|
Also Known As: Albert J. Johnson Born: December 14, 1910 in Dallas, TX Died: October 20, 1984 in Kansas City, MO Genre: Jazz R&B Styles: Bop Mainstream Jazz Swing Early R&B
Budd Johnson was a talented and valuable jazz musician for many decades, a behind-the-scenes player and writer who uplifted a countless number of sessions from the 1930s into the '80s. Johnson started off playing in Kansas City in the late '20s, including with the bands of Terrence Holder, Jesse Stone, and George E. Lee. He made his recording debut while with Louis Armstrong's big band (1932-1933), and gained attention for his work as tenor soloist and arranger during three stints with the Earl Hines Orchestra (1932-1942). One of the first tenor saxophonists to be influenced by Lester Young (although by the 1940s, he had a distinctive tone of his own), Johnson had brief stints with Gus Arnheim (1937) and the bands of Fletcher and Horace Henderson (1938) between his periods with Hines. He contributed arrangements to several big bands, including those of Woody Herman, Buddy Rich, Boyd Raeburn, and Billy Eckstine, and was partly responsible for Hines hiring young modernists during 1942-1943. He recorded with Coleman Hawkins on the first bebop session (1944), worked with Dizzy Gillespie and Sy Oliver (1947), and in the 1950s led his own groups, in addition to touring with Snub Mosley (1952) and Benny Goodman (1957). Johnson was with the big bands of Quincy Jones (1960) and Count Basie (1961-1962) before renewing ties with Earl Hines, who he played with on and off again starting in 1964. He formed the JPJ Quartet, which worked on an occasional basis, during 1969-1975; held his own at the 1971 Newport in New York jam sessions; became a jazz educator; and recorded an excellent album with Phil Woods eight months before his death. Budd Johnson led some obscure sessions during 1947-1956, in addition to notable albums for Felsted (1958), Riverside, Swingville, Argo, Black & Blue, Master Jazz, Dragon, and Uptown.
- Scott Yanow (All Music Guide)
====
Джонсон Алберт (р. 14 декабря 1910, Даллас, Техас) - американский джазовый музыкант (тенор-, альт-, баритон- и сопрано-саксофон, кларнет, бас-кларнет, ударные), бэндлидер, руководитель ансамбля, аранжировщик, композитор. В раннем возрасте начал заниматься музыкой с частными педагогами. В 7 лет обучался игре на ударных инструментах, в 14 - стал профессиональным музыкантом, совершил свое первое турне. В 1926 освоил тенор-саксофон, в том же году дебютировал как саксофонист, участвовал в грамзаписях. Играл в Канзас-Сити в оркестре Джорджа Ли (1927), сотрудничал в Чикаго с Тедди Уилсоном - работал вместе с ним в оркестре Кларенса Мура и в собственном комбо (1932), затем оба перешли к Луи Армстронгу (1933). В 1934 - член ансамбля Джимми Нуна, в 1934-42 - биг-бэнда Эрла Хайнса. Имел кратковременный ангажемент у Флетчера Хендерсона (1938). Во время войны выступал перед армейскими частями в ансамблем Джона Керби и с Элом Сирсом. В 1944 приглашен в квинтет "Диззи" Гиллеспи/Оскара Петтифорда (вместо "Дона" Байэса, решившего перейти к "Дюку" Эллингтону). В 40-е годы приобрел известность и как аранжировщик и композитор. Дальнейшая его деятельность связана с оркестром Бойда Рэйберна (1942-44), Билли Экстайна и Вуди Германа (1944-45), "Диззи" Гиллеспи (1945-46), Джея Херда (1946), Кэба Кэллоуэя (1947), Эрла Хайнса (1948). В 50-е годы работал преимущественно в Нью-Йорке. Выступал с различными оркестрами. С оркестром "Каунта" Бейси в 1961 участвовал в джаз-фестивалях во Франции и в Ньюпорте. После периода разнообразных гастролей продолжил концертную деятельность и студийную практику в Нью-Йорке. В 1965 возобновил сотрудничество с Хайнсом. Руководил собственным ансамблем и большим оркестром. Стилистически разносторонний, самобытный музыкант, в совершенстве владеющий множеством музыкальных инструментов. Характерные качества его игры - ярко выраженное блюзовое начало, напряженный, темброво насыщенный тон, высокий технический уровень исполнения, импровизационная свобода, хот-темперамент в сочетании с особой пластичностью инструментального мышления - способностью находить для каждого инструмента наиболее соответствующее его природе и выразительным возможностям стилевое амплуа. В работе с собственным биг-бэндом тяготел к ритм-энд-блюзу и гарлемскому джампу. Внес важный вклад в формирование стилистики модерн-джаза (бибопа). Проявил себя с этой стороны в 40-е годы, будучи солистом оркестра Хайнса. Был одним из инициаторов и организаторов боп-джижения. В 1944 (в квинтете Гиллеспи) ввел в практику прием унисонного изложения темы. Кроме того зарекомендовал себя как первоклассный сопранист эры Колтрэйна (ученик и последователь Сидни Беше), сумевший в период широкого распространения этого инструмента создать свой индивидуальный современный стиль игры на нем. Является также автором ряда джазовых тем и композиций.
|