Описание CD

вернуться        закрыть окно  

 


  Исполнитель(и) :
◄◄◄        ►►►

  Наименование CD :
   Symphony No. 3



Год издания : 1990

Компания звукозаписи : Gramzapis, (ru)

Время звучания : 1:04:32

  Комментарий (рецензия) :

CD, стоящие на полке рядом : Classics (Symphony)      

Государственный академический симфонический оркестр СССР

дирижер Евгений Светланов

## 1- 3 - Большой зал Московской консерватории 30 декабря 1986

# 4 - 1966

# 5 - 1973

другое исполнение

========= from the cover ==========

Третья симфония - одно из самых значительных и глубоких произведений С. В. Рахманинова. Она создана в 1935 - 1936 годах, в период длительного пребывания композитора за границей и впервые прозвучала в ноябре 1936 года в Филадельфии, дирижировал Л. Стоковский.

Образы любимой Родины, воспоминания и думы о ней - таково основное содержание Третьей симфонии, с начала и до конца проникнутой русским национальным колоритом. Вдохновенная рахманиновская лирика сплетается в ней с эпическими и народно-праздничными образами. В Третьей симфонии получили отражение трагические настроения, усилившиеся в годы долгой разлуки композитора с родной страной.

Через все части симфонии проходит лейтмотив сурового древнерусского склада. В отдельных эпизодах он приобретает то скорбный, то мрачно-угрожающий, то величаво-мужественный характер.

В кратком вступлении первой части, Lento, звучит лейтмотив симфонии. Стремительное нарастание вводит в главную тему первой части, Allegro moderato. Сразу же устанавливается четко пульсирующий ритм. На этом фоне возникает задушевная мелодия русской песни. Мягкой певучестью отличается и вторая тема, более светлая по окраске. В разработке движение становится беспокойным, колорит - сумрачным. С притоптыванием врывается тема озорного пляса. В ответ грозно звучит мелодия древнего распева. Постепенно проясняется тревожная мгла. Снова льются печальные мелодии-воспоминания.

В начальных тактах второй части, Adagio ma non troppo, проходит знакомый лейтмотив. Его сменяет новая, едва ли не самая "рахманиновская" из тем симфонии, родственная лучшим лирическим образам композитора. Особая прелесть этой темы - в ее тонких, как бы "мерцающих" колебаниях гармонии. Непосредственным продолжением ее является вторая тема, с более активной, взволнованной мелодией.

Средний эпизод - Allegro vivace - марш-скерцо, в котором песенное начало уступает место порывистому движению. В этом мелькающем движении снова чувствуется нечто таинственное и тревожное. Слух неожиданно улавливает суровые интонации основного лейтмотива.

Главная праздничная тема финала, Allegro, проникнута мужественной энергией и напоминает "богатырские" образы Бородина. С ней сопоставлена вторая лирическая тема. Мелодия лейтмотива предваряет начало разработки, где главная тема развивается в виде фугато: черты гротеска соединяются здесь с мрачноватой фантастикой. В самом конце разработки зловеще звучит средневековый мотив "Dies irae" -символ смерти. Но вслед за этим наступает просветление: возвращается настроение ликующей народной праздничности.

Симфоническая поэма "Остров мертвых" закончена Рахманиновым в 1909 году. Это наиболее значительное из программных сочинений композитора. Поэма написана под впечатлением одноименной картины немецкого художника-символиста Арнольда Бёклина.

Остров мертвых, по Бёклину, - место вечного покоя, где нет ни болезней, ни печали, так же как нет и трепета жизни. Угрюмые голые скалы окружают с трех сторон остров и покрывающие его высокие кипарисы. Воплощение вечности жизни в непрерывном движении моря - вот основная идея поэмы. В этом ее существенное отличие от картины Беклина, где море изображено таким же мертвенным и неподвижным, как и остров.

Первый раздел поэмы рисует величественную картину моря, свинцово-серыми волнами омывающего печальный остров. В переливах мелодических полевок, гармоний, тембров, в мерном пятидольном размере проявляется близость композитора к русскому народному искусству, хотя в музыкальном языке можно подметить и некоторые импрессионистские тенденции.

Средний раздел звучит приглушенно-призрачно. В верхнем регистре деревянных и струнных инструментов появляется хрупкая нежная мелодия. В наиболее напряженный момент течение мелодии обрывается зловещими аккордами. Все ближе доносятся звуки погребального напева "Dies irae". В последний раз появляется у солирующего гобоя нежная, скорбная мелодия и беспомощно замирает. И опять мерно катит свои волны море.

Скерцо для оркестра фа мажор - самое раннее из оркестровых сочинений Рахманинова, дошедших до наших дней. Оно было закончено 12 февраля 1887 года, когда автору еще не исполнилось четырнадцати лет. Темы скерцо близки народным мелодиям, развитие не лишено изящества.

Symphony No. 3 is one of the most significant and deep works by S. Rachmaninov. It was written in 1935 - 1936, during the composer's long sojourn abroad. The symphony was performed for the first time in Philadelphia under the baton of L. Stokowski.

The images of the beloved Motherland, reminiscences and thoughts about it make up the content of the symphony, deeply imbued with Russian national colour.

"Isle of the Dead" - symphonic poem was completed by S. Rachmaninov in 1909. This is one of the most important programme works by the composer. The' poem was created under the influence of the canvas by the German painter A. Bocklin.

Scherzo for Orchestra in F major - is one of the earliest orchestral works by the composer. It was completed on February 12, 1887, when Rachmaninov was less than fourteen. Scherzo's themes are close to the folk melodies and their development does not lack elegance.

====

Symphony No. 3 in A minor, Op. 44

Rachmaninov composed his Third Symphony at his summer house on Lake Lucerne during the summers of 1935 and 1936, after the triumph of his Rhapsody on a Theme of Paganini had restored him to favor as a composer. After the symphony's 1937 premiere at the hands of Leopold Stokowski and the Philadelphia Orchestra (which Rachmaninov himself would conduct in the work's first recording two years later), the composer wrote, "It was played wonderfully. Both audience and critics responded sourly. Personally, I'm firmly convinced that this is a good work."

The first movement opens Lento as the saxophone introduces a motif that will take new forms throughout the work. Then the strings rise to usher in the main Allegro moderato in straightforward sonata form. A plaintive Russian folklike theme, introduced by oboes and bassoons, is juxtaposed with a great flowing melody in the strings. The development is so agitated that this melody seems even more sweetly nostalgic on its return in the recapitulation; the movement ends with the opening motif echoing unquietly in the lower strings. The second movement (Adagio ma non troppo - Allegro vivace) combines the usual slow movement and scherzo. A solo horn over the harp states the motif in a new form, which mutates into an aching, yearning theme introduced by the solo violin. This violin theme is developed at length, alternating legato strings and soulful passages for the solo instruments. The brisk, even angry middle section recalls Mussorgsky, or even Stravinsky, as much as Tchaikovsky; the Adagio theme on its return reaches a great climax before sinking into repose. The finale (Allegro) opens with a confident and energetic theme. This is alternated with episodes that are variously nostalgic, fantastic, or downright grotesque, with increasingly aggressive and acerbic harmonies - and yes, the Dies Irae turns up. But in the end the main theme emerges triumphantly, its forward momentum sweeping all before it.

- Sol Louis Siegel


  Соисполнители :

Соисполнители не найдены


№ п/п

Наименование трека

Текст

Длительность

Комментарий
   1 Lento. Allegro Moderato         0:13:38 Symphony # 3 In A Minor, Op 44. Rec. 1968
   2 Adagio Ma Non Troppo         0:12:30 -"-
   3 Allegro         0:12:07 -"-
   4 Isle Of The Dead         0:20:29 Симфоническая Поема По Картине А. Бёклина, Соч. 29. Rec. 1966
   5 Scherzo For Orchestra         0:05:48 Соч. 1887 Г. Редакция П. Ламма. Rec. 1973

      Обозначения:

 T   'щелкнуть' - переход к тексту композиции.

вернуться        закрыть окно

Последние изменения в документе сделаны 20/10/2016 22:03:09

Главная страница коллекции

Collection main page