Биография исполнителя:

все биографии (all bio)

назад (back)
     Arcangelo Corelli
 
 

Born: Feb 17, 1653 in Fusignano, Italy
Dead: Jan 8, 1713 in Rome, Italy
Genre: Concerto, Chamber Music
Country: Italy

One of the seminal figures of Baroque music, Arcangelo Corelli was the first master of the modern violin, and the predominance of that instrument in the music of the following three centuries is his technical and pedagogical legacy. He managed to extract from it a beauty of tone and singing lyricism that were previously unknown; these qualities brought him international fame, both for his own performances and for those of his many students who began to disseminate his techniques. It would not be an overstatement to say that the fundamentals of modern string playing - including issues of both bowing and fingering - descend directly from Corelli.

Though he did not create the concerto grosso form, Corelli wrote the first significant compositions in the genre, laying the foundations for the achievements of Vivaldi, Handel, and Bach a generation later. The same can be said of his trio sonatas and solo violin sonatas, all of which show a greater stability of form and developed sense of harmonic progression than those of his predecessors. These compositions were influential not only because of their innovative use of form, terraced dynamics, and major/minor tonality, but also because they coincided with the flourishing music publishing industry in Italy; Corelli's fame and wealth led to the printing of nearly all of his works during his lifetime, and their wide circulation internationally. Indeed, composers and musicians studied his scores for many years following his death.

Corelli was born in the town of Fusignano in 1653 to a wealthy family. The details of his early life are unknown, but he most likely began his musical studies with a local priest before moving to Bologna where he studied at the Accademia Filarmonica. No later than 1675 (but perhaps earlier), Corelli moved to Rome, where he began appearing as a violinist in ensembles formed for various religious and civic occasions.

He soon emerged as one of the city's preeminent musicians and entered the service of Queen Christina of Sweden (the first of several influential patrons), who had established herself in Rome after abdicating her throne. Some of the young composers earliest works are dedicated to her, and were performed at her "academies." Following her death, Corelli entered the service of Cardinal Pamphili, who gave him a generous salary and a place to live; he would remain in the Cardinal's service until 1690, when the Cardinal left the city. Corelli's patronage was then assumed by the young (extremely young!) Cardinal Ottoboni, who had received his office through the intervention of Pope Alexander VIII, his uncle. This would prove extremely beneficial for Corelli, since his young employer quickly befriended him, paid him well, and was a great admirer of his music. Few musicians have ever enjoyed a more secure or lucrative relationship with a patron. In this position, Corelli achieved wide fame and extreme wealth, and upon his death in 1713 he was interred in the Pantheon.

All Music Guide

======

Арканджело Корелли

Воздействие Арканджело Корелли, величайшего скрипача XVII века, на музыку современников и композиторов последующих поколений трудно переоценить. Достаточно назвать Тартини и Вивальди в Италии, Куперена и Леклера во Франции, Генделя и Баха, Маттесона и Телемана в Германии, Экклза в Англии, Бенда в Чехии.

Он родился 17 февраля 1653 года в старинном городе Фузиньяно в Нижней Романье в весьма просвещённой семье, учился игре на скрипке в Болонье у тамошних мастеров - Дж. Бенвенути, а также у знаменитого венецианского виртуоза-импровизатора Бруньоли. Ещё в юности Корелли достиг такого искусства в области композиции, что был принят в Болонскую Филармоническую академию семнадцати лет от роду. Не позже 1675 года Корелли появился в Риме, где с непрерывно нараставшим успехом играл в церквах, театрах, "академиях". Он начал вторым скрипачом в театральном ансамбле, затем стал солистом, а в конце 1670-х - начале 1680-х годов - капельмейстером церковных концертов.

Необыкновенно единодушное и широкое признание в столице и знатоков, и широкой публики отнюдь не вскружило ему голову. Он отличался большим артистическим темпераментом, разносторонними, интересами (он, например, страстно любил и знал живопись; в его коллекции были работы Пуссена, Брейгеля, Маратта, Тревизани и других мастеров), трезвым и даже холодным умом. Корелли сосредоточенно и настойчиво совершенствовался под руководством композитора М. Симонелли и в начале 1680-х годов выступил с первым своим капитальным произведением - сборником двенадцати сонат для струнного трио в сопровождении органа.

В начале 1700-х годов он вошел в "Аркадскую академию", где сблизился с Генделем, Бернарде Пасквини и Алессандро Скарлатти.

Несмотря на гордый, независимый нрав, так характерный для больших художников, Корелли вынужден был связать себя службой у богатых меценатов - кардиналов Панфили и Оттобони. Справедливость требует отметить, что эти деятели церкви, будучи страстными любителями музыки, по достоинству оценили искусство великого скрипача и оказывали ему большую поддержку. Он прослужил у них капельмейстером с 1687 года и до смерти в 1713 году. В этот период он создал большую часть своих трио-сонат, знаменитые сонаты для скрипки соло с сопровождением клавесина (1700 год) и, наконец, concerti grossi (1712 год).

Ведя жизнь скромного труженика и никогда не выезжая за границу, Корелли завоевал мировую славу и оставил после себя школу, к которой принадлежали такие замечательные музыканты, как Пьетро Локателли, Франческо Джеминиани, Джованни Баттиста Сомис и другие. Последователем Корелли был также крупнейший скрипач XVIII века Джузеппе Тартини.

Трудно назвать другого композитора, творчество которого получило бы столь безоговорочное и единодушное признание при жизни. Вероятно, это объясняется не только его гениальностью, трудолюбием и несравненным артистическим обаянием, но и тем, что в искусстве своём он необыкновенно гармонично и цельно ответил на те вопросы, которые инструментальная культура его страны и эпохи уже поставила.

Творческое наследие Корелли заключено в шести опусах: четыре сборника по двенадцать трио-сонат, изданных в 1681, 1685, 1689, 1694 годах, двенадцать сонат для скрипки соло с басом, а также двенадцать concerti grossi.

Уже первые двенадцать трио-сонат 1681 года открыли новую страницу в истории итальянской инструментальной музыки, и с каждым новым опусом художественное совершенство возрастало. Сольные же сонаты ор.5 и концерты ор.6 оказались вершиной, в своём роде недосягаемой.

Знаменательно, что, невзирая на связи с церковными кругами, этот великий композитор Италии совсем, либо почти совсем не написал культовой музыки. Что же касается тех сонат Корелли, которые всё ещё называли иногда "церковными", то они не только вполне светские по образному содержанию, но к тому же никогда не имели подобного авторского обозначения. Более того, Корелли был первым, кто в нетанцевальной скрипичной сонате заменял сопровождающий орган клавесином. Это окончательно эмансипировало сонату, оторвало её от церкви. Корелли - композитор и виртуоз - утвердил в скрипичном искусстве стиль, сочетавший глубокую жизненную содержательность музыки с гармоничным совершенством формы, итальянскую эмоциональность - с полным господством разумного, логического начала. "Всякий труд, - писал он, - должен основываться на разуме и изучении образцов, оставленных наиболее выдающимися мастерами".

В то время эстетика барокко и вычурно-надуманная поэзия маринистов отчасти оказали воздействие на манеру скрипичной игры, и она нередко страдала излишним применением виртуозных приемов. Чрезмерная концентрация островыразительных эффектов создавала в скрипичном исполнительском искусстве ту взвихрённость стиля, неистовость эмоционального тонуса, какую так часто можно было тогда наблюдать в скульптурных группах, на фасадах церквей и дворцовых плафонах.

Всему этому Корелли противопоставил строгую сдержанность чувства, ясность, уравновешенность формы и мудрую экономию в средствах и приёмах выразительности. Он чуждался аффектации; обнажённая, так сказать, непосредственность выражения также не была в его художественной натуре. Техника его, в то время не знавшая равных, всецело подчинена была художественной интерпретации произведения. Он играл мягким, певучим и глубоким звуком; выравненность тона сочеталась с выразительной, разнообразной нюансировкой.

Творчество Корелли подлинно народное. В танцевальных жанрах, особенно в жигах его партит, звучат ритмы итальянских народных плясок. Один из самых совершенных образцов его манеры - знаменитая жига из пятой сольной сонаты соль-минор с её увлекательно-вихревым кружением и идеально стройной формой - выдержана в ритмической фигуре тарантелльного типа. Самая популярная среди сольных скрипичных композиций Корелли - ре-минорная, написана в виде вариаций на тему португальской народной песни о безумной девушке и её несчастной любви. Жизнерадостный финал Восьмого ("Рождественского") концерта - это поэтическая картинка, с великолепным мастерством воссоздающая звучание крестьянского инструментального ансамбля со свирелями, волынками, флейтами. Корелли народен как музыкант-художник, в классически ясных образах запечатлевший свой народ с его жизнью, идеалами, страстями.

У композитора, совмещавшего размах и темперамент южанина с трезвым рационализмом, эти образы потребовали широты, простора для своего воплощения. И Корелли нашел эти вместительные формы, обратившись к жанрам сонаты и концерта - жанрам, хорошо известным его предшественникам, а теперь всецело захватившим также и его внимание.

Шестьдесят сонат Корелли разделяются на несколько групп по различным жанровым и структурным признакам: сорок восемь из них - трио, двенадцать - сольных, тридцать - церковных с органом, тридцать - с чембало.

В своем последнем, шестом опусе Корелли опубликовал двенадцать больших концертов (Concerto grosso). Наряду с концертами Генделя и И.С. Баха, эти последние творения мастера представляют собою наиболее совершенные образцы в истории концертного жанра доклассической эпохи. Перед нами замечательная форма раннего струнного оркестра. Корелли, таким образом, заложил основу для дальнейшего развития симфонической музыки.

Современники Корелли оставили нам немногочисленные, но важные свидетельства его великолепного дирижерского искусства. Он добивался чрезвычайно точной и тонкой отделки партитуры. Ансамбль звучал идеально слаженно по строю, штрихам, динамике, фразировке. Глубокая выразительность сочеталась с благородной простотой.

www.classic-music.ru/corelli_a.html


Ресурсы сети, связанные с исполнителем:
Bio Творческие портреты композиторов
www.baroquemusic.org/bqxcorelli.html Biography
www.nndb.com/people/398/000093119/ Biography
www.classiccat.net/corelli_a/biography.htm Biography
www.lifeinitaly.com/music/Corelli.asp Biography
www.bach-cantatas.com/Lib/Corelli-Arcangelo.htm Biography from 'bach-cantatas.com'
www.goldbergweb.com/en/history/composers/10576.php Biography, discography
en.wikipedia.org/wiki/Arcangelo_Corelli About from 'wikipedia'
ru.wikipedia.org/wiki/Корелли,_Арканджело О исполнителе из 'википедии' [ru]
www.hoasm.org/VIIIA/Corelli.html Biography on HOASM [mobile]
en.m.wikipedia.org/wiki/Arcangelo_Corelli About from 'wapedia.mobi' [mobile]
ru.m.wikipedia.org/wiki/Корелли,_Арканджело О исполнителе из 'мобильной википедии' [mobile] [ru]
Хронологические таблицы (Hrono table)  
Поиск видео (Video Search) :  

CD коллекции, связанные с исполнителем:
  как основной исполнитель ...
 Arcangelo Corelli - 'Concertos Op. 6. Vol. 1' - 1990, Hmf Classical Express
 Arcangelo Corelli - 'Concertos Op. 6. Vol. 2' - 1990, Hmf Classical Express
 Arcangelo Corelli - 'Sonata Op. 5, Nos. 7-11 & 12 'La Folia'' - 1980, Sony
 Arcangelo Corelli - 'Violin Sonatas, Op. 5' - 2002, Harmonia mundi
  как соисполнитель ...
 Il Giardino Armonico - 'Il Giardino Armonico' - 2006, Warner Classics
 Jordi Savall - 'Altre Follie 1500-1750' - 2005, AliaVox
 Jordi Savall - 'La Folia' - 1998, AliaVox
 Andreas Scholl - 'Arcadia' - 2003, Decca
 


назад (back)      

  Последние изменения в документе сделаны 14/10/2016 18:42:35

Главная страница
 Project Main Page

My Music Base