Биография исполнителя:

все биографии (all bio)

назад (back)
     Alexander Tcherepnin
 
 

Александр Николаевич Черепнин (21 января 1899, Санкт-Петербург - 29 сентября 1977, Париж) - русский и американский композитор, пианист, теоретик музыки.

Биография

Сын композитора Николая Черепнина и певицы (меццо-сопрано) Марии Альбертовны Бенуа, племянницы Александра Бенуа. Учился в Петроградской и Тифлисской консерваториях, после переезда в 1921 с семьей во Францию закончил Парижскую консерваторию.

Среди его учителей в России - композитор Виктор Михайлович Беляев (ученик А. К. Лядова и А. К. Глазунова), который подготовил Черепнина к поступлению в Санкт-Петербургскую консерваторию, Леокадия Кашперова (известная пианистка, ученица Антона Рубинштейна) и его профессор в Консерватории Николай Александрович Соколов (ученик Н. А. Римского-Корсакова). Следует отметить, что наставником Черепнина в этот период был выдающийся музыковед Александр Оссовский, который был дружен с его отцом - Н. Н. Черепниным. Определенное влияние на ранние сочинения Черепнина оказал Александр Спендиаров.

Был близок к композиторам "Парижской школы" (Онеггер, Мартину и др.). Как пианист концертировал по всему миру. В Шанхае познакомился с китайской пианисткой Ли Сян Мин, которая стала его женой. Работал также в Японии (среди его учеников - японские композиторы Акира Ифукубе, Ёрицуне Мацудайра). Оказал влияние на позднейшую китайскую и японскую музыку. Годы войны провел в Париже.

В 1948 переехал в США, в 1958 получил американское гражданство. В 1949-1964 преподавал композицию в Университете Де Поля в Чикаго. В 1967 концертировал в СССР (Москва, Ленинград, Тбилиси). Среди его учеников - Глория Коутс, Джон Дауни и др.

Был дважды женат: от первого брака (на американке) - дочь, от второго (на китайской пианистке Ли Сян Мин) - три сына (Пётр, Иван, Сергей). Иван Черепнин (1943-1998) - композитор, автор электронной музыки.

Творчество

На творчество Черепнина, активно использовавшего русский, грузинский, китайский музыкальный фольклор, оказали большое влияние Стравинский и Прокофьев. Ему принадлежат четыре оперы (среди них - "Оль-Оль", 1924-1925, по Л. Андрееву; "Венчание Зобеиды", 1929-1930, по Гофмансталю), пять балетов ("Фрески Аджанты", 1923, постановка в Ковент Гардене с участием Анны Павловой, которой принадлежала идея сочинения; "Трепак", 1937; "Шота Руставели", 1945; "Женщина и её тень", 1948, по Клоделю; "Бездна", 1949, по Л. Андрееву, и др.), "Грузинская рапсодия" для виолончели и оркестра (1922), четыре симфонии, множество хоровых и камерных сочинений.

Теория

В основе оригинальной гармонии Черепнина лежит неомодальная ладовая концепция, которую композитор начал обдумывать ещё в 1910-е годы. Первым практическим воплощением этой концепции её автор считает "Романтическую сонатину", op. 4 (1918). Теоретически концепция была сформулирована в зрелые годы, в статье "Основные элементы моего музыкального языка" (Basic Elements of My Musical Language, рукопись, 1962[2]).

В качестве модальной основы Черепнин выдвигает звукоряд из девяти неповторяющихся высот (с октавным удвоением - десятиступенный), т.е. эннеахорд, который представляет как наложение друг на друга трёх четырёхступенных большетерцовых звукорядов, названных автором "тетрахордами" (ПТП, ТПП, ППТ; полутоны мыслятся в равномерно темперированном строе). Результирующие структурные разновидности 9-ступенных звукорядов Черепнин называет "первым ладом" (целый тон "тетрахорда" в середине; его Н.Слонимский назвал "гаммой Черепнина"[3], а Ю.Н.Холопов "Черепнин-мажором"[4]), "вторым ладом" (целый тон внизу) и "третьим ладом" (целый тон вверху). Нижний тон эннеахордов именуется "тоникой".

9-ступенный звукоряд далее трактуется как комплекс звуков, наподобие додекафонной серии, из которого в произвольном порядке берутся звуки для вертикальных и горизонтальных образований. Техника композиции такого рода называется Черепниным "интрапунктом" (англ. interpoint; лат. punctus inter punctum).

'Wikipedia lib.'

=========

Born: Jan 20, 1899 in St. Petersburg, Russia
Dead: Sep 29, 1977 in Paris, France
Genres: Keyboard, Chamber Music, Concerto
Country: Russia

Alexander Tcherepnin was a Russian-born composer, pianist and conductor known for his cosmopolitan style that included influences from France and the Far East. Tcherepnin's father, Nikolay Tcherepnin, was an important composer and conductor, and it was his influence and teaching that formed Alexander's early training. In 1921 Tcherepnin's family fled the aftermath of the Bolshevik revolution, and the young composer began his career in their adopted home of Paris. From the beginning he favored new and experimental techniques, and during the 1920s he fomulated his own 9-tone scale (now called the Tcherepnin scale), consisting of three overlapping major and minor tetrachords; this allowed for the simultaneous sounding of major and minor sonorities, which the composer found particularly satisfying. He also developed a new form of counterpoint - called "interpoint" - which allows for the combination of several self-contained contrapuntal structures. These musical devices were not so much abstract concepts as attempts on the part of the emerging composer to codify his very instinctive and individual approaches to sound and rhythm. These tendencies had already been expressed in early works, such as the bitonal Pieces sans titres, Op. 7, from 1913.

From 1934 through 1937, he toured the Far East, using Tokyo, Shanghai, and Peking alternately as bases of operation; he would have considerable influence as a teacher of both Japanese and Chinese composers of the period. He also met his wife, the pianist Lee Hsien Ming while in China. The newly married couple returned to Paris in 1938, but the turmoil of WWII put a stop to musical activities. Immediately following the war, however, he resumed his creative output, eventually relocating to Chicago in 1950, and finally settling in New York in 1964.

Although Tcherepnin's style was Russian at heart, it lacked much of the Romantic melancholy and overt nationalism seen in other Russian-born composers. Instead, his earlier works are characterized by a French leanness and clarity and an emphasis on the clean articulation of form. Some, such as in the Second Piano Concerto (1923), bear a similarity to the works of Prokofiev in their motoric rhythms. Tcherepnin himself considered his style to be "Eurasian." Notable works include the Piano Concerto 4 (1947), the Cinq etudes de concert and his opera The Farmer and the Nymph (1952) - all of which have a distinctly oriental sound - and the Fifth Piano Concerto (1963) and Serenade for Strings (1964), both of which suggest aggressive exploration of new concepts at the end of his life. Tcherepnin produced a wide variety of works in every genre, eventually even incorporating electronic elements in his radio score The Story of Ivan the Fool.

- Steven Coburn (All Music Guide)


Ресурсы сети, связанные с исполнителем:
www.tcherepnin.com/alex/bio_alex.htm Biography, works, theory
www.russisches-musikarchiv.de/werkverzeichnisse/tscherepnin-alexander-werkverzeichnis.htm Works
en.wikipedia.org/wiki/Alexander_Tcherepnin About from 'wikipedia'
ru.wikipedia.org/wiki/Черепнин,_Александр_Николаевич О исполнителе из 'википедии' [ru]
en.m.wikipedia.org/wiki/Alexander_Tcherepnin About from 'wapedia.mobi' [mobile]
ru.m.wikipedia.org/wiki/Черепнин,_Александр_Николаевич О исполнителе из 'мобильной википедии' [mobile] [ru]
Хронологические таблицы (Hrono table)  
Поиск видео (Video Search) :  

CD коллекции, связанные с исполнителем:
  как основной исполнитель ...
 Alexander Tcherepnin - 'Complete Music For Cello And Piano' - 1999, Chandos
 Alexander Tcherepnin - 'Piano Concertos Nos. 2 & 4, Symphonic Prayer, Magna Mater' - 2003, BIS
 Alexander Tcherepnin - 'Symphonies Nos. 1 & 2. Piano Concerto No.5' - 1999, BIS
 Alexander Tcherepnin - 'Symphony No.3, Op.83 & No.4, Op.91. Piano Concerto No.6, Op.99' - 1999, BIS
 


назад (back)      

  Последние изменения в документе сделаны 14/10/2016 18:44:24

Главная страница
 Project Main Page

My Music Base