Биография исполнителя:

все биографии (all bio)

назад (back)
     Jean-Marie Leclair
 
 

Born: May 10, 1697 in Lyons, France
Deatd: Oct 22, 1764 in Paris, France
Genre: Chamber Music, Concerto
Country: France

The French violinist and composer Jean-Marie Leclair (often referred to as "the elder" to distinguish him from a younger brother who went by the same name) is remembered for an effective synthesis of his own Parisian musical heritage with the Italian sonata style brought into vogue by Corelli.

Born in 1697 to a French lacemaker and cellist, Leclair was considered a master of both the violin and his father's lacemaking trade by the time he reached adulthood. His skill as a dancer earned him a position with the Lyons Opera (1716 or perhaps a little earlier), and in the next few years it is probable that he either lived in or was a frequent visitor to Paris (an assumption scholars base on a 1721 Parisian musical publication which included ten of Leclair's violin sonatas). By 1723 Leclair had convinced Joseph Bonnier, one of France's wealthiest aristocrats, to publish his Opus 1 collection of violin sonatas, which were received with great admiration by the Parisian musical establishment.

Around 1726 Leclair found his way to Turin to study with violinist-composer G.B. Somis, as well as to compose ballet interludes (now lost) for opera productions at the Teatro Regio Ducale. A second opus of violin sonatas was published in 1728, and during that same year Leclair made his debut as a violinist at the Concert Spirituel. Performances of his own music in London, Kassel (where Leclair engaged in a musical "duel" with famed Italian violinist Pietro Locatelli) and Paris earned Leclair a reputation as one of the leading figures of the new French school of violinist-composers. Formal recognition came in 1733 with an appointment to the musical court of Louis XV, to whom Leclair dedicated his third opus of violin sonatas as a display of gratitude.

Leclair divided his time between a number of court appointments for the remaining decades of his life, including positions at The Hague, at the court of Orange in the Netherlands, and in the service of the Duke of Gramont (a former pupil of the composer). The official investigation of Leclair's suspicious death in 1767 incriminated both his nephew and his second wife (the couple had lived in separate households since 1758), but neither was ever formally charged with his murder.

Leclair took the Italian sonata da chiesa and the sonata da camera and infused them with a stylistic elegance derived largely from the ballet music of Jean-Baptiste Lully. Fittingly, he composed almost exclusively for the violin (he did compose one opera in 1746, but the work never entered the Parisian repertory). His significance as a teacher of the violin, however, is perhaps greater than his place in the annals of composition: with a string of pupils including notable French violinists L'abbe le fils, Jean-Josephe Rudolphe, and Pierre Gavinies, Leclair can truly be called the father of the modern French violin school.

- Blair Johnston (All Music Guide)

======

Жан-Мари Леклер (старший; 10 мая 1697, Лион - 22 октября 1764, Париж) - французский скрипач и композитор, считающийся основоположником французской скрипичной школы.

Леклер был старшим из восьми детей Антуана Леклера, ткача и виолончелиста, и с детства также осваивал швейное ремесло, игру на скрипке и танец. В 1716 году он был зачислен в балетную труппу Лионского оперного театра, выступал как скрипач и танцор в Руане, женился на танцовщице Мари-Роз Кастани. В 1722-1726 в Турине он играл на королевских свадебных торжествах и работал в качестве балетмейстера, а также совершенствовал исполнительское мастерство у Джованни Батиста Сомиса.

Вернувшись через год в Париж, Леклер под патронажем богатого коммерсанта выступает в "Духовных концертах" и пишет свои первые сочинения - 12 сонат для скрипки и бассо континуо. Музыкальная общественность одобрительно приняла их, отметив хороший композиторский почерк и собственный стиль автора.

Как исполнитель Леклер также имел большой успех, одним из заметных событий в его жизни стали выступления в Лондоне при королевском дворе вместе с известным итальянским скрипачом Пьетро Локателли. Так было положено начало длительному периоду соперничества итальянской и французской исполнительских школ. Исполнение Леклера характеризовалось красотой звучания и ритмической свободой, в то время как Локателли поражал слушателей филигранной техникой. Критики назвали игру Леклера "ангельской", а Локателли - "дьявольской". Соперники на сцене, в жизни оба скрипача были друзьями, вместе работали над рядом произведений, музыковеды отмечают влияние стиля Локателли на некоторые сонаты Леклера. Леклер также сотрудничал с другими известными музыкантами своего времени, например, с клавесинистом Андре Шероном.

Первая жена Леклера умерла в 1728 году, и через два года он женился во второй раз на Луизе Руссель, работавшей в издательстве и принимавшей участие в издании ряда его произведений.

Настоящее признание исполнительского мастерства Леклера пришло в 1733, когда французский король Людовик XV пригласил его на должность придворного скрипача. В знак благодарности музыкант посвятил царственной особе несколько своих сонат. При дворе Леклер сблизился с известными исполнителями: исполнителем на виоле Антуаном Форкре и скрипачом Жаном-Пьером Гиньоном. Леклер был одним из немногих, кому дозволялось играть при дворе собственные сочинения, в то время как обычную основу репертуара придворных музыкантов составляла музыка старых мастеров, таких как Жан-Батист Люлли. В 1737 Леклер и Гиньон поссорились из-за права быть руководителем королевского оркестра, и хотя через некоторое время они пришли к решению дирижировать попеременно с периодом в один месяц, Леклер вскоре подал в отставку и покинул Париж.

Вскоре он получил приглашение к нидерландскому королевскому двору от принцессы Анны, которая сама хорошо играла на клавесине и училась у Георга Фридриха Генделя. Согласно договору, Леклер каждый год должен был в течение трёх месяцев находиться при дворе. В 1740 он также начал работать в Гааге, где дирижировал оркестром. Три года спустя коммерсант, финансировавший оркестр, обанкротился, и Леклер вернулся в Париж, где и провёл оставшиеся годы жизни, изредка выезжая в Лион.

С середины 1740-х годов Леклер занимался частным преподаванием и композицией. В 1746 была поставлена его единственная опера "Сцилла и Главк". Написанная в духе Рамо, опера выдержала около 20 представлений за два месяца, а затем была снята с репертуара.

В 1748 он поступил на службу к герцогу Грамонскому, который ранее учился у него, и работал композитором и дирижёром в его частном театре. Герцогу Леклер посвятил несколько инструментальных и вокальных сочинений. В 1758 году музыкант развёлся с женой и поселился в купленном незадолго до того доме в глухом квартале Парижа.

Утром 23 октября 1764 Леклер был найден убитым на пороге своего дома. Преступление так и не было раскрыто, хотя у полиции было трое подозреваемых: нашедший труп садовник, жена Леклера и его племянник (именно на него указывало большинство улик).

Леклер сыграл важную роль в истории скрипичного исполнительства. Обладая выдающимся мастерством, он дал толчок развитию французской скрипичной школы. Среди приёмов, которые он использовал - двойные трели, тремоло левой рукой, игра в высоких позициях и др. Несмотря на то, что стиль его исполнения часто однозначно обозначается как "французский", некоторые черты явно указывают на влияние итальянской школы, например, использование длинного, "тартиниевского" смычка. У Леклера было много учеников, многие из которых стали впоследствии известными скрипачами.

Как композитор он также имеет большое значение. В своих сонатах и концертах, отталкиваясь от формы и стиля Арканджело Корелли и Антонио Вивальди, соответственно, он формирует собственную манеру письма. Гармония его красочна и ярка - он применяет хроматические последовательности аккордов и энгармонические модуляции. Его музыка отличается изяществом и благородством звучания.

www.classicalm.com/ru/composer/611/Jean-Marie-Leclair


Ресурсы сети, связанные с исполнителем:
en.wikipedia.org/wiki/Jean-Marie_Leclair About from 'wikipedia'
www.hoasm.org/VIIC/Leclair.html About on HOASM [mobile]
en.m.wikipedia.org/wiki/Jean-Marie_Leclair About from 'wapedia.mobi' [mobile]
Хронологические таблицы (Hrono table)  
Поиск видео (Video Search) :  

CD коллекции, связанные с исполнителем:
  как основной исполнитель ...
 Jean-Marie Leclair - 'Integrale Du 4eme Livre' - 2002, Zig Zag
  как соисполнитель ...
 Red Priest - 'Nightmare In Venice' - 2002, Dorian Recordings
 


назад (back)      

  Последние изменения в документе сделаны 14/10/2016 18:42:51

Главная страница
 Project Main Page

My Music Base