Биография исполнителя:

все биографии (all bio)

назад (back)
     Gaetano Donizetti
 
 

(Domenico) Gaetano (Maria) Donizetti
(Born; Bergamo, 29 Nov 1797; Died; there, 8 April 1848). Italian composer. He was of humble origins but received help and a solid musical education (1806-14) from Mayr, producing apprentice operas and many sacred and instrumental works before establishing himself at Naples with La zingara (1822). Here regular conducting and a succession of new works (two to five operas a year) marked the real start of his career. With the international triumph of Anna Bolena (1830, Milan) he freed himself from Naples; the further successes of L'elisir d'amore and Lucrezia Borgia (1832, 1833, Milan), Marino Faliero (1835, Paris) and the archetype of Italian Romantic opera, Lucia di Lammermoor (1835, Naples), secured his pre-eminence.

Some theatrical failures, however, as well as trouble with the censors and disappointment over losing the directorship of the Naples Conservatory to Mercadante, caused him to leave for Paris, where besides successful French versions of his earlier works he brought out in 1840 La fille du regiment and La favorite. His conducting of Rossini's Stabat mater (1842, Bologna) and enthusiasm in Vienna for Linda di Chamounix (1842) led to his appointment as Kapellmeister to the Austrian court. Declining health began to affect his work from this time, but in Don Pasquale (1843, Paris) he produced a comic masterpiece, and in the powerful Maria di Rohan (1843, Vienna), Dom Sebastien, roi di Portugal (1843, Paris) and Caterina Cornaro (1844, Naples) some of his finest serious music.

Dramatic music: Anna Bolena (1830); L'elisir d'amore (1832); Lucrezia Borgia (1833); Maria Stuarda (1835); Marino Faliero (1835); Lucia di Lammermoor (1835); Roberto Devereux (1837); La fille du regiment (1840); La favorite (1840); Linda di Chamounix (1842); Don Pasquale (1843); Maria di Rohan (1843); Dom Sebastien, roi di Portugal (1843); Caterina Cornaro (1844); Poliuto (1848; comp. 1838); Circa; 50 others; over 25 cantatas and occasional works.

Vocal chamber music: Circa; 250 songs and duets with pf acc; choruses.

Sacred music: Circa; 100 works, incl. Requiem, d, for Bellini (1835); Miserere, g (1837); Ave Maria (1842).

Instrumnetal music: 13 sinfonias; 5 concs., incl. Concertino, G eng hn(1817); 19 str qts; chamber music; pf pieces.

classicalplus.gmn.com/composers/composer.asp?id=321

=====

Гаэтано Доницетти

Г. Доницетти - представитель итальянской романтической оперной школы, кумир поклонников бельканто - появился на оперном горизонте Италии в то время, когда "умирал Беллини и молчал Россини". Обладатель неисчерпаемого мелодического дара, глубокого поэтического таланта и чувства театральности, Доницетти создал 74 оперы, в которых раскрылась широта и разнообразие его композиторского дарования. Оперное творчество Доницетти необычайно разнообразно по жанрам: это социально-психологические мелодрамы ("Линда ди Шамуни" - 1842, "Джемма ди Вержди" - 1834), историко-героические драмы ("Велизарио" - 1836, "Осада Кале" - 1836, "Торквато Тассо" - 1833, "Мария Стюарт" - 1835, "Марина Фальеро" - 1835), лирико-драматические оперы ("Лючия ди Ламмермур" - 1835, "Фаворитка" - 1840, "Мария ди Роган" - 1843), трагические мелодрамы ("Лукреция Борджа" - 1833, "Анна Болейн" - 1830). Особенно разнообразны оперы, написанные в жанре buffa, музыкальные фарсы ("Замок инвалидов" - 1826, "Новый Пурсоньяк" - 1828, "Сумасшедшие по заказу" - 1830), комические оперы ("Любовный напиток" - 1832, "Дон Паскуале" - 1843), комические оперы с разговорными диалогами ("Дочь полка" - 1840, "Рита" - поставлена в 1860) и собственно оперы-buffa ("Гувернер в затруднении" - 1824, "Ночной звонок" - 1836).

Оперы Доницетти - плоды необычайно скрупулезной работы композитора как над музыкой, так и над либретто. Будучи широко образованным музыкантом, он использовал произведения В. Гюго, А. Дюма-отца, В. Скотта, Дж. Байрона и Э. Скриба, сам пробовал писать либретто, прекрасно сочинял юмористические стихи.

В оперном творчестве Доницетти условно можно выделить два периода. В сочинениях первого (1818-30) весьма заметно влияние Дж. Россини. Хотя оперы неравноценны по содержанию, мастерству и проявлению авторской индивидуальности, в них Доницетти предстает великолепным мелодистом. Период творческой зрелости композитора приходится на 30-е - первую половину 40-х гг. В это время он создает шедевры, вошедшие в историю музыки. Таковы "всегда свежая, всегда прелестная" (А. Серов) опера "Любовный напиток"; "один из самых чистых бриллиантов итальянской оперы" (Дж. Донати-Петтени) "Дон Паскуале"; "Лючия ди Ламмермур", где Доницетти раскрыл все тонкости душевных переживаний любящего человека (Де Валори).

Интенсивность творчества композитора поистине уникальна: "Легкость, с какой Доницетти сочинял музыку, умение быстро уловить музыкальную мысль позволяют сравнить процесс его творчества с естественностью плодоношения цветущих фруктовых деревьев" (Донати-Петтени). Равно легко автор владел различными национальными стилями и жанрами оперного творчества. Помимо опер, перу Доницетти принадлежат оратории, кантаты, симфонии, квартеты, квинтеты, духовные и вокальные сочинения.

Внешне жизнь Доницетти казалась сплошным триумфом. На самом же деле это было не так. "Мое рождение покрыто тайной", - писал композитор, - "ибо я появился на свет под землей, в подвале Борго-Канале, куда луч солнца не проникал никогда". Родители Доницетти были бедные люди: отец - сторож, мать - ткачиха. В 9 лет Гаэтано поступает в Благотворительную музыкальную школу Симона Майра и становится там лучшим учеником. В 14 лет он переезжает в Болонью, где учится в музыкальном лицее у С. Маттеи. Выдающиеся способности Гаэтано впервые раскрылись на экзамене 1817 г., где исполнялись его симфонические произведения и кантата. Еще в лицее Доницетти написал 3 оперы: "Пигмалион", "Олимпиада" и "Гнев Ахилла", а уже в 1818 г. его опера "Энрико, граф Бургундский" была с успехом поставлена в Венеции. Несмотря на успех оперы, это был очень трудный период в жизни композитора: контрактов на сочинение заключать не удавалось, семья нуждалась в материальной помощи, близкие его не понимали. Симон Майр устроил Доницетти контракт с Римской оперой на сочинение оперы "Зораида Гранатская". Постановка имела успех, но критика, обрушившаяся на молодого композитора, была оскорбительно жестокой. Но это не сломило Доницетти, а лишь укрепило его силы в стремлении к совершенствованию своего мастерства. Но несчастья следуют одно за другим: сначала умирает сын композитора, затем - родители, горячо любимая жена Вирджиния, которой не исполнилось даже 30 лет: "Я один на земле, и я еще жив!" - в отчаянии написал Доницетти. От самоубийства его спасло искусство. Вскоре следует приглашение в Париж. Там он пишет романтическую, прелестную, "Дочь полка", изящную "Фаворитку". Оба этих сочинения, а также интеллектуальный "Полиевкт" были приняты с восторгом. Последняя опера Доницетти - "Катарина Корнаро". Она была поставлена в Вене, где в 1842 г. Доницетти получает звание австрийского придворного композитора. После 1844 г. психическое заболевание заставило Доницетти отказаться от композиторской деятельности и послужило причиной его смерти.
...

- М. Дворкина

Сын бедных родителей, он находит первого учителя и благодетеля в лице Майра, затем учится в Болонском музыкальном лицее под руководством падре Маттеи. В 1818 году в Венеции была поставлена его первая опера "Энрико, граф Бургундский". В 1828 году женится на певице и пианистке Вирджинии Васселли. В 1830 году в миланском театре "Каркано" с триумфом поставлена опера "Анна Болейн". В Неаполе занимает пост директора театров и место преподавателя консерватории, весьма при этом уважаемого; тем не менее в 1838 году директором консерватории становится Меркаданте. Это было большим ударом для композитора. После смерти родителей, трёх сыновей и жены он (несмотря на многочисленные любовные истории) остаётся один, здоровье его расшатано, в том числе из-за невероятного, титанического труда. Став впоследствии автором и руководителем частных концертов при Венском дворе, ещё раз раскрывает свои большие возможности. В 1845 году тяжело заболевает.

"Я родился в Борго-Канале под землёй: в подвал, куда я спускался по лестнице, никогда не проникал луч света. И, словно филин, вылетев из гнезда, я всегда нёс в самом себе то дурные, то счастливые предчувствия". Эти слова принадлежат Доницетти, который таким образом хотел определить свои истоки, свою судьбу, отмеченную роковым стечением обстоятельств, что, однако, не помешало ему чередовать в оперном творчестве серьёзные, даже трагические и мрачные сюжеты с сюжетами весёлыми и прямо-таки фарсовыми. "Когда у меня в голове зарождается комическая музыка, я чувствую неотвязное сверление в её левой стороне, когда же серьёзная - я чувствую то же сверление справа", - утверждал композитор с беспечной эксцентричностью, словно желая показать, с какой лёгкостью возникали в его уме идеи. "Знаешь ли мой девиз? Быстро! Быть может, это и недостойно одобрения, но то, что я сделал хорошо, всегда было сделано быстро", - писал он Джакомо Саккеро, одному из своих либреттистов, и результаты, хотя и не всегда, подтверждали справедливость этого утверждения. Верно пишет Карло Парментола: "Неравноценность сочинений Доницетти - теперь общее место критики, как и его белезненная творческая активность, причины которой обычно ищут в том, что его всегда подгоняли неумолимые сроки. Однако остаётся фактом, что и будучи студентом в Болонье, когда ничто его не торопило, он лихорадочно работал и продолжал работать в таком же темпе и тогда, когда, наконец-то добившись достатка, он избавился от необходимости непрерывно сочинять. Вероятно, эта потребность непрерывно творить независимо от внешних обстоятельств ценой ослабления контроля со стороны вкуса была чертой его беспокойной личности музыканта-романтика". И, конечно, он был композитором из тех, что, выйдя из-под власти Россини, всё больше убеждались в необходимости следовать за изменениями вкуса.

"Больше десятка лет, - пишет Пьеро Миоли, - многогранное дарование Доницетти свободно и разнообразно выражается в серьёзных, полусерьёзных и комических операх в согласии с более чем полувековой практикой итальянской оперы, олицетворённой в то время в образе безупречного Россини, тогда как начиная с 30-х годов продукция в серьёзном жанре получает количественный перевес, как, впрочем, того и требовала надвигавшаяся эпоха романтизма и пример такого современника, как чуждый комизму Беллини... Если второе и третье десятилетие XIX века в Италии утвердился театр Россини, если в пятом выдвинулся театр Верди, то четвёртое принадлежит Доницетти".

Занимая эту ключевую позицию, Доницетти со свойственной ему свободой вдохновения устремился к воплощению правдивых переживаний, которым предоставил такой же простор, освобождая их в случае необходимости от объективных и практических требований драматической последовательности. Лихорадочность поисков композитора заставляла его предпочитать финалы опер-сериа как единственную правду, необходимую для постижения сюжета. Именно это стремление к правде питало одновременно и его комическое вдохновение, благодаря которому, создавая карикатуры и автокарикатуры, он стал крупнейшим после Россини автором музыкальных комедий, и обусловливало его обращение в зрелый период к комическим сюжетам, отмеченным не только горестной иронией, но мягкостью и человечностью. Как утверждает Франческо Аттарди, "опера-буффа явилась в романтический период противовесом, трезвой и реалистической проверкой идеальных устремлений мелодрамы XIX века. Опера-буффа - это как бы оборотная сторона медали, побуждающая нас больше размышлять об опере-сериа.. она показывает нам жизнь такой, какая она есть, с её социальной пестротой, цинизмом и логикой экономических интересов, но делает это не травмируя нас, как если бы это был отчёт о буржуазном общественном утройстве".

Обширное наследие Доницетти, до сих пор ждущее подобающего признания, с полным правом заслуживает той общей оценки, которую даёт ей такой авторитет в области изучения творчества композитора, как Гульельмо Барблан: "Когда же нам станет ясно художественное значение Доницетти? Предвзятое мнение, тяготевшее над ним более века, представляло его нам как художника хотя и гениального, но увлекаемого своей поразительной лёгкостью поверх всякой проблематики ради того, чтобы предаться во власть минутного пыла вдохновения. Быстрый взгляд на семь десятков опер Доницетти, успешные современные возобновления забытых опер доказывают, напротив, что если в некоторых случаях такое мнение, быть может, и не является предрассудком, то в значительных своих произведениях... Доницетти был художником, сознававшим ответственность возложенной на него задачи и пристально всматривавшимся в европейскую культуру, в которой он ясно различил единственный способ сдвинуть нашу мелодраму с придававших ей провинциальность упрощённых позиций, которые ложно именовались "традицией"".

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)
www.belcanto.ru/donizetti.html

=====
Operas
The dates and locations are those of the premieres; when there was a substantial delay between composition and performance, the estimated year of completion is also given. Revisions are listed separately.
Il Pigmalione (1816; 13.10.1960 Teatro Donizetti, Bergamo)
Enrico di Borgogna (14.11.1818 Teatro San Luca, Venice)
Una follia (17.12.1818 Teatro San Luca, Venice) (lost)
Le nozze in villa (1821? Teatro Vecchio, Mantua)
Il falegname di Livonia, ossia Pietro il grande (26.12.1819 Teatro San Samuele, Venice)
Zoraida di Granata (28.1.1822 Teatro Argentino, Rome)
La zingara (12.5.1822 Teatro Nuovo, Naples)
La lettera anonima (29.6.1822 Teatro del Fondo, Naples)
Chiara e Serafina, ossia I pirati (26.10.1822 Teatro alla Scala Milan)
Alfredo il grande (2.7.1823 Teatro San Carlo, Naples)
Il fortunato inganno (3.9.1823 Teatro Nuovo, Naples)
Zoraida di Granata [rev] (7.1.1824 Teatro Argentino, Rome)
L'ajo nell'imbarazzo (4.2.1824 Teatro Valle, Rome)
Emilia di Liverpool (28.7.1824 Teatro Nuovo, Naples) (L'eremitaggio di Liverpool)
Alahor in Granata (7.1.1826 Teatro Carolino, Palermo)
Don Gregorio [rev of L'ajo nell'imbarazzo] (11.6.1826 Teatro Nuovo, Naples)
Elvida (6.7.1826 Teatro San Carlo, Naples)
Gabriella di Vergy (1826; 29.11.1869 Teatro San Carlo, Naples) (Gabriella)
Olivo e Pasquale (7.1.1827 Teatro Valle, Rome)
Olivo e Pasquale [rev] (1.9.1827 Teatro Nuovo, Naples)
Otto mesi in due ore (13.5.1827 Teatro Nuovo, Naples) (Gli esiliati in Siberia)
Il borgomastro di Saardam (19.8.1827 Teatro del Fondo, Naples)
Le convenienze teatrali (21.11.1827 Teatro Nuovo, Naples)
L'esule di Roma, ossia Il proscritto (1.1.1828 Teatro San Carlo, Naples)
Emilia di Liverpool [rev] (8.3.1828 Teatro Nuovo, Naples)
Alina, regina di Golconda (12.5.1828 Teatro Carlo Felice, Genoa)
Gianni di Calais (2.8.1828 Teatro del Fondo, Naples)
Il paria (12.1.1829 Teatro San Carlo, Naples)
Il giovedi grasso (26.2.1829? Teatro del Fondo, Naples) (Il nuovo Pourceaugnac)
Il castello di Kenilworth (6.7.1829 Teatro San Carlo, Naples)
Alina, regina di Golconda [rev] (10.10.1829 Teatro Valle, Rome)
I pazzi per progetto (6.2.1830 Teatro San Carlo, Naples)
Il diluvio universale (28.2.1830 Teatro San Carlo, Naples)
Imelda de' Lambertazzi (5.9.1830 Teatro San Carlo, Naples)
Anna Bolena (26.12.1830 Teatro Carcano, Milan)
Le convenienze ed inconvenienze teatrali [rev of Le convenienze teatrali] (20.4.1831 Teatro Canobbiana, Milan)
Gianni di Parigi (1831; 10.9.1839 Teatro alla Scala Milan)
Francesca di Foix (30.5.1831 Teatro San Carlo, Naples)
La romanziera e l'uomo nero (18.6.1831 Teatro del Fondo, Naples) (libretto lost)
Fausta (12.1.1832 Teatro San Carlo, Naples)
Ugo, conte di Parigi (13.3.1832 Teatro alla Scala Milan)
L'elisir d'amore (12.5.1832 Teatro Canobbiana, Milan)
Sancia di Castiglia (4.11.1832 Teatro San Carlo, Naples)
Il furioso all'isola di San Domingo (2.1.1833 Teatro Valle, Rome)
Otto mesi in due ore [rev] (1833, Livorno)
Parisina (17.3.1833 Teatro della Pergola, Florence)
Torquato Tasso (9.9.1833 Teatro Valle, Rome)
Lucrezia Borgia (26.12.1833 Teatro alla Scala Milan)
Il diluvio universale [rev] (17.1.1834 Teatro Carlo Felice, Genoa)
Rosmonda d'Inghilterra (27.2.1834 Teatro della Pergola, Florence)
Maria Stuarda [rev] (18.10.1834 Teatro San Carlo, Naples) (Buondelmonte)
Gemma di Vergy (26.10.1834 Teatro alla Scala Milan)
Maria Stuarda (30.12.1835 Teatro alla Scala Milan)
Marin Faliero (12.3.1835 Theatre-Italien, Paris)
Lucia di Lammermoor (26.9.1835 Teatro San Carlo, Naples)
Belisario (4.2.1836 Teatro La Fenice, Venice)
Il campanello di notte (1.6.1836 Teatro Nuovo, Naples)
Betly, o La capanna svizzera (21.8.1836 Teatro Nuovo, Naples)
L'assedio di Calais (19.11.1836 Teatro San Carlo, Naples)
Pia de' Tolomei (18.2.1837 Teatro Apollo, Venice)
Pia de' Tolomei [rev] (31.7.1837, Sinigaglia)
Betly [rev] ((?) 29.9.1837 Teatro del Fondo, Naples)
Roberto Devereux (28.10.1837 Teatro San Carlo, Naples)
Maria de Rudenz (30.1.1838 Teatro La Fenice, Venice)
Gabriella di Vergy [rev] (1838; 8.1978 recording, London)
Poliuto (1838; 30.11.1848 Teatro San Carlo, Naples)
Pia de' Tolomei [rev 2] (30.9.1838 Teatro San Carlo, Naples)
Lucie de Lammermoor [rev of Lucia di Lammermoor] (6.8.1839 Theatre de la Rennaisance, Paris)
Le duc d'Albe (1839; 22.3.1882 Teatro Apollo, Rome) (Il duca d'Alba)
Lucrezia Borgia [rev] (11.1.1840 Teatro alla Scala Milan)
Poliuto [rev] (10.4.1840 Opera, Paris) (Les martyrs)
La fille du regiment (11.2.1840 Opera-Comique, Paris)
L'ange de Nisida (1839; ?)
Lucrezia Borgia [rev 2] (31.10.1840 Theatre-Italien, Paris)
La favorite [rev of L'ange de Nisida] (2.12.1840 Opera, Paris)
Adelia (11.2.1841 Teatro Apollo, Rome)
Rita, ou Le mari battu (1841; 7.5.1860 Opera-Comique, Paris) (Deux hommes et une femme)
Maria Padilla (26.12.1841 Teatro alla Scala Milan)
Linda di Chamounix (19.5.1842 Karntnertortheater, Vienna)
Linda di Chamounix [rev] (17.11.1842 Theatre-Italien, Paris)
Caterina Cornaro (18.1.1844 Teatro San Carlo, Naples)
Don Pasquale (3.1.1843 Theatre-Italien, Paris)
Maria di Rohan (5.6.1843 Karntnertortheater, Vienna)
Dom Sebastien (13.11.1843 Opera, Paris)
Dom Sebastien [rev] (6.2.1845 Karntnertortheater, Vienna)

lucia.stanford.edu/opera/Donizetti/main.html


Ресурсы сети, связанные с исполнителем:
Bio Творческие портреты композиторов
www.donizettisociety.com/donizettilife.htm Biography
www.classical.net/music/comp.lst/donizetti.php Biography
books.google.ru/books?id=Czzb-6sErYYC&lpg=PP1&ots=a2jbQgO-Im&dq=Gaetano Donizetti&pg=PP1#v=onepage&q&f=false Gaetano Donizetti - James P. Cassaro (book)
opera.stanford.edu/Donizetti/ Operas
classicalplus.gmn.com/composers/composer.asp?id=321 Биография
www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=848&op=bio Биография, творчество [ru]
www.karadar.com/index.php/en/composers-biographies/article/1-composers-biographies/238-donizetti-gaetano.html Биография. Список опер. Имеются тексты опер.
en.wikipedia.org/wiki/Gaetano_Donizetti About from 'wikipedia'
ru.wikipedia.org/wiki/Доницетти,_Гаэтано О исполнителе из 'википедии' [ru]
en.m.wikipedia.org/wiki/Gaetano_Donizetti About from 'wapedia.mobi' [mobile]
ru.m.wikipedia.org/wiki/Доницетти,_Гаэтано О исполнителе из 'мобильной википедии' [mobile] [ru]
Хронологические таблицы (Hrono table)  
Поиск видео (Video Search) :  

CD коллекции, связанные с исполнителем:
  как основной исполнитель ...
 Gaetano Donizetti - 'Don Pasquale' - Elite Classic
 Gaetano Donizetti - 'Lucrezia Borgia' - 1967, Витаком, 100 великих опер
  как соисполнитель ...
 Cecilia Bartoli - 'Cecilia & Bryn: Duets' - 1999, Decca
 Kathleen Battle - 'Bel Canto Arias' - 1993, Deutsche Grammophon
 Joseph Calleja - 'Tenor Arias' - 2004, Decca
 Anna Netrebko - 'Duets' - 2007, Deutsche Grammophon
 Titta Ruffo - 'Prima Voce' - 1990, Nimbus
 Youngok Shin - 'Vocalise' - 1998, Samsung
 


назад (back)      

  Последние изменения в документе сделаны 14/10/2016 18:39:57

Главная страница
 Project Main Page

My Music Base