Описание CD

вернуться        закрыть окно  

 


  Исполнитель(и) :
◄◄◄        ►►►

  Наименование CD :
   The Mystery Sonatas



Год издания : 

Компания звукозаписи : Elite Classic, (ru)

Время звучания : 1:53:39

К-во CD : 2

  Комментарий (рецензия) :

CD, стоящие на полке рядом : Sacred Music (Master Works)      

Biber: Mystery Sonatas

Musica Antiqua Koln (on authentic instruments) - Reinhard Goebel

15 Sonatas based on the Mystery of the Rosary (violin, b.c.)

Passacaglia in G minor (solo violin)

Performers:

R. Goebel (violin); P. Carrai (cello); K. Junghaenel (lute); A. Spering (harpsichord, organ)

Recording date: 1990

Comments:

This is the last recording of R. Goebel as a violin player.

Although Biber's Rosary Sonatas were never published during his lifetime, they represent one of the finest German violin collections of the period. There is a good deal of formal variety between the different sonatas, as well as a wide range of scordatura tuning. The latter makes these Sonatas especially fascinating to us today.

========= from the cover ==========

Хейнрих Игнац Франц Бибер (1644 - 1704) - один из своеобразнейших виртуозов-скрипачей и композиторов австрийской школы XVII века, синтезировавший в своем творчестве достижения не только австрийского, но и чешского, и немецкого скрипичного искусства. Не случайно Пауль Хиндемит называл его "самым замечательным композитором своего времени". Бибер родился в Вартенберге. О первых годах его учения сведений не сохранилось. Известно, что он служил скрипачом в городе Крумау, где познакомился со Шмельцером и у него учился. Затем Бибер с 1666 года руководит капеллой епископа Карла Лихтенштейна-Кастелькорна в Кромержиже. Епископ был любителем музыки и создал у себя большую капеллу, состоявшую из превосходных музыкантов. Музыкальная библиотека была обширна и включала ноты наиболее известных в то время композиторов: Б. Марини, К. Фарина, М. Уччеллини, А. Бертали, Ж. Б. Люлли.

Бибер нашел в капелле превосходные условия. В его обязанности входила игра не только на скрипке, но и на виолончели и виоле да гамба, а также сочинение музыкальных произведений разнообразных жанров. В Кромержиже Бибером были созданы различные светские и церковные ансамбли, серенады, балеты и такое своеобразное скрипичное произведение, как соната для скрипки соло "Representatio avium" ("Подражание птицам"), в котором, по примеру Фарины, а также Уччеллини, Бибер отдает дань звукоподражательным эффектам: имитирует пенье соловья, кукушки, петуха, перепела, а также крики лягушки, кудахтанье курицы, мяуканье кошки. В инструментальных "балетах" (сюитах) заметно подражание стилю Шмельцера.

В 1670 году Бибер становится руководителем Зальцбургской капеллы в качестве первого скрипача. С Кромержижем он продолжает поддерживать творческие связи, посылая туда регулярно все свои новые произведения, в том числе и продолжающие линию звукоподражательских сочинений, например "Сонату-марш", где подражает нестройному пению ландскнехтов (путем политональных звукосочетаний), применяет такие приемы, как удары смычком по деке скрипки, помещение бумаги между струнами для извлечения необычных эффектов звучности и т. д. Интересна и его шестиголосная программная звуковая картинка "Церковное шествие крестьян".

Приобрела необычайную популярность его знаменитая "Серенада с обязательным призывом ночного сторожа" (1673). Эта пьеса - своеобразная сюита программного характера. Тема сторожа - богемский народный напев из сборника "Богемские братья". Бибер в предисловии описывает необходимый прием исполнения этой серенады: "В Чаконе приходит ночной сторож. Это похоже на то, как здесь сегодня регулярно выкликают время. Инструменты играют все без смычка, как лютня (то же в Гавоте), что хорошо получается, если скрипки держать под рукой". Развитие приемов этой серенады можно проследить в "Ночной страже в Мадриде" Боккерини.

В 1675 году Бибером создается его основное произведение - цикл из пятнадцати "Мистических сонат" для скрипки с басом и заключительная Пассакалья для скрипки соло. Программность замысла подтверждается помещением перед каждой сонатой гравюры из жизни Марии и соответствующего текста. Происхождение замысла связано и с широко распространенными в Зальцбурге религиозными шествиями, которые сопровождались театрализованными сценами, и с церковной службой. (Бибер писал в предисловии о пятнадцати мистериях католической церкви и празднике "Ангела-хранителя", который изображен перед Пассакальей.)

В сонатах необычайно широко и последовательно (пожалуй, единственный пример такого рода) применен прием скордатуры. Лишь первая соната и Пассакалья имеют обычную настройку скрипки. Каждая же остальная соната требует другого строя, вплоть до такого необычного соотношения, как Ре - Фа - Си-бемоль - Ре в восьмой сонате и Соль - Соль - Ре - Ре в одиннадцатой, где струна Ре поднимается на ноту соль, а струна Ля опускается на ноту ре! Бибер здесь добивается различного исходного звучания инструмента, особой тембровой красочности, возможности использования новых художественных и технических эффектов. Так, настройка одиннадцатой сонаты позволяет свободно использовать децимы, не прибегая к растяжкам.

Форма сонат разнообразна, хотя и не выходит далеко за пределы развитой инструментальной канцоны. Ни одна соната по форме не повторяет предыдущие, Бибер широко включает, вопреки традиции, в церковную сонату, да еще точно приуроченную к определенным праздникам, народные танцы - гавот, аллеманду, сарабанду, жигу и т. д. Само воплощение программности носит здесь качественно иной характер, чем прежде у самого Бибера и его предшественников. Не следование за текстом, сюжетом, не поиск звукоподражательных эффектов, а стремление воплотить мысли и чувства, возникающие как переживание данного состояния, данного сюжета.

Почти все сонаты содержат вариации, в том числе и прием варьирования танцев - "дубль". Частая смена темпов, контрастность частей подчеркивают динамичность сонат. Блестящее виртуозное мастерство - высокие позиции (до седьмой), прыгающие штрихи, переброски смычка, двойные ноты, аккорды - все направлено на наиболее яркое инструментальное воплощение содержания.

Особое внимание уделено Бибером полнозвучности изложения, максимальному использованию многоголосных возможностей скрипки. В этом отношении он, пожалуй, полнее других сумел выявить эту сторону инструмента. Почти все сонаты содержат широко развитое мелодическое начало, наличествует стремление к драматизации, идущее, в частности, от оперной арии.

Пассакалья, завершающая цикл, привлекает своей монументальностью, богатством звучания, техническим мастерством. Это - подлинная энциклопедия скрипичной техники XVII века, техники, во многом опередившей развитие инструментальной формы. Основная тема повторяется в басу неизменной шестьдесят четыре раза. Варьируется лишь верхний голос. Уже начало Пассакальи покоряет мощным звучанием.

В 1677 году Бибер с огромным успехом выступает в Вене. В следующем году в Зальцбурге начинает работу известный органист и композитор Георг Муффат, учившийся еще мальчиком у Люлли в Париже. Столкновение различных композиторских школ, иного подхода к инструменту, во многом заставило Бибера уяснить свою самобытную трактовку инструмента, опирающуюся на народные традиции, закрепить в последующих сочинениях свои находки трактовки скрипки как сольного многоголосного инструмента.

Это стремление нашло отражение в Шести сонатах для скрипки, двух виол и баса (1680) и Восьми сонатах для скрипки и баса (1681). Последние сонаты особенно значительны. Не случайно шестую сонату из сборника 1681 года взял Ш. Давид в качестве первого номера своей "Высшей школы скрипичной игры".

Широкое мелодическое дыхание оперного речитатива привлекает в пятой сонате. В седьмой сонате интересна чакона с четырьмя вариациями, продолжающая линию Пассакальи. Концертный характер этой чаконы подчеркивается блестящей сольной каденцией скрипки, звучащей непосредственно перед ней. Это одна из ранних предшественниц сольных каденций скрипки в концертах. Развитие многоголосной игры Бибер продолжает и здесь. Весьма интересен в этом отношении дуэт на двух строчках для солирующей скрипки, предвосхищающий многие сочинения романтического искусства XIX века.

Сочинения Бибера становятся известными во Франции, Германии и Италии. В 1682 году из Италии возвращается посланный туда на год Муффат. Он занимался в Риме у Корелли. На торжествах в честь 1100-летия Зальцбурга звучат произведения Бибера и Муффата, которые он написал в Италии под руководством Корелли, - оркестровые произведения в стиле concerto grosso.

В 1684 году Бибер назначается придворным капельмейстером и директором музыкальной школы мальчиков. Здесь он увлекается сочинением "школьных опер", создавая их на протяжении почти пятнадцати лет (их музыка до нас не дошла), преподает сольфеджио и скрипку.

Увлечение оперой привело Бибера к изучению искусства вокала и созданию учебника пения. Видимо, это не прошло бесследно и для его инструментального мастерства.

В конце жизни Бибер создает один из своих лучших инструментальных образцов трио-сонаты - сборник "Семь сюит для двух смычковых инструментов с басом" - "Harmonia artificiosa - ariosa". Здесь участвуют разные пары инструментов: две скрипки и бас; скрипка, виола да браччо и бас; две виоль д'амур и бас. Почти все сюиты требуют применения скордатуры. Седьмая сюита для виоль д'амур является вообще первым дошедшим до нас произведением для этих инструментов.

В сборнике нашли дальнейшее развитие выразительные приемы - более гибкой стала мелодическая линия, усилилась кантабильность, расширилось применение арпеджированных аккордов, виртуозных штрихов. Видимо, состоялось знакомство Бибера (возможно, через Муффата} с сонатами Корелли. В то же время приемы исполнения, пронизывавшие его произведения начиная с первой скрипичной сонаты, присутствуют и здесь, получая новое осмысление.

В 1690 году Бибер (как в конце жизни и Шмельцер) в знак признания и высокой оценки его творчества получает дворянство. В указе Леопольда I отмечалось, что "Бибер в своем занятии музыкой достиг высшей степени совершенства и его многочисленные сочинения сделали его имя широко известным..." В последние годы Бибер сочиняет духовную музыку. Наиболее масштабным его сочинением является С-dur'ная Месса (1701), повлиявшая в чем-то даже на творчество Моцарта.

Среди учеников Бибера следует назвать его сына Карла Хейнриха (1681 - 1749), который был капельмейстером Зальцбургской капеллы в тот период, когда там работал Леопольд Моцарт. Возможно, через Карла Бибера некоторые исполнительские традиции замечательного австрийского скрипача воспринял Леопольд Моцарт.

Влияние стиля Бибера и его сочинений ощущается на протяжении всего XVIII века. Несомненно его влияние, в частности, на И. С. Баха.


  Соисполнители :

Соисполнители не найдены


№ п/п

Наименование трека

Текст

Длительность

Комментарий
   1 01 The Annuciation         0:04:44  
   1 02 The Visitation         0:05:55  
   1 03 The Nativity         0:05:37  
   1 04 The Presentation         0:07:45  
   1 05 The Finding In The Temple         0:07:40  
   1 06 The Agony In The Garden         0:07:10  
   1 07 The Scourging Of Jesus         0:08:40  
   1 08 The Crowning Of Jesus With Thorns         0:06:01  
   2 01 Jesus Carries His Cross         0:05:52  
   2 02 The Crucifixion     T       0:08:17  
   2 03 The Resurrection         0:06:33  
   2 04 The Ascension         0:07:42  
   2 05 The Descent Of The Holy Ghost         0:07:07  
   2 06 The Assumption Of Our Lady         0:08:08  
   2 07 The Crowning Of The Blessed Virgin Mary         0:09:47  
   2 08 Passacaglia         0:06:41  

      Обозначения:

 T   'щелкнуть' - переход к тексту композиции.

вернуться        закрыть окно

Последние изменения в документе сделаны 19/10/2016 22:06:17

Главная страница коллекции

Collection main page