Биография исполнителя:

все биографии (all bio)

назад (back)
     Alexander Grechaninov
 
 

Born: Oct 25, 1864 in Moscow, Russia
Dead: Jan 4, 1956 in New York, NY
Country: Russia

The long-lived Alexander Grechaninov was, until the latter twentieth century, a largely neglected figure seen as having written a few worthwhile liturgical works and some attractive children's music, but little more. Then, his five symphonies and other orchestral compositions garnered some attention, while his many stage works awaited rediscovery. Stylistically, he was very conservative, and as neo-Classical, serial, and other progressive techniques took hold in the twentieth century, his music was increasingly viewed as outdated. Had it not been for the stubborn opposition of his uneducated father, who could barely read, Grechaninov may have developed sooner. He began study on the piano at the relatively late age of 14, mainly owing to the urging of a caring sister-in-law. Grechaninov enrolled at the Moscow Conservatory in 1881 over the objections of his father. There he studied piano first with Nikolai Kashkin, then later with Vasily Safonov. He also took instruction in composition from Taneyev and Arensky, the latter largely in fugal writing. He left Moscow in 1890 for further study with Rimsky-Korsakov at the St. Petersburg Conservatory. His Concert Overture (1892 - 1893) gave Grechaninov his first success, and his 1894 String Quartet captured a prize at the Belyayev Chamber Music Competition. He supported himself and his wife (whom he married in 1891) during this time as a piano teacher. Perhaps his greatest success in the nineteenth century was the 1895 premiere of his Symphony No. 1 (led by Rimsky-Korsakov). In 1896, he relocated to Moscow once again, where he taught piano and worked on several compositions, chief among them his opera Dobrinya Nikitich (1895 - 1901) and the first of his four Liturgies of St. John Chrysostom (1897). He also wrote incidental music for plays during this time, such as his score for The Death of Ivan the Terrible (1896). In the first decade of the twentieth century, Grechaninov arranged many songs of ethnic origin for children, producing several popular numbers and giving him great prominence among Russian composers. In 1906, he accepted teaching posts at the Moscow Conservatory and Gnessin School of Music. Throughout his career, Grechaninov composed many works in the sacred genre and in recognition of this continuing work, the Tsarist government granted him a yearly stipend of 2,000 rubles. After the Bolshevik Revolution, he lost the stipend and ultimately his faith in his homeland, feeling his religious and political convictions were at odds with those of the Communist regime. After several trips abroad, he emigrated to Paris in 1925, where he established a career as a pianist and still managed to devote much time to composition. He completed his third St. John Chrysostom Liturgy there (1917 - 1926), as well as his Suite for cello and orchestra (1919 - 1929). In 1929, he made the first of several trips to the United States, a country he felt increasingly drawn toward. In 1939, he emigrated to the United States, ultimately making New York his home (1940). He continued to compose in his adopted homeland, especially in the sacred realm, producing several important works, including Et in terra pax, a Roman Catholic Mass (1942). He also wrote chamber works, but his output steadily declined in the 1940s. He became a U.S. citizen in 1949, at the age of 85. His last composition came in 1950, the piano work Lettres amicales. Grechaninov was well enough to attend a 1954 concert in New York Town Hall, held to celebrate his 90th birthday.

- Robert Cummings (All Music Guide)

====

ГРЕЧАНИНОВ, АЛЕКСАНДР ТИХОНОВИЧ (1864-1956), русский композитор, живший после 1925 во Франции и в США. Главные его достижения связаны с жанрами духовной хоровой музыки. Родился 13 (25) октября 1864 в Москве, учился в Московской консерватории у С.И.Танеева, Н.Д.Кашкина и В.И.Сафонова, затем перебрался в Петербург, чтобы изучать композицию в классе Римского-Корсакова. Первая опера Гречанинова, Добрыня Никитич, была поставлена в московском Большом театре в 1903. Вторая, Сестра Беатриса (по Метерлинку) - в 1912 в Опере Зимина. Эта опера вскоре была запрещена духовной цензурой из-за появления на сцене поющей Девы Марии. В дореволюционные годы Гречанинов был особенно известен как автор православной хоровой музыки в новом стиле. В 1925 он уехал из России и обосновался в Париже. С 1939 жил в США (получил американское гражданство в 1946). Композитору было уже за восемьдесят, когда появилась его третья опера - Женитьба (по Гоголю). Творческое наследие Гречанинова включает также 5 симфоний, массу произведений камерно-инструментальных жанров, сотни фортепианных пьес, романсов, обработок народных песен; большую ценность имеет его музыка для детей (в том числе 4 детских оперы). Кроме православной церковной музыки, он сочинил ряд католических месс и мотетов, а также духовные хоры на английские тексты. Его перу принадлежит книга Моя жизнь. Умер Гречанинов в Нью-Йорке 4 января 1956.

www.krugosvet.ru/articles/18/1001807/1001807a1.htm

==========

А.Т.Гречанинов: судьба и творчество

Каким нам известен Александр Тихонович Гречанинов? Прежде всего, как автор монументальных хоровых произведений и один из виднейших представителей Новой русской школы церковного пения. Ценность таланта и творчества композитора уже в начале XX века были по достоинству оценены современниками. Один из них, Н. Кашкин уже в 1908 году высказал пророческие слова: "Главными деятелями между современными церковными композиторами являются А. Д. Кастальский и А. Т. Гречанинов. Г. Кастальского можно назвать стоящим во главе того направления, которое главной задачей ставит выведение новых основ русской церковной музыки из ее старинных мелодий знаменного и других распевов. Церковные композиции А. Т. Гречанинова отличаются изяществом и благородством стиля, и вместе с тем он стремится придать этой музыке национальный характер путем ее сближения с мелодиями старинных песен, имеющих несомненное родство со старинными церковными напевами.

Некоторые из композиций А. Т. Гречанинова, как например, "Верую" во второй его обедне, отличаются полнейшей своеобразностью и достигли большой популярности. Этих двух композиторов следует признать главными столпами нового направления в русской церковной музыке, обещающей достигнуть очень богатого развития". Ни для кого не секрет, что очень удобно вписать художника в рамки какого-либо художественного направления. Так и говорят: Новая школа (и сразу выстраивается очередь - Кастальский, Гречанинов, Чесноков, Смоленский и проч.) или же - кучкисты, передвижники и т. д. Всегда проще указать на общий признак, чем заниматься раскрытием индивидуальностей тех, кто создал то крупное, что видится на столь большом расстоянии. Поэтому и личность А. Т. Гречанинова очень удобно оградить привычными рамками. Но как тогда быть с его е тремя операми, симфониями, мессами, мотетами и прочими творениями, в которых совершенно особыми гранями раскрылся зрелый талант композитора?

Необычная судьба сформировала особую творческую личность композитора - как автора светских и "традиционных" жанров, так и "богослужебных". Политические события и социальные перевороты в России начала XX века породили особый феномен "русской эмиграции", которая коснулась не только композиторов, но и исполнителей, писателей, художников. Каждый из них по-своему был вынужден решать вопрос: как быть носителями той культуры, страна которой осталась в необратимом прошлом? Решить вопрос либо в пользу себя, либо в пользу наследия и традиции? Стать космополитом, революционером искусства или донести "свой" XIX век?

Композитор очень остро чувствовал огромное количество самых разных проблем, связанных с его творчеством, временем и собственной судьбой - нравственных, этических, и все они нередко упирались в особо значимый для русского композитора - вопрос вероисповедания. На этом пути можно найти среди высказываний самого композитора сколь много интересного, столь же много и компромиссного. При этом почти всегда те или иные мысли несут на себе отпечаток самооправдания или объяснения того или иного творческого решения. Более того, нередко сквозь слова можно почувствовать характерную горечь исповедальных нот - значит и суждения сопряжены с чем-то личным, сокровенным и индивидуальным, что оказалось выше чести художника и достоинства гражданина, вынужденно покинувшего страну: совесть.

Самым острым вопросом для композитора был вопрос традиции, который мог пониматься в разных направлениях. Традиции петербургской и московской композиторских школ, традиционное использование церковнославянского языка, устоявшиеся формы и жанры музыки XIX века - все эти тенденции горячо оспаривались молодыми поколениями художников. Остаться "традиционным" русским без России - парадокс, но нужен ли он художнику? Сумма всех благ и Франции, и Америки не оказалась способной дать однозначный ответ. Пребывание за границей провоцировало на компромисс принятия иного языка. Чтобы преодолеть языковой барьер, композитору приходилось во многом уступать. Так, для издания в США ему потребовалось перевести на английский язык православные песнопения, включая и те, что были сочинены еще в России (ор. 97, 107, 136). Впрочем, аналогично поступил с несколькими своими хорами И. Стравинский, сделав вторую редакцию с изменением подтекстовки - сменив церковно-славянский текст на латинский.

Не менее значимым для любого композитора является вопрос об исполнении произведений. И здесь огромную роль сыграл С. Кусевицкий в поддержке не только Гречанинова, но и С. В. Рахманинова и многих других. Значительно ускорить путь на концертную сцену помогли теплые дружеские отношения, завязавшиеся еще в России. Тогда, в 1914 году, композитор закачивает работу над своей кантатой "Хвалите Бога" (ор. 65) для тенора соло, смешанного и детского хоров, оркестра и органа. Вскоре композитор знакомит с партитурой С. Кусевицкого, которому кантата очень понравилась, и тот обещал исполнить ее в грядущем сезоне. Несколько лет спустя и композитор, и дирижер вместе будут преследовать одну задачу: донести произведения до тех, кто знает русскую культуру только благодаря эмиграции русских.
...

Автор: Марусин Сергей.
www.symphonium.ru/browse.php?mod=article&opt=view&id=58 (полный вариант)


Ресурсы сети, связанные с исполнителем:
www.krugosvet.ru/articles/18/1001807/1001807a1.htm Биография [ru]
www.bigpi.biysk.ru/encicl/articles/18/1001807/1001807A.htm Биография [ru]
en.wikipedia.org/wiki/Alexander_Grechaninov About from 'wikipedia' [ru]
ru.wikipedia.org/wiki/Гречанинов,_Александр_Тихонович О исполнителе из 'википедии' [ru]
en.m.wikipedia.org/wiki/Alexander_Grechaninov About from 'wapedia.mobi' [mobile] [ru]
ru.m.wikipedia.org/wiki/Гречанинов,_Александр_Тихонович О исполнителе из 'мобильной википедии' [mobile] [ru]
Хронологические таблицы (Hrono table)  
Поиск видео (Video Search) :  

CD коллекции, связанные с исполнителем:
  как основной исполнитель ...
 Alexander Grechaninov - 'Symphony No 1, Snowflakes, Missa Sancti Spiriti' - 1995, Chandos
 Alexander Grechaninov - 'Symphony No 4 Op 102, Cello Concerto Op 8, Missa Festiva Op 154' - 1997, Chandos
 Alexander Grechaninov - 'Vespers' - 1999, Hyperion Rec.
  как основной соисполнитель ...
 Vladimir Gorbik - 'Союзом Любве' - 2002, Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
 Various Artists - 'Praise The Name Of The Lord' - 1991, Источник радости, BSA Records
  как соисполнитель ...
 Various Artists - 'Collection Of Russian Choral Music Vol. 1' - 1993, Great Hall
 Various Artists - 'Collection Of Russian Choral Music Vol. 2' - 1996, Aurora Ltd., M-Classic
 


назад (back)      

  Последние изменения в документе сделаны 14/10/2016 18:42:31

Главная страница
 Project Main Page

My Music Base