Биография исполнителя:

все биографии (all bio)

назад (back)
     Jan Dismas Zelenka
 
 

Born: Oct 16, 1679 in Lounovice
Dead: Dec 22, 1745 in Dresden, Germany
Genre: Choral Music, Chamber Music, Orchestral Music
Country: Bohemia/Czech Rep.

An innovative Baroque composer whose reputation was steadily on the rise during the anything-goes years of the waning twentieth century, Jan Dismas Zelenka was born in Lounovice, Bohemia (now part of the Czech Republic). He was a court musician in Dresden for most of his career, and both J.S. Bach and Georg Philipp Telemann knew and admired his music. Except for brief periods of travel, during which he refined his craft (he took lessons from Fux and Lotti even after his own technique had been perfected), he served as a double bass player in the court orchestra and later aided the ailing court music director Heinichen in his duties. Upon Heinichen's death, the position was awarded to another musician, which greatly disappointed Zelenka, who felt that his accomplishments as a composer had not been recognized. He died in Dresden, on December 22, 1745.

Zelenka was best known, in his own time as in ours, for his harmonic and dynamic daring. An indefatigable experimentalist, he pushed the often conventional harmonic language of the Baroque to its limits, frequently using chromaticism in general and unresolved chains of suspensions in particular. Zelenka's dynamic markings, quite unusual for the Baroque, bring to mind a composer of the Romantic era. It is to his credit that the unusual devices he employed were woven into a composition's basic concept, and not treated as mere tricks. Zelenka was also known for his pioneering use of Czech folk rhythms, anticipating Haydn's use of central European folk music by half a century. Many of his innovations appear in his trio sonatas and other instrumental works (one of which bears the witty - and enigmatic - name of "Hipocondrie a 7"). It should noted that Zelenka also wrote a great deal of choral music of a more conventional character, including some in the stile antico - the strict polyphonic style of the Renaissance.

All Music Guide

=====

Ян Дисмас Зеленка (чеш. Jan Dismas Zelenka, 16 октября 1679, Лоуновице, Богемия - 23 декабря 1745, Дрезден) - чешский и немецкий композитор эпохи барокко.

Сведений о жизни Зеленки сохранилось мало, неизвестна даже точная дата его рождения; но в церкви г. Лоуновице содержится запись о том, что 16 октября 1679 года в ней был крещен первенец местного кантора и органиста Зеленки. При крещении он был назван Яном Лукасом, позже было добавлено имя Дисмас.

Предполагают, что он учился музыке, в том числе - игре на скрипке, в иезуитском учебном центре Клементинум в Праге. С 1710 года играл на контрабасе в Дрезденской польской капелле короля Августа Сильного. Недолгое время работал также в Праге, в Вене, где в 1715 году изучал контрапункт под руководством Иоганна Фукса), в Венеции (1716-1717), где учился у Антонио Лотти. Есть предположение, что он занимался у Алессандро Скарлатти в Неаполе.

Вернулся в Германию в 1719 и остальную часть жизни провел в Дрездене, где служил в придворной капелле сначала вице-капельмейстером, затем дирижером. В 1735 году получил там звание церковного композитора.
Творчество

Основной сферой композиторской деятельности Зеленки была церковная музыка; центральное место в его наследии занимают 20 месс. Он является автором ораторий, реквиемов, кантат, мотетов, псалмов, а также мелодрамы о святом Венцеславе (1723). Являясь католиком, Зеленка тем не менее в своих мотетах впервые обращается к чешским, а не к традиционным латинским текстам.

Его духовные сочинения ценили Телеман и Бах (по просьбе последнего его сын Вильгельм Фридеман сделал копию ре-мажорного Магнификата Зеленки), светских концертов и сонат. Произведения поздних лет не исполнялись при жизни композитора. После смерти его архив оказался собственностью королевского двора, копировать и издавать его произведения не разрешалось, и музыку Зеленки стали забывать; некоторые его рукописи погибли в годы Второй мировой войны.

Возрождение интереса исполнителей и публики к творчеству композитора началось на рубеже 50-60-х годов XX века, когда в Чехословакии были опубликованы все сохранившиеся инструментальные и некоторые духовные произведения Зеленки. Но настоящее признание пришло в 70-80-х годах: переломной здесь стала запись шести трио-сонат для двух гобоев и бассо континуо (фагот и чембало), сделанная в 1972 Хайнцем Холлигером и его коллегами.

ru.wikipedia.org/wiki/Зеленка,_Ян_Дисмас


Ресурсы сети, связанные с исполнителем:
www.baroquemusic.org/bqxzelenka.html About
www.goldbergweb.com/en/history/composers/12707.php Biography, discography
www.wissensdrang.com/zwv.htm Catalog ZWV of works
en.wikipedia.org/wiki/Jan_Dismas_Zelenka About from 'wikipedia'
ru.wikipedia.org/wiki/Зеленка,_Ян_Дисмас О исполнителе из 'википедии' [ru]
en.m.wikipedia.org/wiki/Jan_Dismas_Zelenka About from 'wapedia.mobi' [mobile]
ru.m.wikipedia.org/wiki/Зеленка,_Ян_Дисмас О исполнителе из 'мобильной википедии' [mobile] [ru]
Хронологические таблицы (Hrono table)  
Поиск видео (Video Search) :  

CD коллекции, связанные с исполнителем:
  как основной исполнитель ...
 Jan Dismas Zelenka - 'Missa Purificationis Beatae Virginis Mariae' - 2007, Nibiru
 Jan Dismas Zelenka - 'Trio Sonatas' - 1999, ECM
  как соисполнитель ...
 Il Giardino Armonico - 'Il Giardino Armonico' - 2006, Warner Classics
 


назад (back)      

  Последние изменения в документе сделаны 14/10/2016 18:42:52

Главная страница
 Project Main Page

My Music Base