Биография исполнителя:

все биографии (all bio)

назад (back)
     Evgeny Mravinsky
 
 

Born: Jun 4, 1906 in St. Petersburg
Dead: Jan 19, 1988 in Leningrad
Genre: Symphony, Orchestral Music
Country: Russia

Like so many Russian musicians, Mravinsky seemed first headed toward a career in the sciences. He studied biology at St. Petersburg University, but had to quit in 1920 after his father's death. To support himself, he signed on with the Imperial Ballet as a rehearsal pianist. In 1923, he finally enrolled in the Leningrad Conservatory, where he studied composition with Vladimir Shcherbachov and conducting with Alexander Gauk and Nikolai Malko. He graduated in 1931, and left his Imperial Ballet job to become a musical assistant and ballet conductor at the Bolshoi Opera from 1931 to 1937, with a stint at the Kirov from 1934. Mravinsky gave up these posts in 1938, after winning first prize in the All-Union Conductors' Competition in Moscow, to become principal conductor of the Leningrad Philharmonic. He remained there until 1982, long ignoring many guest-conducting offers from abroad. Under Mravinsky's direction the Leningrad Philharmonic came to be regarded as one of the finest orchestras in the world, although the world had comparatively few opportunities to hear it aside from the rare tour (about 30 performances in 25 years, starting in 1956), some dim Soviet recordings, and a very few highly acclaimed records for such Western European companies as Deutsche Grammophon and, in the end, Erato. Mravinsky was made People's Artist of the U.S.S.R. in 1954, and in 1973, he received the order of Hero of Socialist Labor. But his more lasting international acclaim came for his performances of Mozart, Beethoven, Bruckner, Wagner, Sibelius, Bartok, Stravinsky, and anything Russian or Soviet. His reputation only rose upon his retirement from the Leningrad Philharmonic, particularly with the posthumous release in 1995 by Melodiya and BMG Classics of 20 CDs surveying Mravinsky's work from the 1940s into the 1980s.

Mravinsky's rehearsal manner was said to be autocratic and brutal, and the resulting performances were tightly clenched. Yet they were also technically precise, finely detailed, subtly colored, and highly dramatic - and this not always because he was in the habit of whipping fast finales into a frenzy. His readings had an intensity, concentration, and - despite the arduous rehearsal - spontaneity comparable to those of Wilhelm Furtwangler. In the West, Mravinsky was particularly noted as an interpreter of Shostakovich, whose Fifth, Sixth, Eighth, Ninth, and Tenth symphonies he premiered, and of Tchaikovsky. His recordings of the Tchaikovsky's last three symphonies, made in 1960 for Deutsche Grammophon while the orchestra was on tour in London, are touchstones of the Russian repertory.

- James Reel (All Music Guide)

======

Евгений Александрович Мравинский
(1903-1988)

Имя Мравинского - одно из величайших среди имен дирижеров XX века. Пожалуй, никто из русских музыкантов на дирижерском подиуме не получил столь безусловного признания и на Родине, и за ее пределами. Признавая исключительность авторитета Мравинского, отметим, что его великое искусство явилось апогеем развития русской дирижерской школы, прошедшей краткий, но бурный путь развития и становления.

"Когда-то, слушая музыку, я испытал потрясение, как удар молнии или грома. Искусство должно потрясать. Иначе это не искусство". Эти слова Евгения Александровича Мравинского можно расценить и как главный девиз его творчества, его основной критерий. Величие Мравинского в его служении своему искусству, музыке, ее творцам, в гигантском масштабе целей, которые он ставил себе и преданным ему музыкантам, в непрестанном поиске идеалов, совершенствовании средств для их постижения.

Среди великих дирижеров наиболее соответствующая фигура для сопоставления с Мравинским - Вильгельм Фуртвенглер, с которым Мравинского роднит многое (в качестве курьеза отметим и сходство их физической конституции). Это и непреклонность творческой воли, и невероятная способность воссоздавать сложнейшую партитуру во всей цельности и, одновременно, во всей многоплановости ее проблематики, наконец, в безусловном примате этического начала в их искусстве. И Мравинский, и его старший современник Фуртвенглер были безусловно людьми своего времени, своей трагической эпохи, каждый из них был верным сыном своего отечества, пережившим судьбу своей страны, своего народа. Но оба великих мастера являются удивительным примером того, как их искусство, и они сами благодаря нему, стали явлениями вневременными и незнающими границ, служащими Миру и миру, обществу и обществам, человеку и Вселенной. Оба они исполнили свой долг служения прекрасному, воплотив в совершенных звуках извечное стремление к совершенству и гармонии, к красоте и добру, к вечности...

Мравинский был человеком русской культуры в ее наиболее "европейском", петербургском проявлении. С Санкт-Петербургом, Петроградом, Ленинградом он был неразрывно связан всю свою долгую жизнь. Здесь он родился 22 мая (по юлианскому календарю) 1903 года. Он рос в семье очень музыкальной, высококультурной и своеобразной, принадлежавшей до русской революции к привилегированному слою общества. Одна его тетка, Евгения Константиновна Мравинская, прославилась в качестве примадонны (soprano leggiero) Императорской оперы в Петербурге - Мариинского театра - под сценическим именем Мравина. Другая после революции занимала видные посты в Советском государстве (посол СССР в Швеции Александра Коллонтай).

В 1920 году Мравинский поступил на естественный факультет Петроградского университета, но уже в это время он был связан с музыкой. Необходимость заработка в голодном Петрограде периода гражданской войны привела юношу в Мариинский театр на роль артиста миманса. Это скучное занятие позволило ему приобрести редкую школу, ибо он был свидетелем и чутким наблюдателем работы таких великих артистов, как тенор Иван Ершов, создатель незабываемых образов в операх Вагнера, Федор Шаляпин, потрясавший своим гениальным даром певца-актера, дирижеры Альберт Коутс и Эмиль Купер - да и весь ансамбль "Маринки" еще хранил тот высочайший уровень, на которой он поднялся при Направнике. Через год Мравинский начал работать пианистом в Хореографическом училище, и этот опыт сослужил ему добрую службу. Тогда же он твердо решил вступить на тернистую тропу артиста, но первая попытка поступить в консерваторию не удалась, и он поступает в учебные классы Петроградской академической капеллы (1923 год). В 1924 году он все же становится студентом Петроградской консерватории, но в дирижерский класс к Николаю Малько он пришел лишь через три года, поначалу пытаясь освоить искусство композиции. После эмиграции Малько Мравинский продолжает учиться у другого видного дирижера - Александра Гаука, по классу которого и окончил консерваторию в 1931 году.

Практической работой для молодого дирижера стали еще в студенческие годы выступления с самодеятельным оркестром Союза служащих советской торговли - уже эти первые концерты с программами русской классики заслужили одобрение прессы. Одновременно Мравинский заведовал музыкальной частью в Хореографическом училище и дирижировал здесь балетом Александра Глазунова "Времена года"; наконец, он трудился и в Оперной студии консерватории, руководимой тогда И. В. Ершовым. В 1931-1938 годах Мравинский работает в бывшем Мариинском театре. Здесь его дебютом 20 сентября -1932 года стала "Спящая красавица". П. И. Чайковского с участием гениальной русской балерины Галины Улановой. Затем успех дирижера был закреплен его следующими работами - балетами Чайковского "Щелкунчик" и "Лебединое озеро", А. Адана "Корсар" и "Жизель", Бориса Асафьева "Бахчисарайский фонтан" и "Утраченные иллюзии". Единственной работой в опере стала "Мазепа" П. И. Чайковского.

В 1937 и 1938 годах произошли два события в жизни Мравинского, резко изменившие маршрут его творчества: от дирижера музыкального театра к подиуму концертного зала. В 1937 году во время Декады советской музыки Мравинский впервые исполнил новинку - архигениальную Пятую симфонию Дмитрия Шостаковича, а через год буквально потряс своим прочтением этого "зеркала времени" слушателей и жюри Всесоюзного конкурса дирижеров, где завоевал первое место. (Отметим, что в числе лауреатов были такие впоследствии маститые дирижеры, как Натан Рахлин, Константин Иванов, Марк Паверман и др.) Любопытно, что творческий союз Шостаковича и Мравинского (а о таковом говорить вполне правомерно) возник тогда на основе полного равноправия. Сам Шостакович позднее писал о работе над Пятой симфонией: "О каждом такте, каждой мысли Мравинский учинял мне подлинный допрос, требуя от меня ответа на все возникавшие у него сомнения. Но уже на пятый день совместной работы я понял, что такой метод является безусловно правильным. Я стал серьезнее относиться к своей работе, наблюдая, как серьезно работает Мравинский. Я понял, что дирижер не должен петь подобно соловью..." Победа на конкурсе, судьбоносная встреча с Шостаковичем и назначение на пост руководителя оркестра Ленинградской филармонии определили будущее Мравинского. Главный дирижер Ленинградского филармонического оркестра, ведущего свою историю от Придворного оркестра под управлением Гуго Варлиха, - преемник и наследник традиций Эмиля Купера, фактического основателя оркестра, Фрица Штидри и Александра Гаука, работавших с коллективом до него, Мравинский поддержал и развил традиции оркестра, поднял его уровень на небывалую высоту, навсегда связал с именем оркестра свое имя, свое искусство, свою судьбу.

Тогда же, в 1938 году, Мравинский впервые записывается в студии: его дебют в грамзаписи - также Пятая симфония Шостаковича. В 1940 и 1941 годах он делает несколько замечательных записей в редкой технике "тонфильма", т. е. запись звука производилась на звуковую дорожку киноленты. (В студии великий дирижер работал постоянно до начала 1960-х годов, затем все известные его фонограммы выполнялись исключительно во время открытых концертов.)

Затем была война, эвакуация оркестра (одного из культурных сокровищ страны) в Сибирь. 538 (!) концертов оркестра в Новосибирске за годы войны. Возвращение в Ленинград, первые гастроли за пределами Родины, фестиваль "Пражская весна", триумфальные гастроли в европейских странах, запись трех симфоний Чайковского Deutsche Grammophon'oм, премьеры великих симфоний Шостаковича, небывалые достижения в интерпретации шедевров мировой классики.

Мравинскому были особенно близки Чайковский и Бетховен, Брукнер и Брамс, Вагнер и Стравинский. Он был неподражаем в исполнении масштабных партитур и симфонических миниатюр. Обзор, даже поверхностный и фрагментарный, его репертуара, характеристика и анализ его интерпретаций небезынтересны, Восьмая симфония, посвященная Е. А. Мравинскому (1943 год, впервые исполнена в Москве Государственным симфоническим оркестром СССР, дирижер - Е. А. Мравинский), - грандиозное произведение, созданное Шостаковичем в годы войны. Успех ее, связанный с исполнением в СССР и за рубежом, был поистине ошеломляющим. Восьмая, подобно Седьмой, звучала во всех крупнейших концертных залах мира - в Париже и Вене, Будапеште и Брюсселе, Праге и Амстердаме, но пусть лучше эти шедевры исполнительского мастерства говорят за себя сами.

Творческий и репертуарный поиски приводили Мравинского с течением времени к мудрому самоограничению и утонченнейшему совершенствованию уже многократно игранного. Множество слушателей Мравинского становились свидетелями удивительного процесса постижения великим музыкантом великой музыки, слушая из года в год все новое, что появлялось в прочтении Мравинским таких великих партитур, как Пятая симфония Чайковского или Пятая симфония Шостаковича. Как новая, вечная юная, как только что созданная музыка, звучала у Мравинского любая партитура. Все, что составляло ее, высшую ценность, ее зерно, раскрывалось великим мастером и в потоке звуков становилось -достоянием внимающих им. И ныне, когда уже нет возможности быть сопричастным искусству Мравинского воочию (он скончался в 1988 году в родном городе, окруженный родными и близкими людьми), записи его концертов, труд, совершенный им в студиях звукозаписи, дают возможность снова встретиться с его гением, с его чудным даром нам, современникам Мравинского и их наследникам.

- И. Гринев


Ресурсы сети, связанные с исполнителем:
lugansky.homestead.com/Mravinsky.html Links
www.mravinsky.org Неофициальный персональный сайт
en.wikipedia.org/wiki/Evgeny_Mravinsky About from 'wikipedia'
ru.wikipedia.org/wiki/Мравинский,_Евгений_Александрович О исполнителе из 'википедии' [ru]
en.m.wikipedia.org/wiki/Evgeny_Mravinsky About from 'wapedia.mobi' [mobile]
ru.m.wikipedia.org/wiki/Мравинский,_Евгений_Александрович О исполнителе из 'мобильной википедии' [mobile] [ru]
   
Поиск видео (Video Search) :  

CD коллекции, связанные с исполнителем:
  как основной исполнитель ...
 Evgeny Mravinsky - 'Shostakovich: Symphony No 11 '1905', No 12 '1917', No 15' - 2004, Мелодия
 Evgeny Mravinsky - 'Shostakovich: Symphony No 5, Song Of The Forests' - 2004, Мелодия
 Evgeny Mravinsky - 'Shostakovich: Symphony No 6, No 10' - 2004, Мелодия
 Evgeny Mravinsky - 'Shostakovich: Symphony No 7 'Leningrad'' - 2004, Мелодия
 Evgeny Mravinsky - 'Shostakovich: Symphony No 8' - 2004, Мелодия
  как соисполнитель ...
 Dmitry Dmitriyevich Shostakovich - 'Concertos (Complete)' - 2006, Brilliant Classics
 


назад (back)      

  Последние изменения в документе сделаны 13/10/2015 23:39:26

Главная страница
 Project Main Page

My Music Base