Биография исполнителя:

все биографии (all bio)

назад (back)
     Domenico Scarlatti
 
 

Born: Oct. 26, 1685, Naples [Italy].
Died: July 23, 1757, Madrid, Spain.
Genres: Class.
Styles: Baroque.
Instruments: Harpsichord, Composer

Domenico Scarlatti began his compositional career following in the footsteps of his father Alessandro Scarlatti by writing operas, chamber cantatas, and other vocal music, but he is most remembered for his 555 keyboard sonatas, written between approximately 1719 and 1757.

It is believed that Domenico received most of his musical training from family members, but his father was the dominant figure in his life. It was Alessandro who arranged Domenico's first appointment, as organist and composer for Naples' Cappella Reale, and wanted him to continue with vocal music despite the enormous talent he had shown for keyboard music. Domenico was sent to Venice in 1705, where he met Handel, and in 1708 to Rome to become maestro di cappella to the exiled queen of Poland, Maria Casimira, and later, head of the Cappella Giulia. In these positions, he composed his operas and serenatas, and some sacred vocal works. It was also in Rome where he developed a friendship with the Portuguese ambassador, the Marquis de Fontes, which eventually led to Scarlatti's being appointed master of the royal chapel by Joao V of Portugal in 1719. Scarlatti was also teacher to the royal family, particularly princess Maria Barbara. Scarlatti had already written approximately 50 keyboard pieces before coming to Lisbon, but wrote many more for his students, which also included Carlos de Seixas. When Maria Barbara married Spanish prince Ferdinando, Scarlatti followed her to Spain. His first publication, 30 sonatas called "Essercizi," was issued in 1738 and sold throughout Europe. Although as King and Queen, Ferdinando and Maria Barbara introduced opera into Spain's cultural life, Scarlatti did not write any for them. However, he did assist in their private musical soirees, again writing cantatas and working with singers such as Farinelli. Scarlatti also continued to teach, and, in the last six years of his life, concentrated on organizing his sonatas in manuscripts. These one-movement sonatas are recognized as cornerstones of the keyboard repertoire, a bridge between the Baroque and the galant styles of keyboard writing. They demonstrate his facility in adapting rhythms found in contemporary Iberian popular music and his inventiveness in creating themes and developing interesting harmonies.

- Patsy Morita (All Music Guide)

=======

Доменико Скарлатти

Одной из самых мощных и характерных фигур итальянского искусства XVIII столетия является Доменико Скарлатти. Его роль особенно велика в истории фортепианного творчества, в становлении жанра сонаты, в развитии и усовершенствовании сонатной формы.

Доменико Скарлатти родился 25 октября 1685 году в Неаполе. Его отец, знаменитый композитор Алессандро Скарлатти, был его первым учителем музыки. Отличными музыкантами были и другие члены семьи - братья Алессандро и его сыновья. Имена не только Алессандро и Доменико, но и Пьетро, Томмазо, Франческо Скарлатти были известны в Италии и других странах. Еще ребенком Доменико выказал блестящие способности к игре на чембало и органе, а в отроческие годы занял должность органиста королевской капеллы в Неаполе. После занятий с отцом он совершенствовался в сочинении под руководством композиторов Д.Гасперини и Б.Пасквини. Первое произведение. принесшее ему известность, - опера "Октавия", написанная в 1703 году.

Обретя славу в родном городе, а также во Флоренции и Венеции, где он побывал еще в ранней юности, Скарлатти в 1709 году отправился в Рим. Там его виртуозная игра получила широкое признание. Около десяти лет находился он на службе у разных высокопоставленных лиц, покровительствовавших искусству: при римском дворе, дворе королевы польской Марии, в капелле португальского посланника, в капелле Джулиа в Ватикане.

В 1715 году Скарлатти стал органистом собора Св. Петра и прослужил четыре года на этом посту. Вскоре по приезде в Рим он появился в "академии" Оттобони, где сблизился с Генделем, и эта дружба длилась долгие годы. К этому времени относится создание нескольких опер и различных произведений культовой музыки, которые теперь уже не занимают видного места в наследии Скарлатти, а тогда пользовались завидным успехом.

С 1720-х годов в жизни композитора наступил период странствований по европейским столицам: он побывал в Англии (возможно, в Ирландии), затем отправился в Лиссабон, где жил с 1721 по 1728 год, ненадолго выезжал на родину, а с 1729 обосновался в Мадриде в качестве придворного капельмейстера. В Испании слава Скарлатти достигла апогея. Там написал он большую часть тех произведений, которые навсегда обессмертили его имя, - фортепианных (клавирных) сонат. Здесь он приобрел и талантливых учеников, воспринявших его принципы, и создал свою школу, к которой принадлежали выдающиеся музыканты, в том числе высокоодаренный испанец Антонио Солер.

Но Испания, ставшая его второй родиной, не оправдала его надежд. Ни блистательное мастерство, ни придворная служба и покровительство имущих, ни громкая слава артиста не принесли Скарлатти достатка и спокойной, обеспеченной жизни. Королевский двор, так расточительно и эгоистично эксплуатировавший его гений, отвернулся от него, когда он стал старым и больным; сказались и последствия его рассеянной жизни. Скарлатти умер в Мадриде 23 июля 1757 года, оставив без средств к существованию большую семью. При жизни композитора издана была лишь очень небольшая часть его сочинений.

Доменико Скарлатти написал двадцать опер ("Октавия", "Ифигения в Авлиде", "Ифигент в Тавриде", "Орландо", "Сильвия", "Нарцисс" и другие), шесть ораторий и кантат, предназначенных для концертного исполнения, четырнадцать камерных кантат, арий и несколько ориалов церковной музыки. Все это - небольшая и художественно наименее значительная часть его творчества. Подобно Корелли, он почти всецело посвятил себя клавиру, написал по крайней мере пятьсот пятьдесят сонат! При жизни его - в 1753 году - опубликовано было всего лишь тридцать из них! Композитор скромно называл свои создания "Упражнениями для клавесина". Так же скромны были цели, которые он ставил перед собою, предпринимая самое издание. В авторском предисловии говорится: "Не жди - будь ты дилетант или профессионал - более глубокого смысла в этих произведениях; бери их, как забаву, чтобы приучить себя к технике клавесина... Быть может, они покажутся тебе приятными, и тогда я готов ответить на новые запросы в стиле, еще более приятном и разнообразном".

Однако, вопреки этим словам, речь шла не о забаве, и не об одной только технике клавесинной игры. В "приятном разнообразии" сонат Скарлатти, в их совершенно новом стиле раскрывался перед артистом и публикой глубокий и необъятно богатый мир поэтических образов. С несравненной тогда яркостью и силой они отразили действительность жизни, а вместе с нею запечатлели и облик самого автора.

Доменико Скарлатти хотя и походил некоторыми чертами на своих знаменитых предшественников и современников, но во многом от них и отличался. Он отчасти напоминал Тартини темпераментом, Вивальди - творческим размахом, Корелли - классическим совершенством и сжатостью формы. Правда, он не достигал ни масштабов "Времен года", ни драматизма "Дьявольских трелей" или "Покинутой Дидоны", ни величавой и спокойной красоты "Рождественского концерта". Но никто до него не сумел так остро и внимательно вслушаться в плеск и говор народной жизни, поэтически и точно запечатлеть в музыке эмоции, нравы, быт множества совершенно различных людей, - по крайней мере двух стран, с которыми он связан был происхождением, трудом, судьбою.

Его сонаты - это не "Экзерциции", но скорее маленькие этюды или жанровые картины народной жизни, могущие подчас соперничать с реалистическими полотнами Караваджо или Мурильо на бытовые темы. Метод, которым они созданы, совершенно своеобразен. Он сочетает, казалось бы, полярные стороны или элементы, приведенные, однако, силою гения к совершенному художественному единству: графически четкий, иногда резкий рисунок - и пламенную яркость колорита; сочную и терпкую народность музыкального языка - и элегантность фактуры; миниатюрность масштабов, сжатость формы - и чрезвычайно интенсивное тематическое развитие; гомофонность склада - и мелодическую насыщенность всей ткани; праздничный концертный блеск - и камерность жанра; подражание звучности щипковых инструментов, особенно лютни, мандолины, испанской гитары - и огромную октавную и аккордовую технику. Соната перерастает возможность клавесина и требует нового, ударного механизма.

Есть у Скарлатти сонаты-каприччо и токкаты; сонаты-пляски - головокружительные быстрые хоты, сальтареллы, жиги, форланы. Есть у него и сонаты-элегии, песенные и меланхоличные. Есть остроумные, пикантные бурлески; комическою суетой и миниатюрностью они напоминают сценки какого-нибудь театра из "Дон-Кихота". Есть среди них идиллические пасторали и маленькие драмы, неожиданно возникающие где-нибудь в веселой сутолоке праздника и смываемые потоком звуков, прежде чем вы успеете вслушаться в эти голоса.

Мелодика Скарлатти совсем не та величаво и покойно льющаяся кантилена вокального типа, которая составляла едва ли не главное очарование итальянской скрипичной школы XVII века. Ее образно-выразительная и техническая основа - иная. Мелодические образы "Экзерциции", развернутые обычно в очень широком диапазоне, бывают разнообразны: иногда они гибки, округлы, текучи, когда, рассыпаясь в фигурациях, взбегают или скользят вниз; но больше любит композитор ритмически острый, ломкий рисунок с короткими, остро выразительными фразами, шаловливыми, порою вызывающе-дерзкими бросками на широкие интервалы и в удаленные друг от друга крайние регистры.

Ритмическая изобразительность Скарлатти была для своего времени и инструмента, кажется, беспредельной. Сохраняя опору на ритмы танцев и наигрышей, очень часто испанских, он воссоздавал их в сотнях изящнейших вариантов, никогда не сковывая ими мелодического движения и не впадая в манерность. Его ритмические фигуры энергичны, упруги, экспрессивны, естественны. Его знаменитые своевольные синкопы, так экстравагантно, на первый взгляд, перебивающие размер музыки, также народно-плясового происхождения.

Новые, свежие краски и приемы клавирного письма применил Скарлатти в области гармонии, запечатлев и обобщив здесь многое самобытное и драгоценное, подслушанное им в народной музыке.

Есть у композитора и сонаты-фуги, не уступающие знаменитым фугам его отца и даже более богатые и совершенные по тематическому развитию. К числу полифонических пьес концертного репертуара, исполнявшихся едва ли не всеми виртуозами мира, принадлежит так называемая "Кошачья фуга".

Фактура этих сонат, разнообразная, изменчивая, то легкая и прозрачная, то массивная, иногда разреженная и хрупкая вследствие "захвата" крайних регистров инструмента, всегда отделана с таким совершенством и изяществом, что сама по себе уже доставляет исполнителю удовольствие.

Но всего ярче новаторство Скарлатти и его несравненный талант строителя формы проявились в создании старинной сонаты, основанной на двух различных и в особенности на двух контрастных темах. Это было большим прогрессивным завоеванием музыкального искусства на пути воплощения образов реальной жизни. То, что Вивальди смело, но лишь эпизодически осуществил в некоторых концертах, Скарлатти еще смелее перенес в нециклическую форму камерной музыки. Выразительные возможности одночастной сонаты расширились, дыхание жизни овеяло ее; в ней, как на сцене, вдруг явились различные образы, характеры, ситуации. Правда, все это лишь поверхностно мелькало в оживленном движении без широкого развития, без драматизма, тем более - без притязаний на философскую глубину в художественном постижении действительности. И все же положено было начало пути, ведущему от Скарлатти к Моцарту и Бетховену.

www.classic-music.ru/scarlatti_d.html


Ресурсы сети, связанные с исполнителем:
Bio Творческие портреты композиторов
www.musicacademyonline.com/composer/biographies.php?bid=130 Biography [ru]
www.midiworld.com/scarlatti.htm The Sonatas
en.wikipedia.org/wiki/Domenico_Scarlatti About from 'wikipedia'
ru.wikipedia.org/wiki/Скарлатти,_Доменико О исполнителе из 'википедии' [ru]
www.hasseproject.com/shared/article.php?article_ID=17&ref=hasseproject Biography [mobile]
www.cdguide.nm.ru/composers/scarld.html Биография [mobile] [ru]
en.m.wikipedia.org/wiki/Domenico_Scarlatti About from 'wapedia.mobi' [mobile]
ru.m.wikipedia.org/wiki/Скарлатти,_Доменико О исполнителе из 'мобильной википедии' [mobile] [ru]
Хронологические таблицы (Hrono table)  
Поиск видео (Video Search) :  

CD коллекции, связанные с исполнителем:
  как основной исполнитель ...
 Domenico Scarlatti - 'Sonatas' - 1987, Archiv
  как основной соисполнитель ...
 Johann Sebastian Bach - 'The Italian Concerto (Glenn Gould)' - 1997, Sony, Galactic, The Glen Gould Edition
 Fabio Biondi - 'Scarlatti: Concerti & Sinfonie' - 2002, Virgin
 Ivo Pogorelich - 'J.S. Bach: Englische Suiten 2 & 3; Scarlatti: 4 Sonaten' - 2007, Deutsche Grammophon
 Andras Schiff - 'Scarlatti: Keyboard Sonatas' - 1989, Decca, London
  как соисполнитель ...
 Bela Fleck - 'Perpetual Motion' - 2001, Sony
 Emil Gilels - 'Gilels (BBC Legends)' - BBC Legends
 Vladimir Horowitz - 'Brahms, Beethoven' - Galactic
 Il Giardino Armonico - 'Il Giardino Armonico' - 2006, Warner Classics
 La Tempestad - 'Sopranos y Castrati En El Londres De Farinelli "Caro Dardo"' - 2007, Cimbalo Producciones, MAA Ediciones
 Gerard Lesne - 'Cantatas' - 2008, Virgin Classics
 Andres Segovia - 'The Fabulous Andres Segovia' - 2007, Cherry Red Records
 Andres Segovia - 'The Great Master' - 2004, Deutsche Grammophon
 John Williams {guitar} - 'Classic Williams: Romance Of The Guitar' - 2000, Sony
 


назад (back)      

  Последние изменения в документе сделаны 14/10/2016 18:39:23

Главная страница
 Project Main Page

My Music Base