Описание CD

вернуться        закрыть окно  

 


  Исполнитель(и) :
◄◄◄        ►►►

  Наименование CD :
   Four Symphonies



Год издания : 

Компания звукозаписи : Gramzapis, (ru)

Время звучания : 2:32:33

К-во CD : 2

  Комментарий (рецензия) :

CD, стоящие на полке рядом : Classics (Symphony)      

Four Symphonies & Overturen 'Manfred' & 'Genoveva'

Royal Concertgebouw Orchestra

========= from the cover ==========

Первая симфония си бемоль мажор, соч. 38 (1841). Шуман писал в январе 1841 года. Э. Венцелю: "Я закончил на днях работу (по крайней мере, в основном), которая сделала меня вполне счастливым... Представьте себе - сочинил целую симфонию, притом "Весеннюю". Этот год, как и предшествующий, - один из счастливейших в жизни Шумана -, время удивительного подъема творческих сил: Первая симфония была написана в четыре дня. Об этом времени и о настроениях, запечатленных в симфонии, композитор рассказывает в письме к Л. Шпору; произведение, по его словам, создавалось "в том весеннем порыве, который способен захватывать человека вплоть до глубокой старости, и всякий раз по-новому. Я не намерен был описывать и изображать. Но я думаю, что время, когда создавалась симфония, оказало влияние на ее облик, на то. что она получилась именно такой".

Все начало первой части, Andante un росо maestoso, написано по типу гайдновских медленных вступлений, оттеняющих легкое и подвижное А11еgro. Тема призыва", возглашаемая сначала одними медными, затем всем оркестром, предвосхищает главную тему А11еgro, фраза, отвечающая торжественному возгласу, звучит не только массивно, но и сумрачно, она служит контрастной подготовкой перекликающихся между собой весенних зовов, за которыми следует' совсем новый контрастный момент - легкий, порхающий пассаж флейты соло. Здесь движение дочти сразу становится оживленным и незаметно вливается в А11еgro molto vivace.

Празднично веселая главная тема основана на контрасте фанфарно-маршевого начала и грациозного, узорчатого продолжения. Еще более простодушна игривая побочная тема. Но уже в экспозиции отчетливо ощущается рука Шумана: в игре тональных красок, в упорном ритме, который становится еще более действенным в разработке. Новая эпизодическая тема, пожалуй, самая "шумановская" в первой части; все в ней глубоко романтично: и ее неожиданное, легкое, как тень, появление, и неуловимо свободное дыхание, и гибкий, как бы теряющийся в пространстве рисунок. В праздничном вихревом танце, которым заканчивается кода, звучат "охотничьи" зовы валторн на фоне трелей и нежных звонов - будто звенит вместе с радостными призывами небо и воздух весны.

Вторая часть - лирическое песенное Larghetto. Чудесная "песня без слов" дана сначала в октавном изложении первых скрипок с певучим басовым голосом и трепетным аккомпанементом у других струнных. Ее лиризм и внутренняя "окрыленность" еще сильнее ощущаются во втором проведении: мелодия поручена виолончелям, в аккомпанементе появляется легкое звучание пиццикато струнных, отрывистые аккорды флейт ы гобоев. В небольшом среднем эпизоде песня уступает место знакомым, очень любимым Бетховеном мотивам мольбы или страстной жалобы. Здесь они даны в имитационных перекличках, точно "размноженные" волнением сердца, но, вместе с тем, затаенно, на том же нежном вибрирующем фоне, что и основная тема Larghetto. Заключительные такты репризы служат переходом к скерцо: появляется предвестник новой темы и готовится новая тональность.

Главная тема скерцо, Molto vivace, сурово энергична, "наступательна", в ней есть даже (благодаря минорной тональности) сумрачное волнение. С ней сопоставлены контрастные сценки. В среднем разделе главной темы порывистость сменяется игривой кокетливостью. В первом трио происходит забавная "игра в эхо": аккордовые переклички разных регистров и тембров, к которым присоединяется излюбленная Шуманом смена ладотональных красок. Во втором трио энергия движения напоминает главный образ скерцо. В коде вновь мимолетно появляется тема "эхо", но неожиданно, с чисто шумановской прихотливостью она превращается в мотив лирического томления (фраза гобоя и затем флейты, в которой есть нечто от первой "майской" песни из "Любви поэта").

Важнейший образный элемент финала, А11еgro animate e grazioso, - тема вступления. В ней не только ликующая радость, но и вызванная весенним обновлением "сила жизни" - собранная крепкая энергия. Тема эта несомненно господствует в финале, прослаивая собой (в разных вариантах) зарисовки веселых "хороводов весны. Первый из этих "хороводов" - тема главной партии, самая беспечная, наивно играющая. Второй, заимствованный Шуманом из "Крейслерианы" (№ 8), можно считать одной из тем побочной партии. Начало соединяет в себе танцевальную живость и завораживающую таинственность. Продолжение же (вариант темы вступления) резко контрастно: игра "очарования" сменяется жестом дерзкой воли, но с оттенком юмора. Ритм темы вступления с его характерной синкопой уже безраздельно господствует во втором разделе побочной партии и в разработке. Вводятся все новые и новые варианты, что в не меньшей мере, чем сама тема, позволяет ощутить творческую неуемность бурлящей жизни. Нежно звучит маленькая каденция, вводящая в репризу (Andante): далекие, приглушенные зовы "лесных рогов" и легкий, как голос птицы, пассаж солирующей флейты. Праздничная кода снова гарьирует "атакующую" тему вступления я по-бетховенски упорно утверждает ее.

Вторая симфония до мажор, соч. 61 (1845 - 1846). Шуман, по его словам, написал эту симфонию "еще полубольной": он медленно и мучительно выходил тогда из состояния психической депрессии, тянувшейся ряд месяцев. Замысел возник, по-видимому, в сентябре 1845 года. Процесс работы стоил многих усилий и бесконечных ночей; некоторые эпизоды по пять-шесть раз в корне переделывались. Эскиз симфонии был готов в конце декабря, однако работа над партитурой затянулась почти на весь следующий год.

Вступление к первой части,Sostenuto assai, отчетливо говорит о главной идее произведения - идее "исхода из мрака". Его основная тема двупланова: один план (движение у струнных инструментов) - "сумерки сознания", скованность, слепые поиски; другой - призывы пробуждающейся воли (лейтмотив симфонии, возглашаемый медными). Во втором разделе вступления на том же сумеречном фоне появляется мотив жалобы (мелодия у деревянных духовых). Снова, более настойчиво звучит волевой призыв, движение оживляется, появляются тематические предвестники А11еgro. Переход к Allegro ma non troppo воспринимается как начало активного действия. В главной теме важнейшую роль играет острый пунктированный ритм "продвижения", который упорно повторяется в каждом такте. В тему вплетается мотив "жалобы", совсем преображенный теперь благодаря новому ритму. Точно так же в побочной партии преображается движение струнных из вступления. Ясно намерение композитора показать преодоление печали и мрака активным действием. В разработке та же идея проводится в драматически обостренной форме. Движение становится более активным и вместе с тем сумрачным. Сильнее, чем во вступлении, музыка дает почувствовать таинственнее глубины "недоброго".

Выразительны и поныне не утеряли свежести хроматические ходы параллельными гармониями, с их причудливо меняющимися зловещими красками (вариант темы вступления). В непрерывно пульсирующей ткани сплетаются и вступают в сложные взаимодействия мотивы "жалобы", "таинственных глубин" и сопротивляющейся "воли". Последние победоносно утверждаются в репризе и в коде.

Скерцо, А11еgro vivace, создает резкий контраст к волевой первой части. Главная тема - красивый звуковой узор. Вьющаяся линия в партии первых скрипок разнообразится прихотливыми ладотональными сопоставлениями и игрой тембров (фразы деревянных духовых). Непрерывное движение главной темы перемежается с двумя трио; первое -оживленно-радостное с элементами народной танцевальности. второе - песенное. В последней репризе вновь восстанавливается сюжетная нить: валторны и трубы мощно возглашают призывный мотив "воли".

Adagio espressivo является не только лучшей частью симфонии, но и одним из высших лирических вдохновений Шумана. В этой скорбной музыке есть лир'ическая непосредственность романса и строгая сосредоточенность баховских арий. Тема, с ее широким неквадратным развертыванием, острой интерваликой, как бы рождена для полифонии. Композитор с самого же начала соединяет ее с красиво вырисованным мелодическим басом, обращая при этом внимание и на индивидуализированный подбор тембров. В одном из последующих варьированных проведении мелодия дана на фоне чисто полифонического движения, своеобразного guasi-фугато. Между тем, почти всюду пульсирующий трепетный аккомпанемент, порывистые устремления мелодии к новым, более напряженным вершинам сообщают музыке романтическую свободу.

О финале. А11еgro molto vivace. Шуман заметил в письме, что только здесь он "впервые начал ощущать себя", иначе говоря, - почувствовал и сумел выразить победу "сопротивляющегося духа". Финал написан в рондообразной форме и отличается большой целеустремленностью развития. Краткое вступление с его гаммообразным мотивом дает толчок движению и вместе с тем содержит важный для всей части тематический элемент. Ликующий марш (главная тема-рефрен) сопоставлен с более певучей мелодией, развивающей тему Аdagio (эпизод). Новый эпизод является свободным вариантом первого; проводимый в миноре, он еще теснее сближается со своим первоисточником - темой Адажио. В коде тема вступления трансформируется в мелодию-гимн.

Третья симфония ми бемоль мажор, соч. 97 "Рейнская" (1850). Прошло более двух десятилетий с тех пор, как юноша Шуман пережил свою первую волнующую встречу со "старым Рейном". К реке романтических легенд он обращался впоследствии в своих песнях. Едва ли можно считать случайностью, что свою Третью симфонию он сочинил в первые месяцы после переезда в город на Рейне - Дюссельдорф.

Главная тема первой части. Lebhaft, вырастает из ее первых трех тактов - фанфарного, призывного мотива, который по общему характеру (а также благодаря тональности) ассоциируется с началом "Героической" Бетховена. Но это лишь "завязка": из краткого мотива возникает слитная широкая мелодия, исполненная большой энергии. Вся главная партия, так же как и почти вся первая часть. - воплощение деятельного жизнелюбия, бодрой созидательности. В чисто музыкальном отношении наиболее привлекательна вторая тема - в духе Мендельсоновских "песен без слов". Скерцо, Sehr massing, основано на простодушно-шутливой теме народного характера, напоминающей шумановского "Веселого крестьянина" ("Альбом для юношества").

Далее, в нарушение обычая, следуют подряд две части, близкие по темпу. Однако контраст между ними достаточно ощутим. Третья часть, Nicht schnell, - интимно лирический, тонко выписанный симфонический ноктюрн. Четвертая, Feierlich, - величаво торжественная и одновременно возвышенно-скорбная. Эту часть композитор первоначально пояснил надписью: "В характере сопровождения торжественной церемонии". Замысел связан, по-видимому, с конкретным впечатлением - праздничной церемонией в Кёльнском соборе по случаю посвящения архиепископа Гейселя в кардиналы (12 ноября 1850 года). Конечно, содержанием симфонической пьесы Шумана является не сама по себе церковная церемония, но привнесенная в нее глубокая душевная настроенность и, быть может, более всего впечатление от собора -гениального творения готической архитектуры. Душа и мысль, устремившиеся ввысь к единой страстно желаемой правде, - так можно было бы выразить "готический" дух этой музыки. Чайковский писал о ней: "Одра страничка великого музыканта, вдохновленная величавыми красотами собора, составит для грядущих поколений такой же немеркнущий памятник глубины человеческого духа, как и самый собор". И далее Чайковский углубляет аналогию между музыкой и архитектурой: "Коротенькая изящно угловатая тема этой части симфонии, служащая как бы музыкальным воспроизведением готической линии, проникает через всю пьесу то в виде основного мотива, то как мельчайшая деталь, сообщая сочинению то бесконечное разнообразие в единстве концепции, которое составляет отличительную черту готической архитектуры. Обаяние этой превосходной музыки еще усиливается характеристическою прелестью esmoll'ной тональности, как нельзя более соответствующей мрачно-величественному настроению, выраженному Шуманом, и массивной инструментовкой, на этот раз весьма кстати примененной". Пьеса написана в характере полифонической органной прелюдии баховской эпохи, но отнюдь не как стилизация, а в творчески свободной, оригинальной трактовке. Короткий основной мотив представляет собой секвенцию из трех восходящих кварт. Вся пьеса с ее сложно разветвленным узором вырастает из этого единственного тематического зерна. Варьирование исходного мотива - интонационно-ритмическое и контрапунктическое - осуществлено с образцовым мастерством и говорит о глубочайшем проникновении Шумана в технику и дух баховского письма. Именно этим достигается отмеченное Чайковским "разнообразие в единстве".

В финал. Lebhaft, оживленно праздничного, народного характера композитор вплетает преображенную тему из четвертой части, а также (в коде) фанфарно-призывный мотив из первого А11еgro. Таким образом здесь, как и во Второй симфонии, картина народного праздника синтезирует в себе все идейные мотивы произведения.

Четвертая симфония ре минор, соч. 120 (1841 - 1851). Созданная с увлечением, в течение нескольких дней сентября 1841 года, симфония эта была вскоре исполнена в концерте Гевандхауза, но большого успеха не имела. Шуман сетовал на то, что у дирижерского пульта стоял в тот вечер не Мендельсон (его заменил концертмейстер Ф. Давид), и был убежден, что новая симфония отнюдь не ниже Первой и "рано или поздно получит признание". Но неудача с первым исполнением, видимо, заронила внутренние сомнения: произведение не исполнялось и не печаталось. В 1851 году Шуман полностью переинструментовал симфонию, н спустя еще два года она была в этом виде впервые исполнена на нижнерейнском музыкальном празднестве в Дюссельдорфе; дирижировал автор.

Столь робко входившая в жизнь. Четвертая симфония обрела, однако, судьбу более счастливую, чем любая из шумановских симфоний: стала самой популярной из них, способной вызвать наиболее непосредственный слушательский отклик. Симфония близка к лучшим страницам ее автора по вольному полету вдохновения, по романтической настроенности, разнообразию, а также по шумановской свободе и гибкости построения. Первоначально автор назвал эту партитуру Симфонической фантазией". П. И. Чайковский находил, что Четвертая симфония заключает в себе в избытке всегдашние качества шумановского творчества: нербыкновенное богатство мелодического изобретения, оригинальные, сочные гармонические комбинации, необычайное искусство в разработке тем, свежесть и глубокую прочувствованность...'

Четвертая симфония - единственное произведение Шумана в этом жанре, где он стремится равноправно объединить тип классического сонатного цикла и свою излюбленную новаторскую форму. В симфонии есть традиционные четыре части. Но, во-первых, они вливаются одна в другую и исполняются без перерыва. Во-вторых. - что еще важнее, - они сплетаются при помощи общего или родственного тематического материала. Характер этих связей разный: то возникает почти точное повторение или вариант, то причудливая трансформация, то лишь намеки" родства, едва уловимые ассоциации.

Среди симфоний Шумана Четвертая наиболее лирична, проникнута поэзией личного чувства. Такова в особенности взволнованная первая часть, в которую вводит меланхолическое вступление, Ziemlich langsam. Материал главной темы заполняет собой всю экспозицию сонатного аллегро. Lebhaft. Две контрастные темы -маршеобразная и игриво певучая - появляются лишь в разработке, что вносит в развитие музыки импровизационную свободу; отсутствие отчетливой, симметрически закругляющей репризы (она сливается с разработкой и с кодой) усиливает ощущение "бесконечного" развертывания формы.

Переход ко второй части - Романсу. Ziemlich langsam. - одна из тонких музыкальных находок Шумана. Начальный аккорд (кларнеты, фаготы и валторны) воспринимается как минорное "эхо" только что отзвучавшего мажорного тонического аккорда Аллегро. Тема Романса и поэтически обаятельна, и, при всей своей простоте, Кшвительно оригинальна. В ней предвосхищаются многие народно-лирические темы Грига и Брамса, ополнением к основной мелодии, как бы грустным откликом на нее служит реминисценция из вступления к первой части. Средний эпизод Романса - свободная мажорная вариация на только что прозвучавшее "дополнение" (соло скрипки).

Энергичное скерцо, Lebhaft, ритмически у интонационно (а также благодаря своей тональности) легко ассоциируется с аналогичной частью бетховенской Девятой. В трио дается вариант средней темы из Романса ("вариация на вариацию"). Повторение в конце скерцо всего трио и, особенно, его мягкая, как бы растворяющаяся звучность в заключительных тактах создают стимул для новой нарастающей волны развития. Эту роль выполняет вступление к финалу. Langsam. Основная тема финала, Lebhaft, - ликующий, праздничный марш - заимствована из разработки первого Аллегро; в то же время материал главной партии Аллегро использован во вступлении и служит затем орнаментальным украшением марша, финал в сонатной форме увлекателен изобилием тем, живым ритмическим пульсом, сжатостью и динамичностью структуры.


  Соисполнители :

Соисполнители не найдены


№ п/п

Наименование трека

Текст

Длительность

Комментарий
   1 01 1. Andante Un Poco Maestroso - Allegro Molto Vivace         0:11:44 Symphony No 1 In Bflat, Op. 38 'Spring
   1 02 2. Larghetto         0:06:20 -"-
   1 03 3. Scherzo. Molto Vivace         0:05:46 -"-
   1 04 4. Allegro Animato e Grazioso         0:08:56 -"-
   1 05 1. Sostenuto Assai - Un Poco Piu Vivace - Allegro, Ma Non Troppo - Con Fuoco         0:12:01 Symhony No. 2 In C, Op. 61
   1 06 2. Scherzo. Allegro Vivace         0:07:02 -"-
   1 07 3. Adagio Expressivo         0:09:39 -"-
   1 08 4. Allegro Molto Vivace         0:08:07 -"-
   1 09 Overture 'Genoveva', Op 81         0:08:20  
   2 01 1. Lebhaft         0:09:55 Symphony No. 3 InE Fiat, Op. 97 'Rhenish'
   2 02 2. Scherzo, Sehr M??ig         0:06:35 -"-
   2 03 3. Nich Schnell         0:05:02 -"-
   2 04 4. Feierlich         0:05:32 -"-
   2 05 5 Lebhaft         0:05:41 -"-
   2 06 1. Ziemlich Langsam - Lebhaft         0:10:24 Symphony No. 4 In D Minor, Op. 120
   2 07 2. Romanze. Ziemlich Langsam         0:04:31 -"-
   2 08 3. Scherzo. Lebhaft - Trio         0:05:24 -"-
   2 09 4. Langsam - Lebhaft -Schneller - Presto         0:09:39 -"-
   2 10 'Manfred' Overture, Op. 115 After Byron         0:11:55  

      Обозначения:

 T   'щелкнуть' - переход к тексту композиции.

вернуться        закрыть окно

Последние изменения в документе сделаны 20/10/2016 22:03:46

Главная страница коллекции

Collection main page