникает своеобразный эффект: словно откуда-то изнутри создается разноцветное "подсвечивание" грандиозного здания в стиле барокко; сохраняя неизменным свой общий величественный облик, оно как бы непрерывно меняет цветовой колорит.

Величавое завершение симфонии интонационно связано и с начальным Laudate Dominum. "Я решил закончить произведение той же музыкой, но не в виде апофеоза, ставшего шаблоном в моей музыке со времен Эпиталамы в конце "Свадебки". По признанию автора, он стремился создать здесь эффект гимнического песнопения, как бы нисходящего с небес.

В "Симфонии псалмов" импонируют классическая цельность, архаическое величие произведения. Хотя Allegro медных в третьей части вносит свежую струю динамической активности, в сочетании с размеренной и величавой кодой оно создает впечатляющее контрастное целое. Хор, чье статичное звучание лишь изредка нарушается драматическими взрывами используется довольно однотонно; доминирует холодная красота созерцания... Наиболее разнообразна и активна духовая группа, усиленная стучащей "ксилофонной" звучностью роялей; здесь звучит и лирически распевная полифония высоких духовых (начальное fugato второй части), и неистовое Allegro третьей части с тяжелыми "шагами" медных, словно прорезающих звучание всего оркестра.

И, наконец, безусловно интересна своей многокрасочной тональной "подсветкой" кода финала, где колоритно звучат диссонирующие "соскальзывания" (главным образом в средних голосах партитуры).

В целом "Симфония псалмов" - произведение целостное по замыслу и воплощению, во многом типичное для духовных сочинений Стравинского. От динамической роскоши "Весны священной" здесь не осталось и следа. Лишь изредка вспыхивают "дикие огоньки", когда-то сверкавшие в музыке молодого Стравинского.

Первой премьерой Стравинского после его переселения в Америку за была Симфония in С, исполненная в ноябре 1940 года в Чикаго к пятидесятилетию знаменитого Чикагского симфонического оркестра. Это - возрождение им жанра "чистой симфонии" спустя тридцать три года после петербургского дебюта в качестве симфониста. Симфония т С - небольшой по масштабам и довольно традиционный ' цикл: первая и четвертая части его написаны в сонатной форме. Две средние части - Larghetto и Allegretto. Всю музыку симфонии объединяет лейтмотив: он элементарен, состоит всего лишь из трех звуков. Лейтмотив проникает во все части; в первой он буквально насыщает главную тему, порученную гобою. Разработанный принцип пронизывает всю первую часть, "лейттрихорд" испытывает самые различные метаморфозы.

Небольшой состав оркестра и подражание симфонизму Гайдна обусловили возникновение многочисленных эпизодов концертирующего характера. На продолжительных остинатных "вращениях" много раз излагаются soli или забавные дуэты флейты и кларнета, звучащие совсем "по-прокофьевски"; из медных духовых большую роль играют валторны, особенно в первой части. Они, в частности, создают типичные для Стравинского акценты-"клеваиия", ритмические перебои. Лишь в конце части звучат аккорды всего оркестра.

В последующих частях обилие полифонических эпизодов сочетается с неоклассической "дансантностью"; здесь также применяется принцип концертирующих камерных ансамблей, в частности сочетание трубы с группой струнных; интересен также ансамбль двух труб и трех валторн. Симфония in С близка по характеру камерному концерту "Думбартон-Окс", особенно второй его части. Б ней немало мелодической грации и причудливой игры ритмов в стиле великого Гайдна.

Первой премьерой Стравинского после его переселения в Америку за была Симфония т С, исполненная в ноябре 1940 года в Чикаго к пятидесятилетию знаменитого Чикагского симфонического оркестра. Это - возрождение им жанра "чистой симфонии" спустя тридцать три года после петербургского дебюта в качестве симфониста. Симфония in С - небольшой по масштабам и довольно традиционный цикл: первая и четвертая части его написаны в сонатной форме. Две средние части - Larghetto и Allegretto. Всю музыку симфонии объединяет лейтмотив: он элементарен, состоит всего лишь из трех звуков. Лейтмотив проникает во все части; в первой он буквально насыщает главную тему, порученную гобою. Разработанный принцип пронизывает всю первую часть, "лейттрихорд" испытывает самые различные метаморфозы.

Небольшой состав оркестра и подражание симфонизму Гайдна обусловили возникновение многочисленных эпизодов концертирующего характера. На продолжительных остинатных "вращениях" много раз излагаются зоН или забавные дуэты флейты и кларнета, звучащие совсем "по-прокофьевски"; из медных духовых большую роль играют валторны, особенно в первой части. Они, в частности, создают типичные для Стравинского акценты-"плевания", ритмические перебои. Лишь в конце части звучат аккорды всего оркестра.

В последующих частях обилие полифонических эпизодов сочетается с неоклассической "дансантностью"; здесь также применяется принцип концертирующих камерных ансамблей, в частности сочетание трубы с группой струнных; интересен также ансамбль двух труб и трех валторн. Симфония т С близка по характеру камерному концерту "Думбартон-Окс", особенно второй его части. В ней немало мелодической грации и причудливой игры ритмов в стиле великого Гайдна.

(from cover)


  Соисполнители :

Berliner Philharmoniker (Orchestra)


№ п/п

Наименование трека

Текст

Длительность

Комментарий
   1 Exaudi Orationem Meam, Domine         0:03:35 Symphony Of Psalms For Chours And Orchestra On Text From Psalms 38, 39 And 150
   2 Expectans Expectavi Dominum         0:06:37  
   3 Alleluia, Laudate Dominum         0:11:37  
   4 Moderato Alla Breve         0:10:58 Symphony In C For Orchestra
   5 Larghetto Concertante         0:06:27  
   6 Allegretto         0:05:00  
   7 Largo - Tempo Giosto, Alla Breve         0:07:33  
   8 Vivace         0:06:35 Concerto In D For Orchestra (revised Version Of 1946)
   9 Arioso: Andantino         0:02:46  
   10 Rondo         0:03:23  

      Обозначения:

 T   'щелкнуть' - переход к тексту композиции.

вернуться        закрыть окно

Последние изменения в документе сделаны 19/10/2016 22:06:18

Главная страница коллекции

Collection main page