Биография исполнителя:

все биографии (all bio)

назад (back)
     Witold Lutoslawski
 
 

Born: Jan 25, 1913 in Warsaw, Poland
Dead: Feb 7, 1994 in Warsaw, Poland
Poland: Country
Genre: Symphony, Orchestral Music, Chamber Music, Concerto

Lutoslawski was the leading progressive figure in Polish music of the second half of the twentieth century. Born in Warsaw, he showed an exceptional musical talent at an early age, with his first compositions dating from 1922. He studied piano, violin, and composition (with Witold Maliszewski, a pupil of Rimsky-Korsakov), graduating from the Warsaw Conservatory in 1937. Two years, at the beginning of World War II, Poland was occupied by the Nazi Germany; and Nazi repression included censorship on artistic expression. Lutoslawski survived the difficult war years as well as the subsequent Stalinist period by writing for radio, film, and theatre. In addition, he arranged folk-songs and composed music for children.

Considered too formalist, his concert music was rarely performed. His first substantial orchestral work, The Symphonic Variations was premiered in 1939. It is a work firmly rooted in tonality with a folk-like theme that is varied in a kaleidoscopic way. His first stylistic period culminated in the folk-influenced, three-movement Concerto for Orchestra (1954).

With the cultural thaw which started in the late '50s, his reputation began to grow, at home and abroad, as did his compositional style, with twelve-tone techniques appearing in Funeral Music (1958). In this work, Lutoslawski continually resolves ascending scales with semi-tone intervals that tend to anchor tonal centers within keyless regions. In Jeux V?nitiens (1961), Lutoslawski took his first step into a "limited aleatory music" - after hearing a performance of John Cage's Concerto for Piano in 1960. Lutoslawski's elegant String Quartet (1964) utilizes four rhythmically independent strands simultaneously, yielding wonderfully dense and elastic textures. In the Live pour orchestra (1968) the work's four main sections are connected by controlled aleatory passages. Most of his subsequent works were orchestral, fully chromatic, orchestrated in a manner suggesting Debussy and Ravel, and consistently develop an opposition between aleatory and metrical textures. Lutoslawski went on to compose nearly twenty major orchestral works, including Symphony No. 3 (1982), for which he was awarded the prestigious Grawemeyer Award, and his final Symphony No. 4 (1992), commissioned and premiered by the Los Angeles Philharmonic.

He also composed works for distinguished soloists, such as Dietrich Fischer-Dieskau, (&Les espaces du sommeil), Heinz and Ursula Holliger (Concerto for Oboe and Harp), Anne-Sophie Mutter, Chain II, Mstislav Rostropovich (cello concerto), and Krystian Zimmerman (Piano Concerto). Lutoslawski's extensive experience conducting his own works helped him to refine his musical language, his later works becoming more lyrical and harmonically transparent.

-James Harley (All Music Guide)

========

Витольд Лютославский (1913-1994)

Витольд Лютославский (25 января 1913, Варшава, Российская империя - 7 февраля 1994, Варшава, Польша) - польский композитор и дирижёр, один из крупнейших музыкантов XX века.

Родился в семье помещиков, сын политического деятеля Юзефа Лютославского (1881-1918), арестованного и убитого большевиками в московской тюрьме. Сочинял музыку с девятилетнего возраста (Прелюдия для фортепиано, 1921), учился игре на скрипке и фортепиано. Закончил Варшавскую консерваторию в 1937 году, параллельно изучал математику - студент Варшавского Университета (1931-1933).

В Варшавской консерватории Лютославский учился у известного российского и польского композитора, профессора Витольда Осиповича Малишевского (1873-1939), ученика Н. А. Римского-Корсакова и основателя Одесской консерватории (1913). Именно талантливый педагог Малишевский заложил основы композиторского мастерства Лютославского (другим известным учеником В. О. Малишевского был Н. Н. Вилинский). Лютославский высоко ценил музыкальные произведения другого выдающегося композитора XX века - Игоря Стравинского. Как композитор также складывался и под влиянием Кароля Шимановского, увлекался мазовецким фольклором.

Во время Второй мировой войны был мобилизован, попал в плен, но сумел бежать по пути в концлагерь. Подрабатывал в варшавских кафе вместе с Анджеем Пануфником, собирая средства для артистов, скрывающихся от нацизма (в том числе, для Владислава Шпильмана). После 1948 года польские сталинисты, следуя ждановским курсом, обвинили Лютославского в формализме. В 1950-е годы он пришёл к серийной технике, что также вызвало неудовольствие властей. После премии ЮНЕСКО (1959) и исполнения Струнного квартета в Стокгольме (1965) к композитору приходит международное признание.

Сочинение "Три стихотворения Анри Мишо" считается образцом хорового авангарда XX века; во II его части ("Великая битва") использована коллективная 20-голосная декламация без точной фиксации музыкальной высоты; в целом это - шокирующая сонористическая картина в динамическом диапазоне от шёпота до крика, с шумовой канонадой ударных, "инфернальными" трубными сигналами, магическими возгласами "Абрах!" и т.п.

Лютославскому принадлежат четыре симфонии, концерт для оркестра, ряд камерных и вокальных сочинений, в том числе - на слова А. Мишо, Р. Десноса, К. Иллакович, Ю. Тувима и других поэтов. Он - первый лауреат Премии Гравемайера (1985, за Третью симфонию), лауреат премии имени Соннинг и премии Гердера (обе - 1967), премии Эрнста Сименса (1983), премии Киото (1993), награждён золотой медалью Королевского филармонического общества Великобритании (1987), кавалер французского Ордена искусств и литературы, польского Ордена Белого орла (1994), почётный доктор многих университетов, включая Кембриджский.

Его произведения исполняли лучшие музыканты мира, среди которых Мстислав Ростропович, Хайнц Холлигер, Дитрих Фишер-Дискау, Анне-Софи Муттер, Дон Апшоу, Георг Шолти, Эса-Пекка Салонен, Антони Вит и многие другие.

Композитор и его жена похоронены на варшавском кладбище Повонзки. Концерт "Аура" памяти Лютославского (1994) написал Магнус Линдберг, "Пути" для трубы (1994) - Тору Такэмицу, "Прощальная музыка" (Farewell Music) для орк. (1997) - Кшиштоф Мейер.

meloman.ru/composer/lyutoslavskij-vitold-1913-1994/


Ресурсы сети, связанные с исполнителем:
www.usc.edu/dept/polish_music/VEPM/lutos/lu-title.html About, works
witold26.republika.pl/index_eng.html Personal website. Biography, works, discography
en.wikipedia.org/wiki/Witold_Lutoslawski About from 'wikipedia'
ru.wikipedia.org/wiki/Лютославский,_Витольд О исполнителе из 'википедии' [ru]
en.m.wikipedia.org/wiki/Witold_Lutoslawski About from 'wapedia.mobi' [mobile]
ru.m.wikipedia.org/wiki/Лютославский,_Витольд О исполнителе из 'мобильной википедии' [mobile] [ru]
Хронологические таблицы (Hrono table)  
Поиск видео (Video Search) :  

CD коллекции, связанные с исполнителем:
  как основной исполнитель ...
 Witold Lutoslawski - 'String Quartet' - 1991, Elektra, Nonesuch
  как основной соисполнитель ...
 Arditti String Quartet - 'Kurtag, Lutoslawski & Gubaidulina: Works For String Quartet' - 1991, Naive, WDR
 


назад (back)      

  Последние изменения в документе сделаны 14/10/2016 18:42:28

Главная страница
 Project Main Page

My Music Base