Биография исполнителя:

все биографии (all bio)

назад (back)
     Alfred Schnittke
 
 

Birth Nov 24, 1934 in Engels, Russia
Death Aug 3, 1998 in Hamburg, Germany

Upon his emergence in the West in the early 1980s, Alfred Schnittke became one of the most talked about, recorded, and influential composers of the last decades of the twentieth century. Difficult to classify, Schnittke composed in a wide variety of stylistic idioms and pioneered the concept of polystylism by borrowing, quoting, and parodying historical forms and styles. Even within a single work there can be an amalgam that crosses tonality with atonality, and ironic mockery with exalted spirituality. Schnittke's earlier works are deeply influenced by the German and Russian traditions. Many of Schnittke's works have also been inspired by prominent performers, including Yuri Bashmet, and Mstislav Rostropovich. The Concerto Grosso No. 1 (1977) was one of the first works to bring Schnittke's name to prominence and was popularized by Gidon Kremer, a tireless proponent of his music. The Concerto Grosso No. 3 (1985) begins by sounding like an homage to Johann Sebastian Bach, yet soon unravels into a melange of jarring chords. The second movement begins as a cadenza for soloists who are then summarily consumed by the orchestra. The third movement parodies Beethoven's Piano Concerto No. 4, the fourth is peppered with quotes from Bach's Well Tempered Clavier. Schnittke's oddly-named Concerto Grosso No. 4/Symphony No. 5 (1987 - 88) begins with skewed Baroque fanfares which are transformed into an ominous keening. In the next movement, he takes the fragmentary bars of an incomplete Mahler piano quartet and creates what could have been its development, had Mahler been magically transported to the late twentieth century. As much as he pillaged and mocked traditional sources, Schnittke could produce lovely pastiches of them.

In his later years, Schnittke became even more experimental and eclectic, drawing from every imaginable source, popular and arcane. Undoubtedly his years of experience as a successful film composer contributed to his eclecticism. In spite of its seemingly disparate elements, Schnittke's later music is profoundly iconographic and emotionally powerful. Nor is it for the unadventurous, as much of it bristles with dissonance, complexity, and extremes of textures and dynamics.

Schnittke was born in 1934 in the Soviet Union to German parents. After living for several years in Vienna, he returned to Moscow to attend the Conservatory from 1953-58. He returned there to teach instrumentation from 1962 through 1972. Thereafter, splitting his time between Moscow and Hamburg, he supported himself as a film composer. Schnittke composed nine symphonies, six concerti grossi, four violin concertos, two cello concertos, concertos for piano and a triple concerto for violin, viola and cello, four string quartets, ballet scores, choral and vocal works. His first opera, Life with an Idiot, was premiered in Amsterdam (April 1992). Two more recent operas, Gesualdo and Historia von D. Johann Fausten were unveiled in Vienna (May 1995) and Hamburg (June 1995) respectively. In 1985, Schnittke suffered a series of strokes, but nevertheless entered into the most creative period of his life. From 1990 until his death in 1998, he lived exclusively in Hamburg.

A Jewish-born Christian mystic, Schnittke had philosophical theories that permeated his music. According to his biographer Alexander Ivashkin, he believed a composer "should be a medium or a sensor remembering what he hears from somewhere else and whose mind acts as a translator only. Music comes from some sort of divine rather than human area." (Alfred Schnittke, Phaedon Press 1995).

- Steven Coburn (All Music Guide)

=======

Альф - так Альфреда Шнитке называли его московские друзья. Понятно, что случайно подобные сокращения не образуются. Мне представляется, что в этом как-то отразилась экзотика существования Шнитке посреди советского московского быта: как будто среди нас оказался бы пришелец с Марса.

Было в Шнитке, действительно, что-то от инопланетянина: большая, склонённая набок голова, странная причёска; близко посаженные пугливые глаза на бледном лице сразу поражали и запоминались. Ещё до всех своих неполадок с сердцем Шнитке двигался неуверенно, осторожно - словно постоянно примеряясь к чуждому земному притяжению.

Вообразить его учавствующим в нашей суетливой жизни было трудно, однако Шнитке в те годы - 60-е, начало 70-х - менее всего походил на затворника. Наоборот, я изумлялся, как это Шнитке поспевает повсюду: и в консерваторию, где он преподавал оркестровку, и на заседание в Союз композиторов, чтобы выступить там в поддержку своих друзей, и в экспериментальную студию электронной музыки, и на модную театральную премьеру, и на приём в западное посольство.

Где бы Шнитке ни появлялся, вокруг него сразу образовывался мини-водоворот узнавания, любопытных взглядов и перешёптываний: "Это же Шнитке! Как, Шнитке? Да-да, Шнитке! Тот самый, композитор?"

Да, чуть не забыл: он же ещё успевал и музыку сочинять! Причём плодовитость Шнитке была поразительной: одна за другой следовали симфонии (на сегодняшний день их девять), инструментальные концерты, сонаты... Шнитке -автор трех опер, нескольких балетов, сочинений для хора - много музыки!

Он стремился к тому, чтобы его сочинения вошли в общий ряд современной культуры. Для советских чиновников это было признаком "безродного космополитизма" Шнитке. В Советском Союзе словосочетание "безродный космополит" эвфемистически обозначало еврея.

Иудейство Шнитке, между тем, было весьма сомнительным. Отец его был евреем - коммунистом и атеистом, мать - немкой. Первым языком был немецкий, но родным своим языком Шнитке считает русский. Еврейского языка и обычаев он не знает. Вдобавок, в 1982 году, когда Шнитке было сорок восемь лет, он был крещён по католическому обряду.

Йога, оккультизм, каббала, китайские мистические прозрения ("И цзин") - чего только Шнитке не испробовал в поисках ответа на волновавшие его загадки жизни и смерти... Погружаясь в недра иррационального, он испытал ужас, единственным спасением от которого представилось приобщение к христианству.

Католичество было выбрано Шнитке во многом потому, что его мать была крещена католичкой. Хотя он иногда говорит, что уважает православную церковь больше, чем католическую. Запутанность отношений Шнитке с религией ставит в тупик даже его друзей с экуменистическими взглядами. Для Шнитке это проблема этическая, и психологическая, и культурная. Он пытается разрешить её в своей музыке.

Людей, впервые сталкивающихся с произведениями Шнитке, прежде всего поражает их эмоциональная напряжённость. Это музыка полярных противоположностей, кричащих контрастов: громкое и тихое, высокое и намеренно пошлое, аскетически сдержанное и вызывающе роскошное. Все это в сочинениях Шнитке сосуществует, живет бок о бок.

Многих это раздражает, отталкивает. Им кажется, что, объединяя видимо необъединимое, нестыкующееся, композитор над ними издевается. Их ухо не улавливает технической изощренности, с которой "сработаны" партитуры Шнитке, всех спрятанных в них подлинных и мнимых цитат, символов, аллюзий и намёков. Вплоть до музыкальных монограмм - зашифрованных в виде нотных мотивов имён самого композитора и его друзей. Наверное, так и должно быть: секреты композитора - это его дело. Они интересны и важны только для профессионалов. Слушатель остаётся один на один с музыкой. А музыка Шнитке говорит о подлинных и пугающих эмоциях, испытанных самим автором.

Он часто вспоминает о впечатлении, произведённым на него "Божественной Комедией" Данте - особенно в той её части, где говорится о переходе из Ада в Чистилище. Данте, всё глубже погружаясь во владения дьявола, внезапно попадает в иную сферу. Из глубин ужаса и отчаяния он чудесным образом переносится в мир надежды. Этот момент перехода от тьмы к свету очень важен, считает Шнитке. Ведь мы буквально каждый день сталкиваемся с той или иной моральной дилеммой. И, увы, далеко не всегда делаем правильный выбор. Поэтому музыка Шнитке, по мысли композитора, призвана напоминать нам о самой возможности выбора. Важно не терять надежды на реальность перехода от тьмы к свету. Или, по максиме одного русского писателя, "не терять отчаянья".

Русский максимализм, таким образом, соседствует в произведениях Шнитке с еврейским скепсисом, окрашенным в густые тона немецкой культурной традиции. Эта "гремучая смесь" кажется такой же немыслимой, как столь характерные для музыки Шнитке динамические и стилистические контрасты. Однако без неё не существовало бы феномена Шнитке - "учёной" германской музыки, стремящейся говорить, по русскому обычаю, "от сердца к сердцу". Поэтому, даже и перебравшись из Москвы в Гамбург, Шнитке продолжал ощущать себя русским композитором. Германия, такая заманчивая и родная издалека, России ему не заменила.

Сердце самого Шнитке оказалось плохо подготовленным к этой схватке страстей: несколько раз оно сдавало, не выдерживая стресса. Серия инфарктов превратила Шнитке из всюду поспевавшего жизнелюба в немого гамбургского затворника. Вся оставшаяся в нем жизненная сила сконцентрировалась теперь на одном - сочинении музыки.

Какая фанатическая преданность своему искусству, такое чудовищное упорство... Шостакович когда-то сказал: "Если мне отрубят обе руки, я всё равно буду писать музыку - держа перо в зубах". Шнитке во многом является продолжателем Шостаковича. И в этом своём упорстве - тоже.

Удивительно Шнитке чувствует природу инструментов. Исполнитель его музыки ощущает себя актером, получившим шекспировскую роль. Особенно это касается струнных, которые в музыкальном сознании Шнитке доминируют. Может быть, в этом сказывается еврейский элемент в душе Шнитке? Во всяком случае, композитор дает струнным выразить необычайно широкий диапазон эмоций. Поэтому так важен в творчестве Шнитке жанр струнного квартета. Он их написал четыре, в каждом запечатлев существенную грань своего творчества: в 1966-ом, 1980-ом, 1983-м и 1989-ом годах. Каждое из этих сочинений - манифест момента. Подобным образом использовали струнный квартет Бетховен, Барток, Шостакович.

Феномен Шнитке, о котором я говорил, был бы невозможен без его работы в кино. В те годы, когда сочинения Шнитке редко звучали в советских концертных залах, музыка для фильмов служила не только отдушиной, но и лабораторией: так композитор мог экспериментировать с новыми идеями и приёмами. С некоторыми из кинорежиссёров у Шнитке сложились особенно тесные взаимоотношения, - например, с Ларисой Шепитько. Эта русская красавица поставила фильмы, вошедшие в золотой фонд русского кинематографа 70-х годов: "Ты и я", "Восхождение", "Прощание". Музыку к ним написал Шнитке. Шепитько погибла в автомобильной катастрофе, когда ей был 41 год. Её памяти Шнитке посвятил струнный квартет ?/2. Здесь можно услышать отзвуки величавых древнерусских песнопений. В этой музыке выражена любовь Шнитке к России, её природе и людям.

Хотя между квартетами ?/1 и ?/2 пролегло расстояние в 14 лет, их можно читать как главы одной книги. В первом квартете Шнитке, по тем временам, вызывающе нон-конформен в своем последовательном использовании серийной техники. Это - манифест Шнитке-авангардиста. Не зря партийные чиновники сразу объявили эту музыку "антисоветской". Шнитке, напротив, объяснял, что ему в этом квартете хотелось передать процесс творчества. В кульминации там всё внезапно распадается, чтобы в конце вернуться к начальной строгой серии из двенадцати звуков. Прыжок ко Второму квартету грандиозен - не только временной, но и стилистический. А выглядит он абсолютно естественно. Как заметил Давид Харрингтон: "Ты закрываешь последнюю страницу предыдущего квартета, открываешь первую страницу следующего - и понимаешь, что именно эта музыка должна была появиться". Как хрупкий мостик между первыми двумя квартетами воспринимается "Канон памяти Стравинского", в котором Шнитке воздал омаж одному из своих любимых мастеров.

Центральная идея струнного квартета ?/3 - карнавал музыкальных цитат, знаменующий новый период в творчестве Шнитке: "полистилистический". Здесь Шнитке с этим не вполне согласен. Он настаивает на роли интуиции, когда композитор не пишет музыку, а как бы "записывает" её, словно расшифровывая уже существующую партитуру. В этот момент, по словам Шнитке, композитор подключается к какому-то чудесному источнику вдохновения. Вот почему - добавляет Шнитке - каждое великое произведение кажется слушателям давно знакомым: они его уже "знают", ибо оно существовало "всегда".

Ювелирная, тщательная, самоотверженная работа самого Шнитке над своими опусами - и эта почти наивная вера в Божественное вдохновение: нет ли здесь противоречия? Один из самых интеллектуальных композиторов нашего времени всю жизнь напряженно стремится к тому, чтобы стать сосудом, через который пройдет музыка, ниспосланная свыше. Удалось ли это ему - судить нам, слушателям. Но, устраиваясь поудобнее в кресла перед прослушиванием музыки Шнитке, сможем ли мы забыть о трагических обстоятельствах его биографии?

Я вспоминаю Шнитке в его московской квартире. Это было в конце 1975 года, незадолго до моего отъезда на Запад. Я зашёл попрощаться, уверенный в том, что покидаю Россию навсегда. Посидели, выпили. Поначалу грустный, Шнитке постепенно разошёлся, повеселел. Таким он мне и запомнился: с рюмкой в руке, хохочущим над новейшим московским политическим анекдотом.

- Соломон Волков


Ресурсы сети, связанные с исполнителем:
www.siue.edu/~aho/musov/review/schnitrev.html Biography
www.schnittke.de Personal website. На немецком языке
www.siue.edu/~aho/musov/discrev/schnitchron.html Works
home.wanadoo.nl/ovar/schnopus.htm Works
www.mellotron.ru/schnittke/schnittke3.htm А.Г.Шнитке. Беседы, выступления [ru]
www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=836&op=bio Биография, творчество [ru]
en.wikipedia.org/wiki/Alfred_Schnittke About from 'wikipedia'
ru.wikipedia.org/wiki/Шнитке,_Альфред_Гарриевич О исполнителе из 'википедии' [ru]
en.m.wikipedia.org/wiki/Alfred_Schnittke About from 'wapedia.mobi' [mobile]
ru.m.wikipedia.org/wiki/Шнитке,_Альфред_Гарриевич О исполнителе из 'мобильной википедии' [mobile] [ru]
Хронологические таблицы (Hrono table)  
Поиск видео (Video Search) :  

CD коллекции, связанные с исполнителем:
  как основной исполнитель ...
 Alfred Schnittke - 'Chamber Music' - 1995, BIS
 Alfred Schnittke - 'Complete Piano Sonatas' - 2005, Caro Mitis
 Alfred Schnittke - 'Complete Violin Concertos' - 2000, Teldec
 Alfred Schnittke - 'Complete Works For Cello And Piano' - 1998, Chandos
 Alfred Schnittke - 'Concerto For Choir' - 1988, Грамзапись
 Alfred Schnittke - 'Concerto For Choir. Requiem' - 2000, Praga Digitals, Harmonia mundi
 Alfred Schnittke - 'Concerto Grosso No. 1. Cello Concerto' - 2004, Gramzapis, Moscow Studio Archives
 Alfred Schnittke - 'Concerto Grosso No. 3 And Concerto Grosso No. 4. Symphony No. 5' - 1991, Decca
 Alfred Schnittke - 'Concerto Grosso No. 6 & Symphony No. 8' - 1995, Chandos
 Alfred Schnittke - 'Faust Cantata' - 1993, BIS
 Alfred Schnittke - 'Historia Von D. Johann Fausten' - 1996, RCA
 Alfred Schnittke - 'In Memoriam' - 1996, Chandos
 Alfred Schnittke - 'Peer Gynt' - 1994, BIS
 Alfred Schnittke - 'Penitential Psalms. Voices Of Nature' - 1996, Chandos
 Alfred Schnittke - 'Piano Music' - 1998, Chandos
 Alfred Schnittke - 'Piano Quintet, String Quartet, Piano Quartet, String Trio' - BIS
 Alfred Schnittke - 'Quasi Una Sonata (Mstislav Rostropovich)' - 1993, Sony
 Alfred Schnittke - 'Requiem. Piano Concerto' - 1997, Chandos
 Alfred Schnittke - 'String Quartets Nos. 1-3' - 1990, BIS
 Alfred Schnittke - 'Symphony No. 1' - 1987, Грамзапись
 Alfred Schnittke - 'Symphony No. 2' - 1982, Gramzapis
 Alfred Schnittke - 'Symphony No. 3' - 1984, Грамзапись
 Alfred Schnittke - 'Symphony No. 4' - 1987, Грамзапись
 Alfred Schnittke - 'Symphony No. 6, 7' - 1996, BIS
 Alfred Schnittke - 'Symphony No. 7. Cello Concerto No. 1' - 2000, Chandos
 Alfred Schnittke - 'Symphony No. 8' - 2001, Chandos
  как основной соисполнитель ...
 Dennis Russell Davies - 'Dolorossa' - 1997, ECM
 Keller Quartet - 'Lento - Schnittke: Klavierquintett. Shostakovich: Streichquartett Nr. 15, Op. 144' - 2003, ECM
 Gidon Kremer - 'Glass: Violin Concerto. Schnittke: Concerto Grosso No. 5' - 1993, Deutsche Grammophon
 Vladimir Spivakov - 'Tribute To Alfred Schnittke' - 2003, Capriccio
 The Kronos Quartet - 'Schnittke: Complete String Quartets' - 1998, Nonesuch
 Various Artists - 'Baltic Voices 2' - 2004, Harmonia mundi
 Various Artists - 'December Nights 89: The World Of Pasternak' - 1989, Melodia
 Various Artists - 'Kancheli: Vom Winde Beweint. Schnittke: Konzert Fur Viola' - 1991, ECM
 Various Artists - 'Neue Russische Orgelmusik' - 1990, Aulos
 Various Artists - 'Rihm: String Quartet No. 4. Schnittke: String Quartet No. 4' - 1993, EMI Classic
 Various Artists - 'Russian Chamber Music' - 1991, Koch
 Various Artists - 'Schnittke: Hymns. Denisov: Chamber Symphony' - 1987, Melodiya
  как соисполнитель ...
 Gidon Kremer - 'Brahms, Sibelius, Schumann: Violin Concertos' - 1996, EMI
 The Kronos Quartet - 'Early Music (Lachrymae Antiquae)' - 1997, Elektra, Nonesuch
 


назад (back)      

  Последние изменения в документе сделаны 14/10/2016 18:40:34

Главная страница
 Project Main Page

My Music Base