Биография исполнителя:

все биографии (all bio)

назад (back)
     Luis De Milan
 
 

Born: ca. 1500 in Valencia, Spain
Dead: ca. 1561 in Valencia, Spain
Genre: Chamber Music
Country: Spain

Luis de Milan, a Spanish composer and poet, is important as a composer of music for the vihuela; as well as writing solo works for the instrument, he employed it in an accompanimental role in songs. Little is known of Luis de Milan's life. He spent most of his adulthood in the Spanish coastal city of Valencia, engaged at the ducal court; his connections with the court seem to have dissolved around 1538, not long after he began publishing his works. Milan enjoyed royal patronage after retiring from the Valencia court, however, and his El cortesano, printed in 1561, is dedicated to Philip II of Spain.

Milan published a significant amount of music; one of the earliest of these publications is a parlor-game book entitled, El juego de mandar, printed in 1535 in Valencia. His most important volume by far is his Libro de musica de vihuela de mano intitulado El maestro (Valencia, 1536); containing instrumental and vocal pieces in succession, it provides valuable insight into the nature of improvisational playing that lutenists of the time may have used as preludes to songs. A good example is "Fantasia No. 9," which prepares for the ensuing vocal piece by moving, several times, to a cadence in both of the modes of the song; this sets the modes of the song in listeners' ears before it even begins.

The 40 fantasias in El maestro are free in structure and contain both homophonic and polyphonic passages. Typically for his time, Milan attached no specific meaning to the term "fantasia" and applied it to seemingly any instrumental piece for solo vihuela. The fantasias are clearly sectionalized, and their polyphonic segments are usually free rather than imitative. Milan's facility on the vihuela is evident in the virtuoso runs and ornaments that appear throughout the fantasias.

Milan transposed the various modal scales to different starting pitches, requiring an unusual use of accidentals for the time. More interesting still is his combination of modes in a single piece, such as "Fantasia No. 14." Also, "Fantasia No. 27" features striking chromatic writing, with augmented unisons and triads; among the songs, both "Durandarte" and the soneto Nova angeleta (text by Petrarch), contain bold cross-relations - the simultaneous sounding of two versions of the same note (E natural and E flat, for example).

The vocal works contained in El maestro include 12 villancicos (six in Castillian and six in Portuguese), four romances and six sonetos. Of the 12 villancicos, ten are "double versions"; five of these are relatively simple in texture, though the singer is directed to ornament the voice part. In each of the second versions of these, however, the vihuela part is much more elaborate and the voice part is to be sung as written; Milan clearly conceived of the vihuela as an equal "voice" in these works.

Interestingly, Milan was among the first documented users of the term sonada, although he did not do so to indicate a type of composition; in his usage, it connoted the "sound" or "style" of the piece - the fifth and sixth pavans in El maestro, for example, have an Italian "sonada."

- John Palmer (All Music Guide)

======

Луис де Милан /Luis de Milan/

Испанский композитор, крупнейший представитель испанской школы виуэлистов, виртуоз-исполнитель на виуэле, писатель, поэт. "Вторым Орфеем назовет его мир", - писал о Милане Хил Поло во "Влюбленной Диане" (1564 г.). Луис Милан родился предположительно в Валенсии около 1500г., судя по упоминаниям о нём, его жизненный путь завершился в той же Валенсии после 1560г. J.Powrozniak в своей энциклопедии "Guitarren-Lexikon" приводит такие вероятностные даты жизни Луиса Милана: 1502 - 1561гг.

Биографических сведений о Луисе Милане сохранилось мало. Да и о других испанских виуэлистах XVI века, сведения, которыми мы располагаем, крайне скудны и почерпнуты, главным образом, из их собственных "предуведомлений", опубликованных вместе с их музыкальными произведениями. У Милана таким источником является его сборник "Маэстро" (El Maestro), изданный в 1535 году в Валенсии (кстати, первое печатное нотное издание, появившееся в Испании).

Польский гитарист, автор гитарного словаря, Jozef Powrozniak, ссылаясь на свои источники к биографии Милана, пишет, что этот испанский виуэлист в результате дуэли вынужден был убежать в Португалию. Здесь он благосклонно был принят королем Хуаном III, которому дон Луис Милан и посвятил гениальный труд своей жизни - El Maestro. Такие жизненные перипетии характерны для той эпохи, и посвящение на титуле Маэстро соответствует свидетельству Поврожняка. Но, возможно, приведённые Поврожняком биографические подробности, лишь короткий, частный эпизод жизни маэстро Милана, так интерпретированный польским гитаристом, во всяком случае, другие мои источники свидетельствуют несколько иначе…

Милан служил при дворе Фернандо Арагонского (Fernando de Aragуn), герцога Калабрии, сопровождая которого в путешествиях, побывал в Италии и Португалии, где основательно познакомился с музыкой наиболее выдающихся композиторов того времени.

В середине XV столетия Валенсия была одним из наиболее привлекательных средиземноморских городов с численностью населения втрое превышающим население Барселоны. Процветание Валенсии было обусловлено большими коммерческими и финансовыми ресурсами герцогства, т.к. его не коснулись политические и социально-экономические кризисы, что пережили соседние Кастилия и Каталония. Поэтому в Валенсию тянулись торговцы и художники из других частей Королевства Арагон. Благодаря тому, что герцог Фернанд Арагонский был человеком проникнутым идеями Ренессанса, Валенсия превратилась в один из главных культурных центров испаноговорящих Королевств. Библиотека герцога, к концу его жизни (1550), имела более восьмиста книг, что по тем временам являлось немалым собранием.

Двери дворца герцога были открыты искусствам, особенно музыке и литературе. Известно, что между 1526 и 1536 гг. музыкальный штат часовни герцога содержал больше чем 40 певцов и музыкантов. Исключительная репутация, которую имела часовня, не исчезла и спустя пятьдесят лет после ее разрыва клерикалом и историком, Хосе де Сигуэнса (Jerуnimos fray Jose de Siguenza), которому принадлежат следующие слова: "Герцог соединил в лучшей часовне музыкантов естественных голосов и всего вида инструментов, что были в Испании, и ни один там не был лишним, столь хороши они в способностях и голосах."

Сам Милан, прекрасный знаток виуэлы, обогатил испанскую музыку произведениями высокой художественной ценности, в которых было много нового, в частности - в использовании хроматических оборотов. Его искусство восходило истоками к труверам, в нём есть также черты преемственности от арабской музыки - в различных формах нубы.

Опубликованный Миланом в 1535 г. сборник "Libro de musica de vihuela de mano, intitulado El Maestro" (линейно-цифровая табулатура), - один из лучших сборников для виуэлы сохранившихся до нашего времени.

Книга Милана "Маэстро" состоит из двух частей. Первую составляют сочинения для виуэлы соло - 40 фантазий, 4 тьентос (тьенто - инструментальная пьеса имитационно-полифонического склада, типа ричеркара; впервые введена в музыкальную практику Миланом) и 6 паван. Во вторую часть входят переложения для голоса в сопровождении виуэлы 12 вильянсикос,

4 старинных романса и 6 сонетов на итальянском языке. Книге предпослан теоретический раздел - руководство игры на виуэле; отсюда ее название "Маэстро". Главное значение творчества Милана - в разработке инструментального стиля и имитационного полифонического письма, искусства вариационного развития.

Наиболее ценной в художественном отношении частью инструментального репертуара "Маэстро" являются фантазии. Особенно примечательна XIII фантазия - одно из самых вдохновенных сочинений композитора, одновременно раскрывающее все звуковое богатство и выразительные возможности инструмента. В то же время, несмотря на достаточно свободную ("импровизационную") форму большинства фантазий Милана, в ряде из них отчетливо проступают характерные приметы того или иного музыкального жанра. Так, II фантазия легко ассоциируется с придворным танцем, подвижным, но одновременно галантно-церемонным; IV и XII кажутся переложениями для виуэлы какого-нибудь народного вильянсико или тонады; III воспринимается как возвышенный мадригал - "прекрасный пример сильного и глубокого чувства, сдерживаемого куртуазной учтивостью, столь свойственной той эпохе", по словам испанского музыковеда Роберто Пла.

В фантазиях Милана мы можем в полной мере оценить искусство композитора - мелодическую изобретательность, с чисто испанской склонностью к ясным мелодическим контурам и четким ритмам, богатство имитационной техники, разнообразие полифонических приемов (требующих виртуозного владения инструментом, по своей природе не приспособленным для исполнения многоголосных сочинений), изысканность фактуры, красочную игру регистров (опять-таки типично испанская любовь к контрастам, игре светотени). "Фантазии" для виуэлы представляют чисто инструментальную музыку. Их ритмика и фактура полны импровизационной свободы, исполнять их следовало в свободном темпе: "пассажи - быстро, а гармонии - медленно", как пишет дон Луис Милан в своём предисловии (1535).

Список литературы:
Музыкальный энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990.
Рецензия П.Пичугина к грампластинке "Испанские виуэлисты XVI века".
Мартынов И. "Музыка Испании". М., Советский композитор 1977.
Powrozniak, Jozef. "Gitarren-Lexikon". Verlag Neue Musik, Berlin 1988
5ka.su/ref/biografii/0_object52991.html


Ресурсы сети, связанные с исполнителем:
www.hoasm.org/IVL/Milan.html Biography on HOASM
en.wikipedia.org/wiki/Luis_Milan About from 'wikipedia'
en.m.wikipedia.org/wiki/Luis_Milan About from 'wapedia.mobi' [mobile]
Хронологические таблицы (Hrono table)  
Поиск видео (Video Search) :  

CD коллекции, связанные с исполнителем:
  как основной исполнитель ...
 Luis De Milan - 'El Maestro - Tomo II: Sonetos, Villancicos y Romances' - 1990, Astree, Auvidis
 Luis De Milan - 'Fantasies, Pavanes & Gallardes' - 1995, Astree, Auvidis
  как основной соисполнитель ...
 Various Artists - 'Orgelmusik Renaissance' - 1980, Teldec
  как соисполнитель ...
 Hilliard Ensemble - 'Spain & The New World: Renaissance Music From Aragon And Mexico' - 1997, Virgin, EMI
 Jordi Savall - 'Espana Antigua' - 1994, Virgin
 Jordi Savall - 'Miguel De Cervantes, Don Quijote De La Mancha: Romances y Musicas' - 2005, AliaVox
 Andres Segovia - 'The Great Master' - 2004, Deutsche Grammophon
 


назад (back)      

  Последние изменения в документе сделаны 14/10/2016 18:43:26

Главная страница
 Project Main Page

My Music Base